Проголосуйте за это произведение |
"
мы заменяем принципом угадывания принцип проверки знаний.
ЕГЭ напоминает мне игру в наперстки на вокзале.
Но если на вокзале мы теряем лишь деньги, то здесь ≈ молодое поколение".
Мэр Москвы Юрий Лужков
(из выступления на августовском городском педсовете
25.08.2003)
К программе возрождения и развития
российской Школы
Образовательное общество, 2003 год
Начиная с 2001 года (постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. ╧ 119) по инициативе Министерства образования РФ на территории нашей страны начат широкомасштабный эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Ситуация сложилась так, что вокруг ЕГЭ накопилось огромное количество мифов и откровенной лжи. Данная работа написана для того, чтобы любой педагог, ученик, родитель, администратор и управленец мог самостоятельно выработать позицию и отношение к ЕГЭ и образовательной политике в России в целом.
Всех вышеперечисленных, кому небезразлично происходящее в образовательной сфере страны, авторы приглашают к диалогу и совместным действиям, направленным на возрождение и развитие российской Школы.
Сайт поддержки общественного проекта
!SOS √ Спасем российскую школу!:www.spasem-shkolu.p-rossii.ru
Контакты:
spasem-shkolu@p-rossii.ru
Издание осуществлено за счет авторов
[c] Образовательное общество, 2003
Обращение к читателю * Цель реформы образования: сделать его хуже, зато платным * Три логики модернизаторов * Главная цель √ доступность высшего образования и новые возможности? * Единый экзамен победит коррупцию и завышенные требования вступительных экзаменов вузов? * Кто проиграет и пострадает от ЕГЭ? * Чиновники доверяют учителям? * 30 сребреников ЕГЭ * Авторы * Наша символика *
Н
а IV квартал (ноябрь) 2004 года Министерство образования Российской Федерации (министр √ Филиппов В.М.) наметило подготовку управленческих решений по развитию эксперимента по введению Единого государственного экзамена ⌠на основе анализа результатов на каждом этапе его проведения■. К началу 2005 года будет создан проект решения Правительства Российской Федерации по итогам эксперимента.Именно в 2004 году будет решаться судьба российского образования.
Почему мы делаем такой вывод? К чему подобные
⌠паникерские восклицания■? Зачем ненужная патетика?Предвидим возмущение и недовольство федеральных чиновников от образования.
Им сейчас выгодно ничего не замечать и ни о чем не говорить.
Или говорить только с ⌠дружеской критикой■.
Слишком все зыбко. И ничего еще может не получиться┘
В России еще можно сохранить лучшее образование!
Но для этого должен сделать свой выбор в пользу качественного образования каждый учитель, управленец, методист, чиновник, родитель и ученик
.Иначе безликая государственная образовательная машина, действующая в антигосударственных интересах, уничтожит будущее России.
ПОТОМУ ЧТО ЗА ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НУЖНО БУДЕТ ПЛАТИТЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ.
А если в семье нет свободных 500√1000 долларов в месяц (6000√12
000 долларов в год), то дети в такой семье будут обречены на безбудущность, на не-до-образование в нищей школе с нищими учителями, забытыми государством и забывшими, зачем они здесь работают┘На августовском педсовете в Москве 25 августа 2003 года мэр Москвы Юрий Лужков четко определил: ⌠Вводя тестирование в выпускных классах, мы заменяем принципом угадывания принцип проверки знаний. ЕГЭ напоминает мне игру в наперстки на вокзале. Но если на вокзале мы теряем лишь деньги, то здесь ≈ молодое поколение
■.Первая истинная задача ЕГЭ ≈ отбирать будущее у наших детей и внуков.
Вторая истинная задача ≈ окончательно разрушить нравственность общества через невиданное унижение учителя. У учителя и школы не только отнимают право оценивания собственных учеников, которых они учили десять лет, но и открыто обвиняют учителя в необъективности и даже в систематических подтасовках.
Такое прощать нельзя. Учитель и врач в России всегда были святы. И вместо того, чтобы обеспечивать учителю достойную жизнь и зарплату, вместо того, чтобы поднимать учителя на положенную ему в России высоту, модернизаторы охаивают и унижают учителя и, простите за грубое слово, опускают учителя и школу.
В самом деле, зачем вытягивать и поднимать учителя и школу, когда можно попросту отрабатывать иудины сребреники, полученные модернизаторами от Мирового банка?
Модернизаторы и лично министр В.
М. Филиппов давно запутались в объяснениях смысла и задач введения ЕГЭ.Все прекрасно помнят, что первым и главным оправданием запуска ЕГЭ была задача борьбы с коррупцией при поступлении в вузы. Введем ЕГЭ ≈ уничтожим коррупцию, вот лейтмотив ЕГЭ-кампании. Существует огромное количество статей и интервью, в которых модернизаторы и сам министр образования именно таким образом обосновывают введение ЕГЭ. И что же? Тот же самый министр образования в апреле 2003 года на Первом канале телевидения в популярной передаче "Основной инстинкт" при всем честном народе в открытом эфире заявил Борису Виноградову как ни в чем не бывало, что ⌠официально министр такой задачи никогда не ставил
■. И немудрено: коррупция не может не возникнуть там, где сторожить некое благо (например, ⌠корочки■) приставлены люди, чей официальный заработок гораздо ниже цены этого блага, сложившейся в результате ⌠равновесия спроса и предложения■.Мы не можем блуждать в путанице ⌠официальных■ и ⌠неофициальных■ речей и поступков чиновников от образования!
Нам нужен один, ясный и понятный, ответ о будущем наших детей и внуков.
Поскольку такой диалог не организован, поскольку чиновники от образования ограничиваются лишь ⌠мониторингом общественного мнения■ ≈ мы ТРЕБУЕМ ответить на наши вопросы.
И если этих ответов нет, если вместо аргументов в портфелях чиновников из министерства лишь гонорары за разработанные тесты и написанные обоснования √ им придется признать ложь ЕГЭ и уйти в отставку.
Цель реформы образования: сделать его хуже, зато платным
Р
оссийскую систему образования лихорадит реформами. Начались они еще в 1991 году, причем, вынужденно: после отказа от социалистических ценностей и руководящей роли партии содержание гуманитарной составляющей образования требовало пересмотра. Кроме того, было интересно опробовать в нашей школе различные зарубежные методики и наработки, отвергавшиеся ранее по идеологическим соображениям.Но вот учебные часы, освободившиеся от изучения трудов классиков марксизма и решений съездов КПСС, были заполнены новым материалом. Иностранные методики опробованы и даже кое-что взято на вооружение. Реформаторская активность стала постепенно угасать.
Вдруг - новый всплеск. Чиновники всех уровней организованно развили бурную деятельность, перетряхивая всю систему образования. Без колебаний меняются базовые основы работы школы, такие как содержание обучения (образовательные стандарты) и контроль знаний учащихся (ЕГЭ). Попутно укрупняются (сливаются) сельские школы, сокращается сеть учреждений начального и среднего профессионального образования, преобразуется высшая школа, (стандарты, бакалавриат, магистратура и прочее).
Большинство из этих реформ вызывают недоумение. Качество образования от них лучше явно не делается, а неудобств они создают много. Особое возмущение у наших граждан вызывает ЕГЭ, как наиболее наглядно затрагивающий их интересы.
Но вот что интересно. Нынешние реформы ругают все кому не лень, а они успешно реализуются. Руководители министерства образования, подрывая свой авторитет в глазах общественности, говорят в защиту реформ что-то невразумительное (а то и откровенную ложь), но стоят за них на смерть. Они что, все сплошь некомпетентны?Нет! При вдумчивом анализе происходящих преобразований становится понятна логика модернизаторов. Все разговоры о ЕГЭ
являются дымовой завесой, скрывающей суть проводимых изменений √ экономическую реформу. И не случайно главным идеологом здесь выступает известный экономист-западник, ректор Высшей школы экономики Я.И.Кузьминов.На наш взгляд
, главные цели проводимой модернизации образования заключаются в том, чтобы сделать его платным. И в этом наши чиновники от Министерства образования следуют рекомендациям небезызвестного реформатора Аугусто Пиночета, который считал, что народ привык к халяве, в числе которой √ бесплатное образование, и народ от этого надо отучить.Если рассматривать деятельность Министерства образования в свете обозначенных выше целей, то вся проводимая им политика абсолютно логична и даже почти оптимальна. А то, что качество образования при этом неминуемо падает, - это уже незначительный побочный эффект, к экономике системы образования отношения не имеющий. Сначала (в 90-е годы) систему образования опустили в нищету, добавив к ней бесконечные секвестры и дефолты. Затем разрешили принимать студентов на платной основе, нарушив заповедь Христа
- не пускай торговцев в Храм. В итоге начали масштабную попытку превращения храмов науки и образования в бизнес-центры, а после этого, учитывая специфику российского бизнеса, остался только один шаг до поборов и коррупции. К сожалению, некоторые представители системы не удержались от соблазнов. Одновременно пресса, с подачи реформаторов, начала антикоррупционную огульную атаку сначала на высшую школу, а затем на всю систему образования. Круг замкнулся. Исходные позиции определились, "огонь по системе!" был нанесен самой образовательной властью. В первую очередь под этот огонь попали ректоры вузов. И хотя они считали ниже своего достоинства ввязываться в полемику с оппонентами, удар был чувствительным. Система вздрогнула, процесс пошел...Сегодня мы можем оказаться невольными свидетелями и соучастниками логического завершения этого разрушительного процесса. Первым гвоздем в крышку гроба российского образования станет законодательное закрепление всеобщего единого государственного экзамена. А значит неизбежный переход ко всеобщему платному образованию. Необходимо объединенными усилиями всей педагогической и родительской общественности остановить ⌠ЕГЭизацию■ всей страны!
Важно понимать, что Единый государственный экзамен является одним из прямых инструментов перехода на платность образования.
В
основу всех действий модернизаторов положены три логики.Первая логика √ пора отказаться и даже разрушить ⌠школу знаний■ и переходить к ⌠школе умений■. Вот как рассуждает, исходя из этой логики, первый заместитель министра образования Российской Федерации:
⌠Сегодня можно на уровне здравого смысла понять, что можно сделать, чтобы освободить место для введения компетентностного подхода, расчистить площадку, чтобы там могло вырасти то, что называется компетентностным подходом; и это ситуация стандартов, где нужно уменьшить число понятий для обязательного всеми изучения школьниками России. Это ситуация профильного обучения в старшей школе, это ситуация ЕГЭ, который может сыграть очень опасную роль, если единый экзамен сохранит знания. Сейчас проблема номер один с этим экзаменом, как начинать включать в него элементы, связанные с компетентностными подходами, с подходами
на другое мышление, на другое качество образования /.../■Болотов В.А., выступление на IX конференции "Педагогика развития"
Что же произойдет в российском образовании, если дать возможность последовательно провести данную логику в общей управленческой и хозяйственной деятельности Министерства образования? В первую очередь, жертвой последовательно проводимой в жизнь этой
логики станет высшее профессиональное образование, вузы России.В высших учебных заведениях от абитуриентов и студентов требуются способности мышления, понимания, воображения, рефлексии, а не навыки заполнения налоговых деклараций и умение оказать первую помощь при гриппе. Студент высшего учебного заведения должен стать высококлассным специалистом, который может делать открытия, создавать новые механизмы и произведения искусства. А для этого школа (и вуз) должна учить мыслить, а не формировать компетенции и навыки.
Одним из вариантов этой логики является логика ⌠шведского стола■ знаний. Предполагается, что ученик сам определит те области знания, которые ему необходимы
.Вот и имеем мы на сегодняшний день огромное перепроизводство юристов и экономистов и недопроизводство инженеров, специалистов в области естественно-научных дисциплин, изобретателей и.т.п.
Вторая логика √ кибернетическая. Образование можно посчитать в ⌠объективных■ цифрах и баллах.
⌠┘нельзя "проспать" эту революцию - пренебрежение кибернетикой (которую обозвали "лженаукой") пятьдесят лет назад до сих пор "аукается" нам отставанием в массовом применении компьютерных, информационных технологий.■
Филиппов В.М. ⌠Правда и домыслы о российском образовании■
Против кого готовят удар ⌠проснувшиеся■ чиновники? Основной адресат √ учитель средней общеобразовательной школы! Именно этот
⌠элемент■, с его субъективностью, непросчитываемостью, невозможностью оцифровки и перевода в понятные алгоритмы становится лишним. Вновь появляется химера 60 √ 70-х годов прошлого века √ телешколы, фантазии футурологов о компьютерном образовании суперлюдей. То, что во всем мире подтвердило свою полную несостоятельность.
Третья логика заключается в том, что образование понимается как сфера услуг. И в этом отношении образовательная организация приравнивается к коммерческому киоску.
Эта логика направлена против большинства населения России √ против родителей! Нам говорят о том, что государство у нас очень бедное, и оно не может оплачивать всякие посторонние интересы и увлечения детей. Только стандарт (о котором √ разговор особый). А все, что сверх, все, что дополнительно, √ за родительские деньги
!⌠За последнее десятилетие сложилась не совсем справедливая система: сегодня в гимназиях и лицеях большая доля детей - из более обеспеченных слоев населения. При этом введены льготные, лучшие нормативы финансирования этих гимназий и лицеев, естественно, за счет обычных школ. Итак, забрали деньги у более бедных детей из обычных школ, чтобы отдать детям из более обеспеченных слоев населения в гимназиях и лицеях! Теперь планируется введение во всех школах страны профильных старших классов, с углубленным, бесплатным обучением в этих профильных классах всех школьников. Именно бесплатное углубленное изучение математики, физики, химии и т.п., если ребенок выбрал естественно-научный профиль; бесплатное углубленное изучение иностранного языка, литературы, истории и т.п., если ребенок выбрал гуманитарное направление. Все 11 760 часов для получения полного среднего образования будут бесплатными. А вот если кто-то при этом захочет ввести "еще более углубленное" изучение математики или иностранных языков, или ввести бальные танцы и фехтование, то, пожалуйста, - за счет средств родителей, спонсоров, но не за счет денег (на более лучшие нормативы), отбираемых у детей из "обычных" школ■.
Филиппов В.М. ⌠Правда и домыслы о российском образовании■
Итак, ясно √ кошелек у государства тощий, хоть и декларируем увеличение расходов на образование √ но главное в перераспределении, во внебюджетных источниках (родительских деньгах). Где же министру понять, что настоящее образование √ во внеурочной деятельности, в дополнительных занятиях. Да и школьник в 15 лет не в состоянии определить для себя ⌠на все 100%■, кем он будет, какой предмет выбрать.
Интересен самый последний выверт чиновничьей логики. Родителям уже официально предлагается оплачивать услуги частных охранных фирм в школах в связи с угрозами терактов. И это в нашей стране, отличающейся колоссально развитой системой силовых ведомств! Конечно, если в них много ⌠оборотней■, то им некогда заниматься охраной граждан и поиском преступников, они заняты другими важными делами. Вот и приходит на ум мысль об эффективности или бесполезности нашей государственной машины. А ведь государство должно служить стране, а не быть паразитом на теле общества.
А возможность выбора Министерство образования дает один раз. УЧЕНИК В НАШЕЙ ШКОЛЕ ПО ВЕРСИИ МИНОБРА, КАК САПЕР √ имеет право на одну попытку и ОШИБАЕТСЯ ОДИН РАЗ! На ВЫБОР достойного образовательного дела и занятия у него возможности нет √ государство не дало денег.
Советский Союз в 70-м году выделял на образование 7% от валового внутреннего продукта, а в 1994 г. Россия выделяла уже 3,4%. Для сравнения: в развитых странах выделяется 5,3√5,5%
Учтите двукратное сокращение валового внутреннего продукта к 1994 году, и получите уже лишь четверть от расходов Советского Союза; а если учесть также минимум двукратный рост цен после 17 августа 1998 года? Сколько бы мы ни придумывали механизмов раскроя ⌠тришкина кафтана■, ничего не изменится, образование не сможет нормально развиваться. Пора понять: расходы на образование ≈ это не бюджетные затраты, это инвестиции в будущее! Что и доказывает статистика. Люди с высшим образованием в развитых странах дают непропорционально более высокую долю валового внутреннего продукта, чем люди с более низким образованием.В настоящее время на образование тратится чуть больше 4% от общих расходных статей бюджета, 0,75% от внутреннего валового продукта (ВВП)!
Хотя в Законе Российской Федерации об образовании ясно указано:
⌠Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не
менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.■Необходимо заново ставить вопрос о выполнении этой нормы Федерального Закона! Мы
, конечно, не повторим путь развития Японии, Южной Кореи и Китая, где на образование тратят до 15 - 25% ВВП. О таких цифрах российская система образования не смеет и мечтать. Но российское образование начнет выползать из нищеты.Первый честный путь развития российского образования - через выполнение Закона.
Второй честный путь - законодательное введение всеобщего платного образования путем изменения Конституции и вынесения этого вопроса на референдум. Если народ проголосует за √ чиновники-модернизаторы победили. Если против
√ все реформаторы во всех ветвях и уровнях власти отстраняются от государственной службы и получают запрет на профессию и право занимать государственные должности в течение 10 лет в связи с попытками проведения антинародной политики. Это будет честно. А попытки втянуть платность образования ползучим путем √ этим попыткам есть свое определение, которое авторы оставят читателю. Каждый назовет их сам.Развитие образования
√ это общенациональная идея, а не игры в ЕГЭ-ГИФО. Образовательная сфера должна волновать всех политиков - это судьба наших детей и внуков. А мы размениваем их будущее на ЕГЭ. Нация, не понимающая ценности образования, обречена.
Без государственных гарантий и выделения на нужды образования не менее
10% бюджета любые реформы и модернизации означают уничтожение системы образования!
Главная цель √ доступность высшего образования и новые возможности?
Е
диный экзамен вводится для создания ⌠более объективных возможностей■ для менее защищенной категории детей. Прекрасная и благородная цель!⌠┘самая главная цель единых государственных экзаменов - дать более объективные возможности способным детям из семей малообеспеченных, из отдаленных регионов России быть принятыми в высшие учебные заведения. Сегодня дети из малообеспеченных слоев населения, дети тех же учителей из Сибири, Дальнего Востока, да и просто из российской глубинки, такие дети не имеют денег, чтобы поехать в вузовские города (Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) только для того, чтобы попробовать сдать вступительные экзамены. (Да и что пробовать, если при вузах есть свое репетиторство, платные курсы, целевой прием, "договорные школы" и т.п.). Вот и плодим мы сотни "международных и межпланетарных" университетов, филиалов вузов практически в каждом райцентре России, дискредитируя российское высшее образование. Сдав же единые государственные экзамены, и направив их итоги, никуда не выезжая, в несколько вузов, способный выпускник школы будет иметь более объективные возможности быть принятым в вуз■.
Филиппов В.М. ⌠Правда и домыслы о российском образовании■
Проверим, в чем же сам механизм создания таких ⌠объективных возможностей
■?Этот механизм √ главное, зачем и вводится ЕГЭ √ государственные именные финансовые обязательства (ГИФО). Смысл ЕГЭ-ГИФО в непрерывном оценивании всего: учебы детей, работы школьного учителя и изворотливости вуза
.
ГОСУДАРСТВО СТАНОВИТСЯ ГЛОБАЛЬНЫМ РОСТОВЩИКОМ!
Правительство Российской Федерации примет нормативные правовые акты, устанавливающие возможность финансирования за счет средств родителей, иных внебюджетных источников преподавания дополнительных предметов и оказания дополнительных образовательных услуг в средней школе, не включенных в нормативы финансового обеспечения. Поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования предусматривает экспериментальную отработку технологии проведения Единого государственного выпускного экзамена и его последующее законодательное закрепление. Будет сформирована независимая система аттестации и контроля качества образования. Одновременно будет осуществлен комплекс подготовительных мер по персонализации титула бюджетного финансирования профессионального образования (государственных именных финансовых обязательств).ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА 2000-2001 ГОДЫ |
Главная и единственная цель ЕГЭ √ введение подушевого нормативного финансирования.
Государство хочет платить меньше и не всем.
Для нормативного финансирования нужна планируемая социальность. Нужна стратегия выращивания общества, механизмов общественного воспроизводства и развития.
Ничего подобного в нищающей с каждым выкачанным кубометром минерального сырья стране НЕТ. Поэтому подушевое финансирование означает лишь УМЕНЬШЕНИЕ инвестиций государства в человеческий капитал
.Нужно понимать, что основная цель ЕГЭ √ переход к подушевому финансированию. Разговоры про качество и доступность высшего образования являются не чем иным, как
PR-ходом. Вот как сформулированы основные цели эксперимента по Единому экзамену:
Сегодня эти ⌠изменения в законодательстве и нормативных актах■ в пользу ЕГЭизации всей страны еще можно предотвратить!
Единый экзамен победит коррупцию и завышенные требования вступительных экзаменов вузов?
О
тношение школы и вуза √ важнейшая характеристика современной образовательной системы. Очень точно это отношение зафиксировала учитель N: ⌠Мы, сегодняшние ⌠училки■, те, на ком еще держится российское образование, примерно все 50-х годов рождения. И мы поступали в вузы по ⌠Справочнику поступающему в ВУЗ■, безо всяких репетиторов. Брали и готовились. А теперь √ если год на репетиторов не потратишься, то никуда не поступишь. Требования страшно завышены┘■Понятна и достойна уважения позиция вузов √ сложность программ возрастает, количество учебного материала увеличивается в арифметической прогрессии, а школа работает еще на старых программах и учебниках. Вот и требуется ⌠дообразовывание■.
⌠Ясно, что степень объективности сдачи таких экзаменов, возможности ухода от коррупции нынешних вступительных экзаменов намного выше, чем при сдаче вступительных экзаменов в конкретные вузы. <┘> одно дело - репетиторство для подготовки лучшего знания для сдачи единых государственных экзаменов, а другое дело - нынешнее репетиторство, подготовка в конкретный вуз, да еще когда почти все преподаватели - члены приемных комиссий, занимаются репетиторством.■
Филиппов В.М. ⌠Правда и домыслы о российском образовании■
И вот тебе √ ЕГЭ, панацея от всего. И школам достанется и вузы прищучим! Логика Министерства образования безупречна. Оно √ над схваткой. Беспристрастный арбитр. Только логика-то эта √ знакомая! И авторы ее √ те же чиновники и идеологи, модернизирующие советское и российское образование еще со времен Госкомвуза. Те, кто за много лет так и не смог понять устройство
деятельности общеобразовательной школы и различия между школой и вузом! Потому что вуз √ система образования ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, а школа √ ОБЩЕГО!
ВСЕ ЭТО УЖЕ БЫЛО В 1996 ГОДУ!
Письмо Министерства образования РФ # 152/11 от 2 февраля 1996 г. О проведении государственного централизованного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации
В соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 17.02.95 # 223 "О создании Центра тестирования выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации" на базе Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина создан Центр тестирования, которому поручено проведение начиная с 1996 года централизованного государственного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений по всей территории Российской Федерации. В настоящее время создана сеть региональных представительств Центра, охватывающая около 35 регионов Российской Федерации. Централизованное тестирование проводится по следующим предметам общеобразовательного цикла: математика, физика, информатика, русский язык, история Отечества, химия, биология, география, иностранные языки (английский, немецкий, французский). Сроки проведения единого общероссийского тестирования √ март - май т.г.Тестирование будет проводиться на платной основе по желанию обучающихся. По результатам централизованного тестирования выдается сертификат общероссийского государственного образца. Вузам России "Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации" разрешено засчитывать результаты централизованного тестирования в качестве вступительных испытаний. Министерство образования Российской Федерации поддерживает инициативу Госкомвуза России и рекомендует всем органам управления образованием субьектов Российской Федерации принять активное участие в организации и проведении централизованного тестирования в своем регионе, оказать помощь в работе региональных представительств Центра. Педагогические советы общеобразовательных учреждений по желанию обучающихся могут засчитывать результаты централизованного тестирования по всем предметам, кроме литературы (сочинение) и алгебры и начал анализа, в качестве экзаменационных отметок итоговой аттестации. Заместитель министра А.Г.АСМОЛОВ |
Уже 7 лет проводится централизованное тестирование. Десятки вузов принимают его результаты в качестве ВСТУПИТЕЛЬНЫХ баллов! Более того, именно Госкомвуз (до объединения в Минобр) и выступил здесь зачинщиком!
Так что же, СТАРАЯ ПЕСНЯ НА НОВЫЙ ЛАД??!!
Министерство образования не представило на суд общественности документов о результатах проводимого централизованного тестирования. Нет анализа параметров качества образования. Нет статистики востребованности подобной услуги. Но есть желание ВВЕСТИ НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПО СУТИ СТАРОЙ СИСТЕМЫ, НО УЖЕ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ!
Нет, господа модернизаторы. Пока не будет широкого обсуждения итогов проводимой вами много лет процедуры централизованного тестирования, ни о каком ЕГЭ говорить вам не удастся! Здесь простым указанием ⌠Ну вы же знаете √ это все как при централизованном тестировании ┘■ не обойтись.
Ведь ЦТ √ ВАШИХ ЖЕ РУК ДЕЛО!
Да и кто мешает развивать и дальше добровольное тестирование, анализируя его результаты и постепенно, без революционной поспешности, добровольно, расширять круг участников этого дела, без ЕГЭ-шной суеты?
Сегодня необходимо не ⌠Свидетельство о сдаче ЕГЭ■, а ПОЛНОВЕСНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ АТТЕСТАТ, который будет приниматься во всех вузах страны.
Кто проиграет и пострадает от ЕГЭ?
С
амым расхожим аргументом в пользу ЕГЭ является тезис о том, что через механизм единого экзамена увеличивается доступность высшего образования для выпускников школ. Причем, не просто увеличивается, как можно понять из буквально любого выступления министра и модернизаторов, а увеличивается в разы, кардинально.Это ложь. Беспардонная ложь.
Введение ЕГЭ в разы снижает возможность для детей из небогатых семей - а таких у нас в России не менее 80 %, большинство! - поступать в вузы и получать высшее образование.
Почему?
Во-первых, реальный смысл ЕГЭ в его привязке к ГИФО, т.е. к платности высшего профессионального образования. Если даже поверить в увеличение доступности в плане рассылки своих документов по вузам Российской Федерации, то платность образования, которая будет расти и расти, сведет на нет эту смешную доступность, а тем более реальную доступность всех пяти лет обучения в вузе вдали от дома.
Во-вторых, опыт этого года убедительно показал, что дети богатых или влиятельных родителей сдают экзамены на порядок лучше, чем остальные дети. И не важно, что лежит в основе этого феномена - лучшая подготовка этих детей через репетиторов или лучшая возможность родителей
заранее узнавать "секретные" результаты ЕГЭ. Важно то, что социально-имущественная дифференциация через ЕГЭ многократно усиливается, а не уменьшается!В-третьих, школа превращается в конкурентное сообщество, где учащиеся любыми путями должны выиграть в гонке результатов ЕГЭ-тестов. Тем самым, мы увеличиваем доступность образования не для самых умных или бедных, а для наиболее приспособленных к подобным забегам и хитростям.
Не случайно ректор Московского государственного социального университета В.И. Жуков убежден, что
⌠тестирование станет средством масштабного мздоимства, откроет дорогу в вузы богатым и лишит этой возможности бедных. Тестирование, в том виде как оно существует, - это очередной ваучер, только с более серьезными последствиями, потому что будет приватизировано право человека на получение образования, а значит, и на достойную жизнь. По аналогии с американскими фирмами создаются условия для учреждения коммерческих структур, готовых делать деньги на натаскивании абитуриентов по тестам. Разговоры о широких возможностях, которые дает ЕГЭ сельским школьникам, - это мыльный пузырь■.Очень хорошо описал реальное снижение доступности при ЕГЭ заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин:
⌠Представьте себе следующую картину: все наши дети сдают единый экзамен, и в зависимости от того, как они его сдали, они получают, соответственно, различного достоинства государственные именные финансовые обязательства, грубо говоря, 25 тыс., 15 тыс., 5 тыс. и ноль рублей. Теперь представим себе средней руки нового русского и средней руки сельского учителя. У каждого из них есть сын. Конечно, если сын учителя Ломоносов, он все равно сдаст, даже и по нынешней модели. А если эти дети более или менее равных способностей, что мы получим? Новый русский средней руки нанимает репетитора, для подготовки к сдаче тестов за 50 долларов в час. Сельский учитель тоже нанимает репетитора, но по пять рублей в час. Нетрудно себе представить, что дети новых русских будут сдавать эти тесты лучше, чем дети сельских учителей. После этого они будут получать государственное именное финансовое обязательство, позволяющее получать бесплатное образование, а с сельских учителей будут еще и дополнительно требовать денег за обучение их детей. Система, которая нам предлагается, направлена на то, чтобы социальное неравенство увеличилось. Мне представляется, это не единственный пример, когда авторы программы модернизации, обещая нам выход в светлое будущее, на самом деле догоняют цивилизацию задом наперед
■.
Таким образом, от введения ЕГЭ выиграют:
А кто проиграет?
К
ибернетическая логика чиновников Минобра дает все основания для радости. Наконец-то можно разобраться √ кто и как у нас работает в образовании. И принять соответствующие меры!⌠Мы много знаем фактов, когда учитель в выпускном классе поставил хотя бы 10% двоек, фактически сам себе? А через месяц, при сдаче аналогичных вступительных экзаменов в техникумы или вузы, до половины выпускников многих, если не большинства школ России получают неудовлетворительные оценки. Введение
Единых государственных экзаменов покажет, как в какой школе преподают конкретные предметы, и выводы могут делать ежегодно и директора школ, и учителя, и родители■.Филиппов В.М. ⌠Правда и домыслы о российском образовании■
Держись, российский учитель! На зарплату тебе денег нет, а вот на оплату работы ⌠карательных органов■ в лице ⌠независимых■ (но почему-то сформированных самим Министерством образования, хотя и при участии органов территориальной власти, общественности) аттестационных комиссий √ есть.
Поистине универсальный инструмент ЕГЭ! И на финансировании высшего образования детям сэкономили, и на учителей управу нашли! Плохо дети тесты пишут √ так дело не в тестах, не в самой порочной системе Единого экзамена
, а в том, что учитель Иванова работает плохо! Снизить ее заработную плату с 2000 рублей до 1000!
ЕГЭ разрушает и без того очень слабый авторитет российского учителя!
Б
ольшая часть педагогической и родительской общественности понимает порочность Единого экзамена. Целые регионы отказываются от его проведения. Почему же сегодня ⌠ЕГЭ шагает по стране■ и почему авторы уверены, что если не принять экстренных мер, то с 2005 года все школы и вузы России будут силком, административным решением переведены на процедуру Единого экзамена?Сегодня очень просто положиться на ⌠авось■, решить √ мол, самому ничего сделать не удастся, тем более что:
Если вам небезразлична судьба российской Школы,
если вам дорого будущее наших детей,
если вы знаете как и хотите участвовать в проектировании и создании лучшей российской школы
ПРИГЛАШАЕМ ВАС В КОАЛИЦИЮ ⌠НЕТ ЕГЭ!■
На сайте
http://spasem-shkolu.p-rossii.ru мы готовы разместить ваши материалы и мысли по ЕГЭ √ предлагаем стать нашими корреспондентами, а также принять участие в форумах по теме ⌠Нет Единому экзамену!■.контакты:
spasem-shkolu@p-rossii.ru
|
Борис Виноградов, заместитель министра образования в 1998 - 2002 гг. http://www.vinba.ru. |
|
Павел Карпов, секретарь Образовательного общества http://spasem-shkolu.p-rossii.ru. |
|
Юрий Крупнов, председатель общественного движения "Партия России". http://www.kroupnov.ru. |
http://spasem-shkolu.p-rossii.ru
Приложение.
ФУТБОЛКИ
заказ
: spasem-shkolu@p-rossii.ru
ПЛАКАТЫ
заказ
: spasem-shkolu@p-rossii.ru
Проголосуйте за это произведение |
Также транслирую здесь извещение секретаря Образовательного общества П.В. Карпова: Предлагаем Вашему вниманию новую брошюру "Скажи нет Единому государственному экзамену!" http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/20/239_1.shtml Данный документ адресован всем - от школьников до ректоров ВУЗов, кто заинтересован в сохранении и развитии российской школы. Скачать полный текст в формате Word97 Вы можете на странице, где опубликована брошюра. Мы приветствуем тиражирование и распространение брошюры. Приглашаем всех к диалогу и сотрудничеству. С уважением, Карпов П.В., координатор проекта, секретарь Образовательного общества
|
http://www.echo.msk.ru/interview/4.html Так что, когда Лужков говорил про наперсточников, он наверное имел в виду в том числе себя и своих министров
|
|
Я не Андрей Карпов - я Павел Карпов (и я один из авторов статьи - см. выше!! - к которой уважаемый Андрей отношения не имеет.) Уточняю только для того, чтобы уж самому нести ответственность за высказанные в работе "НЕТ Единому экзамену" мысли. А они в том, что в Министерстве образования утвердилось лживое чиновничество, которое непрофессионально принимает разухабистые решения, суть которых - в уничтожении системы. Просто люди сидят - и режут по живому. Впрочем, как и везде. В этом ужас. Тем не менее - прошу исправить досадную ошибку. С уважением, Павел Карпов
|
Скажи НЕТ вавилонской системе образования, занесенной в Европу арабами и насажденной на Руси царем-антихристом. И да здравствуют Мартин-бочар и Ванька Жуков!
|
Уважаемый Юрий Васильевич! Целиком и полностью присоединяюсь к Вашему с коллегами начинанию по отмене-запрещению Единого государственного экзамена. Смею думать, про принятие-одобрение оного послужит крушению-гибели национальной средней школы. Тесты уничтожат связное представление об историко-литературном процессе ( русская классическая литература, новейшая русская литература). Василий Пригодич (Сергей Сергеевич Гречишкин), член Союза писателей СанктПетербурга, член Всемирной ассоциации писателей, Международного ПЕН-клуба, Русского ПЕН-центра http://www.prigodich.8m.com/ http://pereplet.sai.msu.ru/cgi/kot.cgi
|
Централизованное тестирование проходит в выпускных классах некоторых школ, а также в специализированных центрах, как в бумажном, так и в электронном виде. Его результаты могут засчитываться школами вместо выпускных экзаменов, а некоторыми вузами и вместо оценок за вступительные экзамены. Ранее в Минобразования России считали, что система тестирования обладает достаточно высокой степенью защиты. Диск высылался в учреждения, где будут проводиться испытания непосредственно перед началом экзаменов. Задания и варианты правильных ответов находятся в зашифрованном виде. Запустить программу мог лишь ответственный за проведение тестирования, который получал специальный пароль. Кроме того, сама тестовая программа может запускаться только на специально отведенных для этого компьютерах и следит за всеми действиями пользователей, чтобы предотвратить мошенничество. Несмотря на все эти меры безопасности, питерский хакер под ником Sp0Raw смог раздобыть программу Минобразования и написать собственный генератор ключей, подбирающий пароли к файлу, в котором находятся задания теста и правильные ответы. В результате, на пробном тестировании Sp0Raw смог набрать 100 баллов из 100 в тестах по русскому языку и математике повышенной сложности, что практически невозможно. В интервью "Ведомостям" хакер заявил, что его интерес заключался в том, чтобы исследовать систему. "Я помню, как смотрел фильмы, вроде "Хакеров", и смеялся. Думал: "Интересно, когда подобное можно будет в России сделать?". И вот, похоже, настали времена. А тут еще и электронные паспорта ввести собираются - вообще раздолье", - сказал Sp0Raw. В Минобразовании РФ факт взлома признали, добавив, что это лишь единичный случай: из протестированных 111000 человек обмануть систему удалось лишь одному. Между тем, урок будет учтен, и в центре намерены значительно усилить меры безопасности, например, полностью изменить схему шифрования заданий. "Если до сих пор на подбор пароля требовались четыре дня, то теперь потребуются, минимум, четыре недели", - говорит директор Центра тестирования при Минобразовании РФ Владимир Хлебников. Кроме того, отныне процесс тестирования будет организован таким образом, чтобы диск поступал в вузы непосредственно в день проведения тестирования, а каждый предмет был бы записан на отдельном компакт-диске.
|
Взгляните на тесты Единого государственного экзамена по литературе: http://www.bitnet.ru/demo-ege/literature.html Это просто-напросто горячечный (внесистемный) бред. Особенно поражает: сказка М.Е.Салтыкова (Н.Щедрина) "Премудрый пИскарь" и "поэтЕССА" (!!!) А.А.Ахматова...
|
|
Ваша образованность позволяет Вам обоснованно делать такие тонкие различения, как пИскарь и пЕскарь. Современным школьникам, которых буду готовить к ЕГЭ, такой роскоши ждать не приходится. Их затачивают и подгоняют под заготовку, под логику составителей тестов, а последние могут быть просто неграмотными и неумными. В этом чудовищность ситуации, Дедушка Кот прав. Приговором "егэизаторам" служит сам форум на официальном портале поддержки ЕГЭ. Посмотрите, это любопытно! http://ege.edu.ru:8080/ege/portal/public.nsf/DateAllThreadedWeb/0998b5395f721e64c3256d9500286490?OpenDocument
|
Дорогой Пауль! Благодарю за разъяснение (я не знал) - пЕскарь и пИскарь. Все равно впечатление от тестов - мерзейшее. Детей будут натаскивать на "ответы", а уразумение единого литературного процесса - на помойку.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Действительно, слово 'пескарь' происходит не от 'песка', а от общеиндоевропейского 'писк', что соответствует германскому 'фиш'. Что же касается изменения гласной, то во французском вообще - 'пуассон'.
|
Идёт выпускной экзамен в Тбилисской школе. - Гиви, кто был великий русский поэт А. С. Пушкин? - А. С. Пушкин был великий русский поэт. - Молодец. Отлично!
|
>Просто после того, как у некоего специалиста в голове ╚волга╩ - это ╚влага╩,.. А Вы, г-н Дворцов, вроде бы сами нашли статью, согласно которой Волга и влага - родственные слова. Или Вы ее до конца не дочитали? Вот: "П. Я. Черных сделал предположение о диалектном характере слова москы еще в раннем историческом периоде языка восточных славян. Ученый считал, что это слово использовали славяне-вятичи. У кривичей в тех же значениях ему соответствовало слово вълга, которое, как считают некоторые ученые, легло в основу названия великой русской реки Волги"Точнее, думаю, поскольку в те времена у славян существовало полногласие, то есть согласные всегда разделялись гласным звуком, полным или редуцированным, исходное слово было либо "вълога" либо "волъга". А в период падения редуцированных омонимы могли разделиться фонетически, для смыслового удобства, так сказать -
|
А кто, ребята, из Вас в этимологический словарь Фасмера заглянул? И в другие этимологические словари? Там же все написано... Кстати, о птичках (точнее, о рыбках). Классическая армянская загадка: "висит, пищит - что такое?" Если кто не догадается, сообщу за небольшую сумму (в у.е.) ответ.
|
Другое название Волги - Народная. Обратите внимание, что самый известный из народов, живших на Волге - Булгары (волгари) и что на латыни 'народный' - vulgaris. Это ещё не всё. По-славянски 'народ' - полк (русское поле, Польша, сербско-хорватская Полица, греческий полис). Славянское название куманов - половцы. В германских языках 'народ' - folk. Германский тотем - волк. Другое слово для "народа" - сволочь. Вот так и накручивается вокруг Волги. А ведь это действительно река многих и разных народов. Помнится, журнал "Наш современник" устроил плавучий агитпоход по великой реке и её притокам под транспарантом "Волга - русская река". По пути их с хлебом-солью и недоумением встречали вепсы, удмурты, марийцы, мордва, чуваши, татары, башкиры... P.S. Москва от 'моска' - мечеть. В конечном счете это просто от 'мужской дом'. Лев Николаевич Гумилев справедливо оспаривает, что Москва сделалась столицей империи не оттого, что она стоит на стратегически или экономически выгодном месте. И признается, что не может ответить на этот вопрос. Так вот я отвечаю: в древности здесь был языческий религиозный центр. А на месте Кремля непосредственно перед приходои славян располагалась мерянская кереметь.
|
Откуда только берут всю эту белиберду? Раньше, помнится, Глюк был, теперь вот Бизон. Ладно, пойду-ка я отсель...
|
Первое слово: 'пис' - кусок. От него 'вес' и 'песок'. Но от него же 'пьеса', 'письмо' и 'песня'. Во фразе "висит фиш и пищит" все три слова происходят от одного корня. Поэтому фраза звучит и отзывается в нашем подсознании.
|
Вы поставили телегу впереди лошади. Слово 'моска' (мечеть) происходит от названия языческого храма (мужского дома), а не наоборот. Что касается болота, где черти водятся, то бесы и есть языческие боги. На месте храма Христа-спасителя в стары годы было такое вот болото. Впоследствие ему дали название бассейн 'Москва'. У людей интуиция работает.
|
1. Если Фасмер - не авторитет, то кто тогда??? 2.Армянскую загадку не разгадали, думайте дальше.
|
|
Вы абсолютно правы. Трагедия в том, что хотя подавляющее большинство педагогической общественности понимает порочность революционнных кампаний в образовании типа ЕГЭ, сегодня мы имеем практически 100%-ную вероятность введения Единого экзамена в 2005 году. На сайте проекта СОС - Спасем российскую школу открыт подписной лист против ЕГЭ-кампании. http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/form/gb.cgi Приглашаем к диалогу и выработке решений по предотвращению расслоения и разрушения российско-советской школы.
|
>Другое название Волги - Народная. Обратите внимание, что самый известный из народов, живших на Волге - Булгары (волгари) и что на латыни 'народный' - vulgaris... А ведь это действительно река многих и разных народов...< Видимо, многие и разные народы провели референдум и решили назвать свою реку по-латыни, дабы никому не было обидно. Благое начинание, однако, из-за недостаточных познаний многих народов в латыни успехом не увенчалось. Vulgaris, открою небольшой секрет, значит "обычный", а "народный" будет popularis. >Москва от 'моска' - мечеть. В конечном счете это просто от 'мужской дом'... Слово 'моска' (мечеть) происходит от названия языческого храма (мужского дома), а не наоборот.< Мечеть - это искаженное тюрками арабское слово. Ни один мусульманский народ никогда не называл мечеть "москвой". Не говоря уж о том, что у семитов, тюрок и индоевропейцев языческие храмы никак не могли называться одинаково. Словом mosque называют мечеть французы и англичане, вроде бы из-за сходства с московскими православными церквями, для европейца, видимо, весьма заметного (по сравнению с готикой)... А знаете, в некоторой песне Битлз явственно слышно "водки найду". Какие следует из этого сделать выводы?
|
Я убежден, что и в вашей родной специальности, химии, ваши знания столь же поверхностны, как и в этимологии.
|
|
Аркадяне же, по крайней мере те, которые переселились из Пелопоннеса с Эвандром, по происхождению - германцы (видимо, в данном случае ахейцы).
|
|
В вагонах московского метро стены заклеены приглашениями типа: банковские вклады - вклад "Адмирал Ушаков", вклад "Фельдмаршал Кутузов", вклад "Князь Александр Невский" - ваш вклад в историю. При совершенном равнодушии окружающих. Утром я выхожу на станции в потоке учащейся молодежи. Через 15 минут под диктовку сертифицированных профессоров и доцентов они будут записывать конспекты лекций о славных деяниях героев отечественной истории: князя Александра Невского, фельдмаршала Кутузова, адмирала Ушакова. И ни малейших ассоциаций. Карьера отдельно, жизнь отдельно. И жизнь ли это? Не считать же за таковую ежедневную тусовку в студенческих аудиториях и на дискотеках. Ну, какое значение в этой ситуации имеет: быть ЕГЭ или не быть ЕГЭ? Если само содержание образования уже давно и надежно выхолощено.
|
А ЕГЭ - как попытка все эффекты образования перевести в "цыфру" - в первую очередь бьет по учителю. Дискуссия о содержании образования заслуживает отдельного пространства.
|
Видимо, у нас разные понятия о хорошем. Среди защитников Дома Советов в 1993 году не было ни одного студента. Статистика. Попробуйте-ка в Израиле повесить объявление "Вклад Пророк Самуил". Да вам за это голову оторвут. И правильно сделают. Отсутствие моральных понятий есть врожденное качество (И.Кант). И здесь уже никакие объяснения не помогут.
|
К сожалению, у нас уже практически никто не думает. Все осваивают средств'а. Если Вы против ЕГЭ - то нужно уже сейчас формировать коалицию, ставить вопрос правовым образом. Введение Единого экзамена (тем более - принудительное введение) незаконно. Приглашаю Вас в коалицию "Скажи ЕГЭ НЕТ!" http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/form/gb.cgi Давайте вместе работать, чтобы предотвратить развал российской школы.
|
|