Говорят, что
Александр Проханов написал национальный бестселлер. Говорят, что роман
⌠Господин Гексоген■ создан им в порыве искренних патриотических чувств.
Говорят, что наш писатель и наш ведущий журналист по оппозиционерству
предъявил соотечественникам неслыханную ⌠новую правду■ о разрушении России.
И мы можем вздохнуть с легкостью √ наконец-то все разоблачены, расставлены
по местам, выравнены в шеренги.
Первый парадокс прохановского ⌠жесткого романа■ √ его
жесткость почему-то всем пришлась по вкусу и оказалась удобоносимой для
тусовщиков любой комплекции: от банкиров-миллионщиков до писцов,
обслуживающих хозяев своих газет. Но грустнее другое √ нормальные, любящие
свое Отечество и давно пребывающие в скорби русские интеллигенты смогли
увидеть в этом романе ⌠правду осквернения страны■. Именно поэтому я решила
писать о ⌠Гексогене■, задавая автору и его героям самые прямые и ясные
вопросы.
Вопрос первый: действительно ли роман ⌠Господин Гексоген■
можно назвать ⌠национальным бестселлером■?
Да, можно. Именно с этим утверждением я соглашусь, так
как прохановский роман беспрепятственно вписывается в это пиаровское
чудовище, имеющее столь дикое имя √ порождение слепого, выморочного сознания
безответственных последних лет. Национальный бестселлер √ безумный термин
безумных лет. Ясно всякому, что определение ⌠бестселлер■ не имеет ни
малейшего отношения к художественной литературе √ но кричит, вопиет о
своем страстном желании всем угодить и понравиться, о своем намерении
включить как можно больше читателей в злободневное публицистическое
пространство. Роман Проханова обладает всеми этими качествами: он пообещал
читателю рассказать правду о закулисной жизни политиков; он построен на
выигрышной теме о ⌠тайном знании■, мировом заговоре; все главные герои его
служат в спецразведках; жирным курсивом и с этакой размашистой прямотой
говорится о евреях, а еще автор ⌠задрал юбки■ известным дамам-политикам.
⌠Жареное■, ⌠клубничка■ (эротическая и политическая) и кровушка (⌠наша
русская■, ⌠наша мусульманская■, ⌠наша африканская■) √ вот составляющие блюда
под названием ⌠бестселлер■.
Бестселлер принципиально принадлежит злобе дня. Он √
площадное явление и в этом качестве, безусловно, может содержать в себе
элементы ⌠правды факта■, фактуру журналистской ⌠правды секунды■. Бестселлер
принципиально рассчитан на эксплуатацию действительно социально-ярких и
реальных чувств населения: недовольство политиками (а когда было
⌠довольство■?), недовольство правительством, чиновниками; чувств обиды и
тоски об утраченном; чувств стыда и унижения. Но именно эти реальные чувства
в пространстве прохановского романа категорически преобразованы и
направлены в иное русло. Какое? О том речь впереди.
Пока же скажем, что бестселлер по определению не может
быть национальным. ⌠Национальный■ здесь не более чем эффектная
вывеска-мутация, некая имитация, но само слово это сегодня, безусловно,
⌠заряженное■. Одновременно присутствие рядом с ⌠бестселлером■ определения
⌠национальный■ сильно пахнет сливанием в него некоего особого, безупречно
денационализированного смысла. Впрочем, задолго до недавно приобретенных на
западном рынке дешевых распродаж ⌠национального бестселлера■, мы уже
слышали о переведенном на многие языки ⌠мировом бестселлере■ √ ⌠Русской
красавице■ Вик. Ерофеева, где, естественно, нет ни ⌠русской■ (в ее живом
образе), ни ⌠красавицы■, но имеются только шлюшки с элитарными способами
жить, не чурающиеся и оккультизма.
Вопрос второй: какова она, ⌠новая правда■, романа
⌠Господин Гексоген■?
⌠У нас нет России■, √ именно с такой мыслью написан роман
самого публицистического современного писателя. Как происходит этот ⌠акт
возмущения■ лучше всего видно именно из второстепенного ряда литературы,
куда отнесем и данное сочинение А. Проханова. В чем суть этой ⌠протестной
литературы■, которая так ⌠подкупает■ нынешнего читателя? Прежде всего,
повторим, в спекуляции отчаянием. Проханов, страстно вещающий все последние
годы о ⌠русских началах■ то белых, то красных, то средне-третьих, об
оппозиционности ⌠режиму Е.Б.Н.■, активный зритель переворота 91-го года и
крови 93-го, пишет роман, полный безвыходности, утешая читателя тем, что
помимо ⌠заговора спецслужб■, в котором явно победили поклонники ⌠мирового
правительства■, есть еще некие тайные ⌠чистые■ силы, есть некий ⌠Русский
орден■, радеющий за самостоятельность России (представитель этого ордена
дважды мелькнет в романе). Но это ли может быть утешением, это ли должно
стать надеждой, если ⌠вера в Россию■ на протяжении всего романа разлагается
как труп на глазах у публики? Вроде бы в Россию ⌠верят■ все герои, все
желают ее процветания и могущества. Но вера эта всегда имеет теневую сторону
≈ непременно с изъяном и с гнильцой.
Верит в Россию и главный герой Белосельцев, правда, все
время ведомый коллегами-спецслужбистами, во всем и во всех сомневающийся,
участвующий во всеобщем разложении при пассивном внутреннем сопротивлении.
Осмыслена ли и реальна любовь к Отечеству в другом герое √ больном
головушкой, ⌠юродивом■ Николае Николаевиче? Увы, но только в больном
сознании (Николай Николаевич √ странный герой, но все же никак не
юродивый) осталась определенность любви. Громкие слова о России звучат из
уст героев банкиров, политиков, разведчиков, ведущих страну к краху (пока),
ради силы в будущем. Итак, вера в Россию, как положительное начало, на всем
романном поле героями активно профанируется.
Александр Андреевич в своем романе использует прием
узнавания: реальные политики, олигархи, президенты, журналисты прописаны
гротескно, смачно, с фантасмагорическим азартом. Но именно этот прием здесь
работает на мнимый эффект правдивости. Прочитайте внимательно роман и вы не
найдете в нем абсолютно ничего, что не было бы хорошо известно из газет и
телепередач. Прочитайте и спросите себя: ну что такого уж тайного,
необыкновенно закулисного вы узнали из романа, о чем много раз не читали и
что не видели? Не видели загородного дома президента, не знаете, что из себя
представляют резиденции олигархов? Но, во-первых, кроме общих картинок
Проханов и тут ничего не дает, а во-вторых, надо ли знать и кому это
интересно, кроме подглядывающих в замочные скважины обывателей, в каких
интерьерах происходят ⌠деловые встречи■, оргии и попойки? Мне кажется, что
нормальному человеку совершенно неинтересно (и даже противно) видеть
министра культуры в купальном костюме а lа Тарзан (что недавно
продемонстрировало государственное TВ), читать прохановские описания
⌠холеной пятки■ дочки Истукана (под таким прозвищем фигурирует бывший
президент), просто мерзко узнавать о ее ⌠сексуальных аппетитах■, и
категорически скучно читать о московском мэре в образе услужливого пса,
несущего на четвереньках брошенную Истуканом кость. Роман же, кажется, всеми
этими сценами рассчитан или на злобное наслаждение (увы, от бессилия)
старшего поколения, или на оценки ⌠во, клево!■, ⌠прикольно, блин!■, ⌠я
тащусь■ молодых читателей.
Из своих героев Проханов сделал как раз те же самые
⌠куклы■, ядовитым описаниям сотворения которых в утробе Останкинской башни
он отдал столько экспрессивных страниц. Автор описывает зловоние зловонно, о
сытой похоти пишет похотливо, роскошь живописует по мещански сладострастно.
Следовательно, вся политтехнологическая новизна романа √ только пиаровская
завлекаловочка о ⌠правде развала страны■. Впрочем, Проханов ничего другого и
не мог предложить, так как писал он конспирологический роман.
Еще валяются на книжных полках сочинения Григория Климова
≈ тоже ⌠борца за Россию■, любящего раскрывать правду об
извращенцах-заговорищиках, революционерах-вырожденцах. ⌠Господин Гексоген■ ≈
это продолжение Климова на ⌠новом историческом этапе■. Оба писателя выжгли
огнем заговора всякую живую реальность, не оставив места свободному вздоху
человека. Проханов разоблачает конспирологов с позиций конспиролога.
(Климов, писавший об извращениях и выродках, стал сам носителем
вырожденчества, как бы выпестовал в своей личности мерзость деградации).
Главная рациональная идея конспирологического романа Проханова √ все
контролируется (планируется, просчитывается, провоцируется и т.п.). И тут я
вижу недоверие романа к жизни и к человеку ≈ в книге не только героям, но и
читателю не оставлено никакого личного пространства, никакой свободной воли.
А ей, как известно, человек обладает даже в тюрьме, даже в нищете, даже в
страдании. В романе Проханова все просвечивается лучами разведки,
прослеживается наблюдательными устройствами и ⌠топтунами■-доносчиками. Я не
хочу сказать, что нет подобных явлений, нет специально проводимых акций,
провокаций и т.д. Но всей своей новейшей историей наш человек и наша страна
доказали присутствие в жизни органичного, самосозидательного, творческого
начала и неуправляемого народного инстинкта. Я хочу сказать только то, что
есть в русской жизни нечто, что сильнее и государственного могущества, и
тотального контроля. Есть та внутренняя сила, что способна изменить любой
заговор олигархов, любой план политэлиты: еще недавно наших крестьян почти
голыми выбрасывали в тайгу, переселяли ⌠по плану■, а они всерьез и будто
навсегда строили дома, заводили скот, рожали детей. Их вновь, ⌠по плану■,
сгоняли с места строить какой-нибудь металлургический гигант, а они вновь,
всерьез, как будто навсегда, жили своим инстинктом крепкого дома (увы, но
вот роман Зои Прокопьевой, русский эпический роман ⌠Своим чередом■, прямо
противоположный во всем идеологии нац.бестселлера Проханова, не был в свое
время прочитан). Олигархи и политики ⌠по тайному сговору■ развяжут войну: и
пойдет на нее наш солдатик, и своей простодушной серьезностью, своим
естественным патриотизмом напрочь изменит содержание этой войны (читай
Виктора Николаева). Между тем, именно этим простым ⌠всерьез■ и
спасаются потом сами же политики (примеры, я думаю, у всех на виду). Роман
же Проханова производит впечатление газовой камеры √ писатель травит
читателя свирепыми, агрессивными, фантасмагоричными картинами, но каждая из
них, как театральная декорация, только имитирует реальность.
⌠Революционный перец■ в изображении бравых историй
генералов спецслужб и особенно главного героя, коктейль из ⌠белого■ и
⌠красного■ (главный герой мечется в поисках правды от ⌠белых мощей■ монархов
к ⌠красным мощам■ мавзолея), идеологический винегрет из золотого покрова
Богородицы и усатого Сталина, православный демократизм (тут пригодился и
Патриарх, на мэрской тусовке наблюдающий эротический танец голой девицы),
мусульманский ⌠эзотеризм■ (русский офицер посещает мечеть, находя ее вполне
пригодной для теплой молитвы) √ все в этой книге перепутано и перетасовано.
Но, тем не менее, этот миражный роман, кажется, не забыл теорию
марксизма-ленинизма √ и тоже навыворот. В учении том была абсолютизация
объективных движущих сил истории, а в романе √ полная абсолютизация
субъективной воли заговорщиков. Там творцом бытия был народ, здесь же √
спецслужбы. Там был откровенный атеизм √ серый, тотальный, но и в чем-то
более честный в своей прямоте, здесь же использование веры как
⌠эстетического компонента■ (правда, без различия мусульманской или
православной составляющей), как идеологического √ в духе времени √ приема.
Там человек был ⌠винтиком■ государственной машины, здесь он настолько
автономен, что сама имперскость-державность, о которой Проханов пишет много
лет, скукожилась в романе как шагреневая кожа до тождества государственных
интересов интересам касты посвященных. В общем, автор много потрудился √ все
поп-идеи российской политкультуры он собрал с журналистским усердием, ни
одной из них не отдавая предпочтения (кстати сказать, абсолютно этот же
джентельменский идеологический набор присутствует и в романе ⌠Укус Ангела■
питерца Крусанова, который в ⌠Дне литературы■ отнесли по новомодному
⌠имперскому■ ведомству, спеша, очевидно, выстроить ⌠тенденцию■). По сути,
Проханов создал роман-химеру, ибо родство высказанных писателем идей от их
подлинников весьма далековато. Я бы даже сказала, что все идеи ⌠Гексогена■
имеют ⌠различные степени законности■ в отношении к декларируемым учениям:
политическим ли √ о монархии, империи, консерватизме; святоотеческим ли √ о
христианстве. Низвергнутые с горней высоты на площадь (а ведь за каждым из
этих учений стоят поколения и поколения русских мыслителей, писателей,
богословов), прилаженные наспех к грубой газетной реальности, они выглядят
ободранными бомжами (ну, не гадкая ли это провокация √ рассказ ⌠старца
Паисия■ из Троице-Сергиевой Лавры о Патриархе, во чреве которого растет
некто с ⌠копытами и хвостом■?!).
Вопрос третий: кто же выведен в романе разрушителем
России? Да герои-то все сплошь русские. Это они, русские солдаты спецназа,
насилуют мертвое тело чеченки. Это русские генералы спецслужб контролируют
еврейские капиталы (приятное во всех отношениях самообольщение!), а потом,
засадив по тюрьмам олигархов, жируют точно так же, как и они. Это русский
генерал, одетый в казачий мундир с золотом эполет, орет о ⌠жидах, убивших
царя■. Только эта бесспорная истина так художественно декорируется, что
казачий генерал, разбивающий драгоценный фарфор и терзающий плоть белого
рояля (таким образом стирается память о еврейском олигархе), не вызывает у
читателей никаких чувств, кроме брезгливости. Это наш Патриарх выписан в
самых ярких красках современного бестиария, а другой герой, ⌠сергиевский
старец■, √ жалким клеветником на того же Патриарха. Поэтому-то я не хочу
слышать никаких сопливых рассуждений о прохановском-де ⌠разоблачении■ и
⌠уличении■ мерзавцев и о нашей ⌠кривой роже■ перед авторским зеркалом! Не
памфлет же автор написал √ в романе нет иронии, все на полном серьезе, без
тени юмора, на открытом форсаже.
Вы скажете, что в Проханове нельзя не признать ⌠мастера
метафоры■? Я не говорю о других его произведениях, но художественные
средства этого романа легко вычленяемы: образ осени, как увядания, тоски и
разрушения, навязчиво повторяясь, присутствует в начальных главках. Далее
следуют довольно меткие описания людей в образах птиц. Правда, весь роман
⌠птичья метафора■ будет назойливо вертеться перед глазами. Наконец,
⌠бабочки■ ≈ как хрупкость красоты жизни ≈ еще одна, пожалуй, самая удачная
образная конструкция романа. Но больше всего места в романе отдано образу
Москвы √ мегаполису могущества, силы, месту обитания властей и спецслужб,
столицы для богатых (нельзя не отметить авторские удачи именно в таком
описании города). Хотя все это, тем не менее, не главное.
Главное √ в самой сущности прохановской энергетики
образов. И тут писатель неожиданно выступает как явный поклонник
модернистской эстетики антиномий, эстетики сильных парадоксов. Причем, чем
больше угол расхождения, тем эффектнее получается ⌠образное падение■ в ткани
романа. Прием воссоздания чего-либо ⌠естественного■ в ⌠неестественных
условиях■ √ любимейший в эстетике автора ⌠Гексогена■. Если бы это был
советский роман о рабочем классе (пофантазируем), то Проханов изобразил бы
преждевременные роды героини со всеми натуральными физиологическими
подробностями, например, где-нибудь в сталелитейном цехе, на фоне
огнедышащих печей. То же самое он делает в своем ■национальном бестселлере■
√ все, к примеру, эротические сцены всегда возникают в романе в ситуации
опасности, игры жизни со смертью. Своей чернокожей любовницей, украшенной
фруктами в качестве элемента любовной игры, главный герой обладал во время
опасного спецзадания, другая героиня, прекрасная итальянка, подорвалась на
мине после ночи любви, а завершается цепь любовных приключений
рефлектирующего русского Джеймса Бонда в городе Пскове с русской девушкой
Аней. Вздохнем и скажем: хорошо, что не в монастыре. Вообще, в романе много
физиологии √ утрированной, чрезмерной, пышно-бесстыдной (⌠бодрияровского
соблазна■).
Из абсолютного идеализма (даже любви к Отечеству,
например) не раз вырастали в истории зловещие цветы зла. Из абсолютного
патриотизма Александра Проханова вырос абсолютный заговор и ⌠новые
патриоты■, которые теперь умеют разрушать не со злобой, а с любовью. Теория
полного контроля (главная идеологема романа) не может не быть унизительной
для нормального человека, ибо она изменяет сущность явлений почище
либерализма и материализма. Согласно авторскому замыслу, единым целым, осью,
что держит мир, объявляется Великая геополитическая комбинация конспирологов
(под стратегическим названием ⌠Америка-Европа-Россия■). И здесь Проханов
навел, независимо от того хотел он так написать или нет, масонский порядок в
нашей с вами еще такой живой, не успевшей стать историей, жизни.
Роман его мне видится клеветой на мир, пребывающий в
Божественной воле. Это клевета на жизнь всякого человека, наделенного
свободой выбора, свободным самоопределением, но и знающим личного Бога, не
посягающим на свою полную автономию от Него.
Азарт холодного неверия ⌠ни во что■ сквозняком ⌠выдувает■
роман Проханова из Большой русской литературы. Любые рассуждения о якобы
жестокой отечественной классике, которые в критике в связи с романом
Проханова непременно будут, √ ни что иное как ширма. У классиков все было
всерьез. Достоевский не писал своих бесов с ⌠метафизической■ усмешечкой.
Лесковским нигилистам противостояли живые, прекрасные русские герои √ люди
веры. ⌠Положительность■ же прохановского романа кульминацией своей имеет
фантасмагорическую сцену гибели в авиакатастрофе всех злодеев-заговорщиков.
Такая утопическая ⌠нравственность■ √ ни что иное как интеллектуальное наше
самоубийство, подменяющее духовно-трезвый взгляд на проблемы сказочным ⌠чтоб
все сгинули!■. И они ⌠сгинули■. В романе Проханова. А в реальности? Да вы и
сами знаете.
Читая Проханова, думаешь, что он всего лишь страстный
игрок, а все прочитанное √ гиль (любимое слово ⌠классических■ нигилистов).
Именно этот роман показал, что сегодня нет ни одной патриотической идеи,
которая не имела бы своего зеркального отражения в либерализме. Из такой
ситуации могут быть только две дороги-выхода: упрямо бороться за сохранение
подлинного, вечного смысла и ценностей нашей культуры, веры, жизни; быть
внутренне, личностью своей, им адекватным. Или заняться кликушеством,
говорить о протесте, выставляя на торжище те же самые ценности, только
предварительно выпуская из них живую жизнь, превращая в штампы, профанируя,
опустошая, вывертывая наизнанку. Но если ⌠протест■ становится делом
профессиональным, то не может быть разницы между Прохановым, научающим всюду
видеть ⌠тайные силы■, и Явлинским, видящим ⌠спланированную акцию■ в стадном
буйстве подростков, болеющих за футбольную команду России. И те, и другие не
скажут правды о сути нынешней свободы: одни будут защищать анархизм
лимоновцев, другие ⌠свободу детей-беспризорников■ и их право на
беспризорность, о чем недавно вещал либеральнейший министр культуры.
Яд безотрадности √ он, и только он, остается в твердом
остатке от прохановской комбинаторики. И не спасает больше ни ⌠чарующая сила
пропасти■, ни шарм опасности и эманация сильных чувств, рожденных войной, ни
эстетское наслаждение кровью. Сам писатель, безусловно, уцелеет √
наша политическая реальность ежедневно будет подбрасывать все новые факты в
костер конспирологов. Но в этом ⌠национальном бестселлере■ Александр
Проханов, как и его герой Белосельцев, остался без всего √ без
трезвой, ответственной веры в Россию, без народной идеологии (вернее, без
народного идеала), без русской культуры.
На пафос романа: ⌠выхода нет!■, этакого байронического
крика отчаяния, не раз звучавшего в истории, существует самый сильный и
ясный аргумент ≈ продолжение жизни, продолжение истории: ⌠Умирать собрался,
а жито сей■. По-прежнему против людей отрицания, образами которых заполнен
роман, стояли и будут стоять люди веры. И, я думаю, что ⌠народному русскому
опопозиционеру■ будет совершенно нечем платить, если народ предъявит ему
⌠вексель■. Искренний читатель, осиливший прохановский роман, догадается о
несостоятельности народного должника.
Карта убита! √ смыкая уста, политкорректно растворив
реальность в фантомно-виртуальном финале романа, говорит писатель. Нет, √
отвечаем мы, √ не все идеи принадлежат в этом мире спецслужбам, не только
синим лучом телеэкрана пронзена душа соотечественников.