Проголосуйте за это произведение |
Намеки в известной сказке - наметки на большое будущее.
Весна нынешнего года богата событиями театрально-зрелищными - прошли фестивали "Золотой Остап" и "Золотая маска", началась "Всемирная театральная олимпиада". Еще очередные церемонии подведения итогов в киноискусстве - "Оскар" в марте, "Ника" в апреле, Каннский кинофестиваль в Мае. В то же время в апреле праздновали 40-летие триумфального полета Гагарина. А ведь и в космосе разворачивается небывалая драма, весьма эмоционально значимая. Не случайно последняя церемония "Оскара" началась прямо на борту Мждународной Космической Станции, откуда ведущий "спустился" на праздничную сцену.
В космосе работают сложные технические устройства, управляемые и одушевляемые людьми, словно в кукольном театре, где к куклам отношение столь же заинтересованно-трепетное, как к живым людям. Например судьбой "Мира" были озабочены не менее, чем участью живого человека. Вопрос о его затоплении обсуждался столь же эмоционально, как и допустимость эвтаназии. Достойно ушедшему орбитальному комплексу рукоплескали как погибшему герою. Как это часто бывает с героями в художественных произведениях, над "Миром" изрядно поиздевались, но "под занавес" он красиво ушел, оставив о себе добрую память.
Американские киношники, работая над фильмом "Аполлон 13", заметили, что космические корабли - это герои фильма, участвующие в постановке наряду с людьми. Изучая архивные записи того полета, они нашли трогательную фразу, которую произнесли астронавты, прощаясь кораблем, ставшим для них спасительным убежищем. После отстыковки они сказали ему вслед:
"-Ты был хорошим кораблем...
-Прощай "Аквариус" и мы благодарим тебя".
Так совпало, и, возможно, не случайно, что в 60-е годы, ознаменовавшиеся первыми прорывами в космосе, властителем дум был театр. Тогда повальное увлечение поэзией сопровождалось восхищением перед космическими достижениями. В то же время военные составляли многочисленные сценарии развития событий на возможных "театрах военных действий", собирая силы для выступления, извините - наступления.
Мир тесен, в нем так много совпадений - идеи "физиков" и "лириков" носятся в одном воздухе, довольно причудливо перемешиваясь. Как-то так получилось, что в 10-20-е годы прошлого столетия в восточном Крыму, в местечке Коктебель стекались многие известные деятели русской культуры, неоднократно бывал там и писатель А.Н. Толстой. А в 20-30-е в тех же местах проводились традиционные планерные смотры, ставшие "стартовой площадкой" для многих выдающихся советских авиаконструкторов и летчиков. На тех "слетах" испытывал свои первые деревянные планеры будущий Генеральный конструктор С.П. Королев.
В произведениях Алексея Толстого встречается весьма много эпизодов, посвященных художественному творчеству, театру, жизни людей искусства, за что его часто упрекали критики, особенно советские. Он одно время учился в самарском реальном училище, потом в Петербуржском Технологическом институте, но бросил инженерную карьеру. Однако впоследствии Толстому весьма хорошо удавалось увязывать технические достижения с человеческими страстями, как в "Крахе инженера Гарина" например. Писатель вырос в самарском Заволжье, в Самаре теперь литературный музей его имени. И в этом же городе, в советские времена именовавшемся Куйбышев, собирали ракеты, изобретенные Королевым, в том числе и знаменитую "гагаринскую". Ракетами этого семейства запускались в космос первые лунные станции. Они поднимали и корабли, летевшие в сторону Марса, куда летали герои фантастического романа Толстого "Аэлита".
Из-под пера Толстого вышла и замечательная сказка "Золотой ключик, или приключения Буратино". Первоначально в рукописи это произведение было названо писателем "новым романом для детей и взрослых". В ней, пройдя через множество испытаний, куклы нашли свое счастье в идеальном кукольном театре, который был рядом, у каморки Папы Карло, подобно тому, как герои "Хождения по мукам" обрели мир и покой, встретившись после долгих скитаний у родного очага.
В реальной жизни Буратино стал героем кинопостановок и анекдотов, моделью для игрушек. Этот персонаж стал высшим показателем реализованности авторского замысла, покинув пределы книжного переплета он начал самостоятельную жизнь в представлении читателей.
Известно, что в основе "Золотого ключика" лежит сказка итальянского писателя Коллоди "Пиноккио". Но из простого сравнения этих произведений видна их принципиальная разница - Толстой добавил к известному сюжету необычайную глубину, описав историю о потайной двери, спрятанной за старым холстом, на котором был нарисован очаг. (У отца Пиноккио очаг был настоящим, где деревянная кукла как-то даже умудрилась спалить себе ноги.) Понятно, что у Толстого холст с негреющим очагом - значимый символ, обозначение той завесы, которая до времени скрывает большие ценности. А ведь именно за "пологом неба" мы ожидаем открытия несметного множества тайн. Как утверждают мыслители - именно там находится та заветная дверь, за которой, по словам Циолковского "горы хлеба и бездна могущества". Общество традиционно нуждается в "хлебе и зрелищах" и так уж получилось, что хлеба космонавтика еще дала людям не много ("Три корочки"), а могущество поначалу прирастало именно зрелищами.
Толстой отчасти предсказал, что политики возьмут на вооружение силу психологического воздействия космических зрелищ. Чтобы захватить всемирную власть, финансово-промышленные воротилы из повести Толстого "Союз пяти", воспользовались тем, что люди собирались наблюдать приближение кометы Биелы. Ракетами конструкции русского инженера Корвина, они раскололи Луну на части, рассчитывая стать новыми "владыками мира", благодаря вспыхнувшей всеобщей панике.
Первые ракеты особенно немецкие "Фау", были, понятно, весьма капризны. Порой, едва оторвавшись от земли, они падали на то же место, с которого взлетали. Совсем как то полено, в самом начале сказки ударявшее Джузеппе по макушке. Потом они попали в качестве трофеев к нашим инженерам, перед которыми тоже стояла задача в кратчайшие сроки создать чудо-оружие.
В годы холодной войны действовала "политика устрашения", о "потенциальных противниках" говорили как об обладателях "ядерной дубинки". По обеим сторонам "железного занавеса" раздавались громкие пугающие заявления, шли идеологические перепалки. Перебрасывались обвинениями и угрозами, высоко поднимая пропагандистские знамена - "полотняный балаган, украшенный разноцветными флагами, хлопающими от морского ветра". И вдруг наспех "выструганный" образ "выскочил на сцену", где произвел фурор, переполошив зрителей, уставших смотреть как на мировой сцене "красные" Арлекины колотили палкой "белых" Пьеро и отвешивали им идеологические подзатыльники.
Общеизвестно, что носителями для наших спутников стали ракеты, предназначавшиеся для доставки ядерных зарядов. Так что космонавтику "выстругали" не просто из полена, а из палицы. В Советском Союзе подавляющая часть имевшихся ресурсов, все доступные "поленья" шли на изготовление боевых "дубинок" или в топку "пролетарско-революционного бронепоезда", и лишь немногое, что оставалось, шло на "строительство и обогрев домов". Старались произвести как можно больше "деревянных болванчиков", считая, что "тем крепче будет оборона". Нити управления в командной экономике работали по принципу манипуляций в марионеточном театре: "Не можешь - научим, не хочешь - заставим".
Основатель отечественной космонавтики С.П. Королев, как и Папа Карло - создал то, что восприняли как положительного героя, узнаваемого и любимого.
У шарманщика Карло была механическая музыка, он задействовал механизм переносного органа, издающего пусть простенькую, но музыку. А ведь по Пушкину из всего божественного, "одной любви музыка уступает". Работникам космических учреждений, часто весьма далеким от утонченных чувств, скажем "деятелей культуры" все же присущ своеобразный романтизм - они и правда в чем-то похожи на шарманщиков, дарящих людям музыку. В их руках писклявое полено стало тем созданием, которое ожило и, издавая первые звуки "Бип-бип", так удивило всех, что у американцев появился такой термин как "спутниковый шок".
Королев, прошедший через лагерную шарашку, и, по воспоминаниям его сотрудников, человек суровый и строгий, все же одержим был "музыкой космоса". Он создавал скромного помощника, а оказалось... Королев с детства грезил полетами, мечтал о космосе. Тяжело, с надрывом осуществляя военную ракетную программу, он настаивал на попытках запуска спутников, хотя поначалу не получал от властей почти никакой поддержки. Мечта "старого шарманщика" оказалась созвучной подспудным мечтам миллионов людей. Только потом, когда неожиданно высоко поднялась волна общественного интереса к космическим достижениям, Королеву дали почти неограниченные средства и полномочия, обязав его оставаться на идеологическом гребне. А заодно и недавнюю историю переписали - дескать он с самого начала действовал по заданию Партии.
Политикам нужен был огонь революций и войн: "Полезай в очаг" - кричали Барабасы-политики. Позже правда дали денег. Народный любимец глупо обращался с монетами, оказался в "стране дураков" и закопал в землю свои золотые, наслушавшись сказок о конверсии.
Главный герой "Приключений Буратино", сделан из дерева. В России это не просто широко используемый материал, а, в сущности, особое понятие. Словом "деревянный" мы часто характеризуем уровень интеллекта и черты характера, а так же рубль и, следовательно, отечественную экономику. Валютную выручку традиционно получаем в основном экспортом ресурсов, того же леса. Деревянное зодчество Руси, да и просто русские избы, сильно удивляют европейцев. Американскую жизнь иногда метко называют пластиковой, она ровнее и лощенее, а цвета ярче. В российской же "деревянности" больше теплоты и органичности, впрочем в этом так же некоторая топорность и корявость. Что же касается механизмов, то основой надежности и эффективности российской военной техники принято считать именно ее "дубовость".
По меткому замечанию Георгия Гачеваi: "Дерево (...) стоит много лет, сотни, тысячу - и смерть его невидна человеку, так что для человека дерево - практически бессмертное тело отсчета (Мировое Древо, Древо Жизни...). Недаром и образы вечности и бессмертия у русских народов древесны:
Надо мной, чтоб вечно зеленел,
Темный дуб склонялся и шумел
(Лермонтов)
Значит, у дерева - полифония вечности и времени: на фоне, по канве бессмертия жизнь-смерть ткет свои детские узоры. Дерево - и бог и человек: и идея и воплощение".
В космонавты берут самых физически здоровых. А ведь само слово "здоровый" - от древнерусского "дорво" - дерево, то есть сильный и мощный, как дерево. "Кедр" - позывной Гагарина.
Люди, непосредственно работающие с ракетами, в обиходе называют их "карандашами". Карандаши - деревянные палочки с графитовыми сердечниками, укорачиваются по мере их использования и отбрасываются, но исчезают не бесследно. Остается рисунок. Инструмент художника или инженера - карандаш, отработав свое - исчезает, но если он ведом умелой рукой, развитой фантазией и возвышенными чувствами - остается не только совокупность линий - возникает образ, который оживает. В линиях на бумаге, карандашами изображается изобретаемое, чтобы затем воплотиться в реальность.
В 1956 году, когда завершались работы по доводке знаменитой королевской ракеты Р-7, начал выходить в свет детский журнал "Веселые картинки", героями которого стали Буратино, Петрушка, Самоделкин и, конечно Карандаш. О них так же сняли детские мультфильмы и юные зрители сильно завидовали волшебным свойствам Карандаша - то, что он рисовал мгновенно из нарисованного становилось настоящим. В реальной жизни подобные превращения происходят несколько сложнее, но и они не менее поразительны. С развитием человеческой цивилизации, мысли людей непрерывно материализуются и часто начинается это с карандашных набросков. Потом наши искусственные создания становятся героями нашей жизни и элементами культуры, в том числе изобразительного искусства и литературы. К примеру "Спутник" стал главным героем в иллюстрациях популярного журнала "Техника молодежи" - эдакий круглоголовый парень в очках, с длинными дужками-антеннами.
Американцы от нас отставали отчасти потому, что строили свою авиакосмическую промышленность "под ключ", медленнее, но основательнее. Мы же, не остыв от послевоенной горячки, развернули новое производство чуть ли не под открытым небом. Этим и объясняются многие нынешние проблемы этой отрасли. Впрочем деревянный человечек Толстого тоже попал в переделки, не пройдя школы.
Длинный нос Буратино - однозначно понимаемый признак активности, неуемности и пытливости. У того же Гачева ii "Нос = перед, угол, самая выдающаяся вперед часть тела. Острые, длинные носы выражают напор, энергию, однолинейно вперед направленную, как у немцев, например. Но зато жестяность, отсутствие гибкости. Как завелся шаблон - так уж и идет, и таранит, пока не тюкнут". Пусть не деревянным носом, а металлическими конусами ракетных обтекателей, человечество "ткнулось" в "небесную твердь". Но прежде чем откроется тайна "двери", предстоит пройти через при-ключения и заново открыть предназначение "золотого ключика".
Ключи - символ обладания чем-то, что они отпирают. Новоизбранным мэрам городов в знак их вступления в должность вручают символические "ключи от города". Вертят ключи на пальце водители дорогих автомобилей и квартир "где деньги лежат", а так же кладовщики и армейские каптерщики, чем демонстрируют свою значимость. Так уж получилось, что космическая отрасль получила ключи от космоса, открытия которого люди издавна ожидают.
Когда-то, по космологическим воззрениям древних, мир покоился на большой черепахе. Сейчас каждый школьник знает, что Земля круглая и кружится в космосе. Но старая мудрая Тортилла осталась, она в глубинах общечеловеческой культуры, она незаметно передала новому герою заветный ключик, выкованный веками. Театр пространства космического ждет своего открытия, ждет новых грандиозных постановок.
i Георгий Гачев. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос - М. Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995. с.74
ii Там же, с. 275
Проголосуйте за это произведение |