Проголосуйте за это произведение |
Рассказы
30 апреля
2014 года
Мой дед Андрей был
мастер
шить полушубки. Полушубки он шил марийской иглой с большим ухом на суровую
нитку. Ну и дошился.
Дошло до того, что перед домом пришлось поставить полевые ворота из жердей,
а
это считалось в то время верхом бесхозяйственности.
Дед, по рассказам
матери,
был черен, как головешка, худ, разговорчив и удручающе весел. Бывают в
России
такие люди, веселость которых вовсе не от хорошей жизни, даже не от острого
ума, а, скорее, от вечной серости и скуки, оттого что тошно жить на белом
свете.
Обычно на промысел дед
уходил осенью. Клал в котомку каравай
ржаного хлеба, портняжные принадлежности и отправлялся на всю зиму в
Сибирь. Так у деда было заведено. Что он делал в Сибири, где плутал - никто
не
ведает, только возвращался он оттуда в конце апреля, кажется, еще более
худой,
веселый и вдобавок ко всему - вшивый.
После его возвращения все жители Пентюхина
старались
заглянуть к деду в гости. Сегодня одни, завтра другие, послезавтра третьи.
Дед
всегда приносил домой кучу новостей, много разных историй про купцов, царей
и
веселых жуликов. Послушать деда люди приходили с ручной работой. Бабы обычно
пряли, а мужики плели лапти. Дед же чесал языком до полуночи, курил, кашлял
и
сплевывал на пол. И при этом в его рассказах купцы почему-то были похожи на
жуликов, цари на купцов, а воры населяли большую часть территории
России.
Однажды под осень
занемогла бабка Тоня и не отпустила деда полушубки шить. Сказала: "Пожалей
хоть меня, если детей своих не жалеешь. Они, считай, без отца выросли и
поэтому
такие недомовитые. У людей-то дети всё в дом прут и волокут, а у нас - из
дому.
Останься хоть одинова, помоги по хозяйству, богом
тебя прошу".
И дед остался, только в
ту
же осень смахнулся с цыганами, стал у них лошадей
выменивать, а потом ещё и покупать. Наберет, бывало, кляч разных, больных да побитых, поставит
их
у себя в хлеве и кормит до весны отборным овсом. Лечит своих лошадей, холит,
ухаживает
за ними, как за детьми. Бывало,
ночами
не спит - все ходит возле них, с каждой
разговаривает, гладит по теплым бокам. У него и лекарство для лошадей
было
только одно от всех болезней - мазь из дождевых червей. Накопает их по осени
где-нибудь на огороде, там, где земля пожирнее, и поставит в печурку поближе
к
загнете. Черви за две недели в горячей печурке совсем растворятся. Вот этим
и
лечил.
За зиму дед, бывало, всё
из
амбаров выгребет под метлу, но лошадей к весне на ноги поставит, потому что
у
него была такая цель в жизни. А весной, как только земля отужает
после первых дождичков на тонкую синеватую травку, дед уже начинает на
ярмарку
собираться в Уржум. Каждый день выводит одну из лошадей к тарантасу, сбрую
тащит, супонь на хомуте затягивает что есть силы худыми руками - запрягает.
Сегодня одну поставит в оглобли, завтра другую. Послезавтра третью. Седелко на холку наденет, проверит, не шевелится ли
чересседельник, подпруга не слабо ли? Правую вожжу на гуж, левую под гуж,
как
положено. Потом в тарантас запрыгнет как молодой и айда - пошел вдоль по
деревне красоваться. Лошадка его шею выгнет, копытом бьет, лоснится вся от
упитанности, и тихо идти ей томительно - она бежать норовит, а деду только
это
и нужно, чтобы народ увидел да подивился. Он вожжи натянет, сделает
вид, что старается удержать её норовистую, раскраснеется весь и
повторяет весело: "Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и
песок..."
Перед Троицей
мужики
навоз начинают возить в поле, - и дед с ними. То на одной лошади повозит, то
на
другой, то на третьей. Ребятня пентюхинская только
к
нему и лезет, чтобы прокатиться. С ним ехать одно удовольствие: лошади у
него
идут ходко, легко, нигде не остановятся.
Но вот кончают мужики
возить навоз, сеют яровое, и уезжает дед на ярмарку в Уржум. Уезжает, как в
Сибирь, недели на две или три. В Уржуме самый большой конный базар. Цыгане
едут
сюда за сотни верст, татары из Казани, мордва, марийцы, удмурты. Народу
собирается - водоворот. Уезжает дед с тремя лошадьми, а возвращается с
базара на
одной, зато бесчувственно пьяный.
На обратном пути объявляет каждому встречному, сколько он за лошадей
барыша взял, скольких цыган вокруг пальца обвел, сколько вина в кабаках
выпил.
Потом пьет еще неделю, скупает вино у местных шинкарок, сидит на завалинке
целыми днями, играет на двухрядке и поет что-то заунывное своим тонким
голосом.
Бабка Тоня выйдет из дома, сядет рядом и скажет тихо:
- Хоть бы уж шел нето в Сибирь, чем меня на всю деревню срамить. Люди-то
уже
пар допахивают, а мы еще не начинали... Дай хоть копейку от барыша, прощелыга.
Дед глядит на бабку Тоню
из-под густых бровей ясными глазами, прячет в них ехидную искорку и отвечает
заученно:
- А вот тебе шиш - не
барыш.
- Шел бы уж в Сибирь,
говорю, - снова повторяет бабка Тоня униженно и, кряхтя, возвращается в
дом.
- А чего ты меня
посылаешь
туда? Чего? - кричит дед ей вдогонку. - Я тебя тоже послать могу... Оторвали
человека от дела, а я к другому пристрастился. Осенью опять лошадей приведу,
вот увидишь.
А бабка и не
сомневается,
что приведет. Что поделаешь с дураком. Век живи -
век
майся.
- Оторвали человека от
дела, - бормочет дед, не глядя на бабку. - А может я бы сейчас для генералов
полушубки-то шил, али для купцов. Может я портновскую мастерскую открыл бы.
Эх
вы, ушкуйники! Ни ворота вам, ни полушубка. Лучше меня ни кто шкуры кроить
не
умеет. У меня из пяти шкур на попа борчатка
выходила.
Вот как!
Осенью дед лошадей
не
привел. Овес, посеянный поздно, не вырос, да и лето выдалось сухое, а осень
пришла холодная и дождливая, промозглая. И заморозки слишком рано ударили,
как
обухом по голове. Ко второму Спасу уже снег выпал, да так и не
растаял.
Правда, и на этот раз
недолго дед погоревал - придумал в старой бане самогон выгонять. Целый завод
организовал. В то революционное время водка была в дефиците, поэтому
потребность в зелье у местного населенья была большая. Как у кого в Пентюхино свадьба или гости дальние пообещались
приехать,
так Андрею Николаевичу поступал заказ на нужное количество спиртного.
А у деда уже все готово:
брага в котле на печи, змеевик в колоде с ключевой водой, сторожа на
березе возле дороги. Сторожили обычно
внучата Лёнька и Генка. Как только полоз железный по снегу заскрипит, так
ребята на березе запоют что-нибудь знакомое. Обычно пели про бродягу с Сахалина, который
до дому пробирается звериной
узкою тропой. Санки, шиненые железом, были в ту пору только у районного
милиционера Толи Самарцева. И пистолет у него тоже был. Толю знала вся
округа, и все боялись его как огня.
Толя, надо отдать ему
должное, быстро про деда пронюхал, стал перед большими праздниками с
проверкой
приезжать, змеевики ломал, самогон конфисковывал и
уничтожал его посредством выпивания с
начальственным
звеном. Пьяный же любил затянуть про того же бродягу с Сахалина, потому что
ничего иного не знал.
Как-то перед самым
Крещеньем Толя в очередной раз деда накрыл за производством, но
неосмотрительно
рано. Дед еще не успел произвести то, что нужно было участковому к
празднику.
Что тут поделаешь: не заставлять же нарушителя закона перегонять брагу в
присутствии начальства. Надо закон соблюдать, и вообще - неловко как-то.
Пришлось забрать у деда суррогат в дубовом бочонке. Забрать-то Толя его
забрал,
но что с ним делать дальше, не знает. Положил рядом с собой в санки и повез
в
город. А дорога ухабистая, брага
только
что с печи, да еще растрясло, взбаламутило брагу-то - вот и рванул бочонок
как
раз перед самым въездом в город. Толю из саней вышибло в снег, лошадь от
неожиданного хлопка понеслась вперед как бешеная, собаки всполошенно
залаяли на городской окраине и сонные местные вороны лениво взлетели с
высоких
заборов, с насиженных мест.
Через три дня деда
забрали.
Он плакал, говорил, что не виноват, что самогон, конечно, продавал, это
правда,
но никогда хорошо не жил. За что же его в
тюрьму? Это несправедливо. В тюрьму надо тех сажать, кто на собраниях
орет шире всех. Всё равно от этих крикунов
никакого проку.
Когда Толя Самарцев
посадил
его рядом с собой в санки, дед перестал плакать, снял шапку и посмотрел на
бабку Тоню с детским отчаянием в глазах. Бабка Тоня перекрестила его
прощальный
взгляд: "Бог с тобой".
Дали деду десять лет. Он
прожил только пять. Старик был, что поделаешь,
чудак-человек.
Проголосуйте за это произведение |