Проголосуйте за это произведение |
Небесные спецэффекты
У России, испытывающей недостаток в финансовых средствах, довольно серьезные шансы стать лидером в зарождающемся авиакосмическом шоу-бизнесе.
В информационных сообщениях об авиасалоне МАКС 2001 в Жуковском, не однажды прозвучало, что он среди других мировых салонов такого масштаба не только самый крупный и представительный, но и самый красивый. Показательных полетов и разного рода представлений на нем было более чем предостаточно. Сейчас, при первых подсчетах сумм подписанных контрактов становится ясным, что воздушные представления вполне окупаются твердой валютой. Оставив в стороне вопросы о том насколько передовыми являются технические новинки, представляемые нашими авиакосмическими предприятиями и насколько необходима изощренная воздушная эквилибристика в обстановке реального воздушного боя, можно представить какие у подобных зрелищных мероприятий имеются перспективы.
Устраивать под небом пир на весь мир мы действительно умеем. У нас в этом деле богатые традиции и опыт. При советской власти нас часто удивляли удалью воздушных ассов и грандиозностью театрализованных постановок.
Еще в самом начале 20-х годов А.В. Луначарский предвидел, какую огромную роль сыграет в будущем театр массового действия, театр под открытым небом. Он всячески содействовал проведению массовых празднеств - на площадях, стадионах, в амфитеатрах зеленых театров. Хорошо отзывался он и об увиденных им в Европе ночных спектаклях у исторических зданий. Луначарский утверждал, что устройство таких массовых мероприятий, является даже более важным, нежели развитие процветавших тогда " художественно-революционного " и " оперативно-агитационного " театров. Уже в 30-е годы вновь построенные аэродромы стали использоваться как сценические площадки для авиационных праздников, сыгравших весьма существенную роль в тогдашнем " идеологическом строительстве " . И нынешние воздушные представления - отчасти продолжение той традиции.
Естественная экзотика всегда будет сопровождать любое мероприятие под открытым небом, потому что заинтересованное и трепетное отношение к разного рода небесным явлениям глубоко укоренено где-то в нашем коллективном бессознательном. Люди всегда с особым интересом относятся к происходящему в " бесконечной выси " над ними. К тому же многим нравится чувствовать себя причастными к грандиозному действу и ощущать свою приверженность к чему-то значительному. На открытых пространствах граница между зрителями и грандиозной сценой размывается.
В наше время достаточно много публичных мероприятий проводится на больших пространствах, под открытым небом. Уже вполне привычны эстрадные концерты на открытых городских площадках, на стадионах и площадях. Время от времени нас удивляют грандиозными постановками вроде музыкально-лазерных представлений Жана Мишеля Жара, или постановки "Аиды" среди настоящих пирамид Гизы, или большими " тусовками " вроде рок-фестиваля " Крылья " на Тушинском аэродроме.
А недавно именно мы подарили целому миру новое эффектное шоу. Затопление станции " Мир ", проводилось в малонаселенном районе, но туда специально съезжались за многие тысячи километров, чтобы стать свидетелями уникального небесного зрелища. Тогда все телеканалы планеты показывали яркий полет этой " падающей звезды ".
Без сомнения, самые эффектные и завораживающие зрелища наблюдаются на небе. Оно само беспрестанно удивляет нас естественными явлениями - радуги, метеорные дожди, солнечные затмения, появления комет, северные сияния, да и просто усыпанное звездами небо... И мы сами создаем в нем множество разного рода зрелищ - фейерверки, подсвечивание облаков прожекторами, фиесты (праздники воздушных шаров), авиашоу с воздушной акробатикой, групповые парашютные прыжки, надписи из дымчатых следов от самолетов (skywriting, skytyping), буксировка транспарантов различными летательными аппаратами, реклама на аэростатах.
Большие спектакли под небом обычно устраиваются по большим праздникам. Как известно, в нашей стране праздничные фейерверки стали применять с военной поры, когда салютовали по случаю важных побед, а авиационными парадами обычно отмечались главные послереволюционные достижения ... До сих пор тепло вспоминают, как на наш олимпийский мишка под прощальную песенку улетел в небо ... На последней олимпиаде в Австралии, юная телезвезда большую часть церемонии открытия летала над стадионом, а уже на закрытии, угасающий олимпийский огонь был " унесен " истребителем, пролетевшем сверху на форсаже ... В самом начале " Всемирной театральной олимпиады " , изобиловавшей спектаклями на открытых площадках, всех удивило выступление " летающих барабанщиков " театра " Трансэкспресс "...
Столь сильный интерес к тематике полетов и к безбрежным высотам весьма широко использовался и, конечно же, прежде всего политиками. Когда-то приближения комет служили поводами для свержения монархов. Позже запуски людей на орбиту или автоматов к планетам служили доказательством государственного превосходства.
Во времена пресловутой " космической гонки " был такой анекдот:
Американцы как-то увидели, что Луна стала красной как пролетарско-революционный флаг. Конечно, испугавшись новой эффектной выходки Советов, они терялись в догадках как бы достойно ответить...
Спустя некоторое время уже русские были потрясены, когда на этом красном фоне виднелись белые буквы - "Coca-Cola"...
После короткой паузы, внизу было подписано - " Сделано в Челябинске "...
Неизвестно что было дальше, может Американцы что-то там затерли, а может переименовали один из своих городов в Челябинск ...
В наши же дни опробованные многолетней практикой идеологического воздействия времен холодной войны, атрибуты авиационной и космической символики благополучно перекочевали в коммерческую рекламу:
На телеэкранах пилоты аэробуса пьют " Липтон "; " Жиллетт " скользит по коже, как истребитель сквозь воздух; космонавты на орбите едят " Чудо-йогурт " , и получают свежий " АиФ " ; а " Толстяк " , увлекшись пивом, опаздывает на старт ракеты. Некоторые из этих видеосюжетов сняты на настоящей орбитальной станции или на реальных земных тренажерах. Что же до рекламы в печатных изданиях, они вовсю пестрят изображениями звездных россыпей, спутников, вертолетов, истребителей и разного рода диковинных крылатых созданий. Если рекламируются системы связи, турагентства или авиакомпании то в сопутствующих картинках почти обязательно присутствует изображение земного шара.
Элементы " высокоскоростного " или " космического стиля " применяются в самых разных элементах дизайна и художественного оформления. Когда популярна мода на все экстремальное, то как раз кстати " невообразимые высоты, самые высокие скорости, самые передовые технологии, самые дорогие технические игрушки, самые умные инженеры и самые опытные пилоты ".
Рекламистов " околонебесная " символика неплохо кормит. И совершенством рекламного воздействия могло бы быть создание эффектного зрелища в ближнем космосе, скажем, раскраска Луны в разные цвета. Подобное мероприятие привлекло бы внимание значительного количества людей, что в результате обеспечило бы повышение интереса к его организаторам (http://www.sciteclibrary.com/rus/catalog/pages/1697.html).
И подобные замыслы космического масштаба время от времени возникают:
Однажды Space Marketing Co., Джорджия, предложила развернуть на орбите рекламный баннер, чтобы приурочить это к Олимпийским играм 1996г. Хоть и не преуспев в этом проекте, они все-таки организовали съемку рекламного ролика с надувной банкой Пепси-колы, во время выхода в открытый космос со станции " Мир ".
В прошлом году была проведена рекламная кампания по инициативе сети ресторанов Пицца-хат, чья 10 метровая эмблема украсила ракету "Протон". Это произошло уже после того, как их рекламщики вынуждены были отказаться от гораздо более честолюбивого проекта - проецирования их логотипа аж на Луну. Первоначально планировалось высветить обновленный торговый знак на нашем естественном спутнике с помощью мощного лазера, но стоимость оказалась астрономической. Кроме того, инженеры от космонавтики сказали, что необходимые лазерные технологии не будут доступны еще несколько лет и даже если бы имелись, логотип должен был бы быть размером со штат Техас, чтобы его видели без телескопов.
Совсем недавно появилась информация о намерении художника Джеймса Дауни, создать "совместную работу астрономического искусства". Он надеется, что миллионы владельцев лазерных указок, направят их в одну точку и " покрасят Луну " , высветив на ней небольшое красное пятно. Запланированы 5 минутные попытки на две ночи в октябре и ноябре. Правда, по оценкам ученых, чрезвычайное ослабление лучей с расстоянием, и их рассеяние сделают размеры пятна очень большими, а яркость очень низкой.
И раньше от " космических художников " исходили предложения создать " глобальные художественные работы " - обычно большие отражающие орбитальные скульптуры или искусственно вызываемые свечения, вроде северного сияния, которые могли бы наблюдаться большинством населения планеты. Понятно, что те проекты должны были нести глубокую смысловую нагрузку и символизировать что-то высокое. Хотя, большинство из них были технически нереализуемы или финансово неподъемны. Например главный идеолог "космического искусства" художник Артур Вудс предлагал построить в орбите надувную скульптуру в виде большого бублика - километр в диаметре, которая была бы видна на небе как круг, приблизительно в1/8 размера Луны. После некоторого времени на орбите, у скульптуры развернулся бы солнечный парус, и она улетела бы куда-то вдаль. Можно представить общую стоимость этого проекта, если только запуск одного килограмма груза на орбиту обходится в 7-10 тыс. долл.
Кто-то считает представителей "космического искусства" (space art) первыми ласточками, а кто-то именует их выскочками, занимающимися саморекламой. Такого рода проекты действительно весьма противоречивы и слишком сложны, особенно для представителей " богемы " . У " инженеров человеческих душ " , как правило, плохо с точными науками, поэтому " высокоточные " космические требования им мало понятны.
Правда недавно в России разворачивалась довольно интересная и многообещающая программа "Эстафета тысячелетий", в которую успели включиться хорошо знающие свое дело специалисты ведущих отечественных институтов и конструкторских бюро. Их умения и опыт действительно позволяли реализовать эффектное космическое шоу к встрече нового тысячелетия. Но программа была закрыта, видимо по банальной причине отсутствия финансирования. Как это часто бывает, денежный вопрос заставил спуститься с небес на землю.
Однако, после полета Денниса Тито в заокеанской печати появилось достаточно много публикаций, в которых признавалось, что Россия из-за собственных финансовых проблем нечаянно оказалась лидером в космическом маркетинге и в космическом туризме. Еще на " Мире " реклама принесла немалые деньги. Космонавты рекламировали на станции швейцарские часы Omega, кухонные процессоры РКК " Энергия " , израильское молоко Tnuva и напитки обоих вечных конкурентов Coca-Cola и Pepsi. Как ни странно, но у России, испытывающей недостаток в финансовых средствах, довольно серьезные шансы стать лидером в зарождающемся авиакосмическом шоу-бизнесе. У американцев хоть постоянно и шумят по поводу урезания бюджета НАСА, но все же на космос отпускается достаточно много денег. Им нет резона " оригинальничать " . А нашим " не до жиру " , поэтому вполне готовы сотворить на небе " нечто " , причем по вполне сходной цене. Так уж сложилось в истории, что у нашей страны в освоении небесных пространств особая роль.
В одном из телеинтервью, жена Артема Боровика рассказывала, что он намеревался когда-нибудь организовать грандиозный концерт на космодроме, завершающийся настоящим запуском ракеты в космос. Он погиб на взлете, безвременно ушел - наверное на небо. Но кто знает, может эта его мечта еще осуществится.
Может любимое всеми нами небо станет к нам еще ближе, оставшись таким же высоким и притягательным.
Проголосуйте за это произведение |