TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R ] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Игорь Мельников

"Певица Жозефина, или Мышиный народ"

(Литературные "классики" Вячеслава Курицина)

(впечатления читателя)

Признаться , всегда полагал , что скромная и в формальном , и в содержательном отношении продукция господ Сорокина , Яркевича , Радова и тому подобных "бреннеров" различной этиологии , если и может вызывать некоторый интерес , то интерес незначительный и весьма специфический . В конце концов , каждый из них занимается проституцией в доступных ему масштабах и формах ( надеюсь , такого рода замечаниями я не оскорбляю вкуса их поклонников , закаленного , по определению , куда более тяжкими испытаниями ), и представляет собой скорее социальный , клинический , но никак не не культурный феномен .

- По крайней мере эти господа в жажде обратить на себя внимание пока не идут стрелять из револьвера в толпу , по призыву Бретона , - ( ворчал я ) . И на том спасибо ... А если кто-то торгует дрянью , это значит , что кто-то дрянь покупает , только и всего . Как поется в детской песенке :" Покуда есть на свете дураки ..." - Ну - не задалась жизнь , не полюбил , например , Владимир Срокин родного , фигурально выражаясь , завода ... Но жить-то надо . Время трудное . Семья , дети . Вот и кривляется человек , как может . Не он первый , не он последний . Ну - не дал ему Бог ни стыда , ни совести , ни прочих добродетелей ( кроме , разве , некоторой переимчивости , усидчивости и наклонности к чистописанию ), но кто-то же должен занимать и эту " ЭТОЛОГИЧЕСКУЮ нишу " . Скучающим снобам пятки чесать ... - ( урезонивал я себя ).

- Да и что уж теперь об этом ... Ну - оступился человек . Попал в дурную компанию . Но вот, вроде бы , по слухам , и одумался , "завязать" решил ... "Каждый меет право начать новую жизнь и честно трудиться на макаронной фабрике ," - ( рассудительно заключал я )...

Однако акция " Вагриуса " явилась печальным свидетельством того , что надежды на такой благоприятный исход тщетны . Стало быть , придется выразиться . ( В меру сил идя навстречу пожеланиям господина Курицына .) Итак , на мой взгляд , ( на взгляд простого , извините , читателя ) , как ни наивно это прозвучит ,( поскольку , кажется , ни для кого не секрет ) все сорокинские лингвистические и сюжетные дразнилки - пустяки , проблема совершенно не в этом . Его "вещи" прежде всего - НЕОБЫКНОВЕННО СКУЧНЫ , ВЫМУЧЕННЫ , БАНАЛЬНЫ , БЕССМЫСЛЕННЫ , то есть - ПЛОХО НАПИСАНЫ , построены на двух-трех ЭЛЕМЕНТАРНЫХ приемах , многократно побывавших в употреблении . Возрастающие с каждой публикацией " навороты" словесного хлама - только усугубляют положение . С трудом представляю себе человека , в здравом уме и твердой памяти читающего с начала до конца какой-либо сорокинский текст. ( Если он не обречен на это профессиональной обязанностью , детской непосредственностью , или болезненным стремлением во что бы то ни стало следовать моде ). Прав булгаковский Коровьев . Достаточно нескольких страниц , чтобы в данном случае уверенно СОГЛАСИТЬСЯ С ИХ АВТОРОМ , - к литературе все это "сало" , которое он мусолит много лет , отношения не имеет . Как известно , чтобы понять , что рыба тухлая , не обязательно есть ее , тем более - целиком . И может быть стоит закрыть , наконец , тему " Сорокин в литературе " , как возникшую по недоразумению ? ( От сырости , так сказать .) И признать , что словосочетание "литератор В.Сорокин" - оксюморон . В самом деле : Смысла - в его опусах нет , о чем обезоруживающе лукаво ( как ему , вероятно , кажется ), заявляет сам свежеиспеченный ВПЗР . ( И звучит пикантно и проблема снята . Пусть их , в самом деле , критики смыслы выдумывают . А то, не дай Бог, обнаружится , что автору " своими словами " и сказать-то нечего ! Да вот , только " не везет пока ... на рецензии ", сокрушается г.Курицын . И с чего бы это ?) По форме - унылая графомания , причем и графомания какая-то "вторичная" , компилятивная , лишенная индивидуальности . Опять же , якобы - "принципиально". ( А между тем - принцип довольно известный . Вы , например , ему : - " Скучно , примитивно , бездарно ". А он вам на это : - " Концепция , дискурс , симулякр " . " Проблемы шаманизма " , в общем . Почтеннейшая публика слушает , разинув рот ." То ли он украл , то ли у него украли"... Одним словом - " Срезал " . . А у преданных поклонников - простейший безусловный рефлекс : "Наших бьют". И по гамбургскому счету - они правы , поскольку говорить-то не о чем ) . Незамысловатые " придумки " ( имеющие хождение , кажется , со времен Рабле ), способны потешить разве только человека совсем уж " простодушного " , не испорченного знакомством с литературой , и не обремененного избытком воображения . ( Ну - вы подумайте , как свежо ! Нудная соцреалистическая жвачка , и вдруг - страницами - междометия , билиберда , заумь , матерщина ! Как же ! Очень ... свежо ! Старательное школьное " Как я провел лето ", и - ах ! - копрофагия , каннибализм , гомосексуализм , садизм.!.. Какой пассаж ! Нет , определенно - свежо ! ( Как в третьесортном индийском фильме : безмятежный герой/ползущая змея .) И представляете , этак , например , с постным и величественным видом : " Если бы у меня был ребенок , я бы его зажарил и сьел ! " - ну натурально - всеобщий восторг ! " А если бы у меня был пастернак , то... " - вообще полный экстаз ! "Абырвалг ! " И этак томно присовокупить , что все это - "просто слова" ,"работа с пластами", написано "не им" , не литература , дескать , а физиология , ( т.е., между нами - перевод бумаги , то , что можно назвать хорошим русским словом - ПАЧКОТНЯ , если я правильно понимаю?) , и т.д. и т.п. Ах , ах! Большой оригинал ! Как полисемантично ! Какая дерзновенность и глубина ! А уж как скромен ! " Меня , говорит , удивляет , что мои тексты нравятся кому-то еще ." Ну разве не прелесть мущщина? И в лице что- то такое , вдохновенно-загадочное . И галстух , вы заметили , какой фантазийный ! " И тут - много-много всего " ...) " АХ , КАК ЭТО СЛОЖНО , ВЕНИЧКА , КАК ЭТО ТОНКО ! " Такое впечатление , что его читатели искренне не понимают , что обьектом издевательства служат не семены бабаевские ( которые по существу автопародийны , - не стоило " молодому человеку трудиться " , хватило бы клея и ножниц ); не Достоевский , Ахматова или Платонов , ( которые тоже, конечно , - не Святое Писание , но до которых ,чтобы в них плюнуть , как говорится , еще допрыгнуть надо , а то ведь - обратно все летит ). Обьектом издевательства служит прежде всего сам неразборчивый читатель , заискивающе хихикающий , в то время как "законодатели мод " напяливают на него очередной дурацкий колпак .

Глубоко уважаемый мною Андрей Немзер , с ощутимым трудом преодолевая брезгливость , по печальной необходимости анализирует этот " вторичный продукт " ( в "терминологии" В. Войновича ), как нечто , будто бы имеющее какое-то отношение к литературе ... Весьма сочувствую . Отдаю должное мужеству , терпению , профессиональной добросовестности . Но факт очередной распечатки типографским способом упражнений в " чистописании " некоего Владимира С. , на мой взгляд , не может вызывать каких-либо "литературных" ассоциаций . Это - явление природы . Предмет естествознания . ( Вспоминаю , кстати , свое давнее курьезное разочарование свежей публикацией "Синтаксиса" под названием "Очередь". На фоне "Архипелага" , "Котлована" , "Москвы-Петушков" - это был , конечно , детский лепет , и я , уже избалованный " тамиздатом " , привыкший к тому , что " у них ружья кирпичом не чистют ", был до смешного раздосадован этой пустышкой , с виду похожей на книгу ...) Так давайте же , наконец , "судить художника по законам , им самим над собой поставленным !" ( или как там , у юбиляра...) В . Сорокин сам про себя уже все рассказал . В частности , ЧЕСТНО признал : то , что он делает - НЕ ЛИТЕРАТУРА , а всего лишь попытки решения личных психофизиологических проблем . Так давайте же , наконец , уважать его мнение ! А то ведь нехорошо получается ! Может быть - человеку помочь надо , поправить , подлечить . Бедняжечка упирается , прячется по углам , а злые дяди издеваются над ним , тащат на позорище , в книжки какие-то вставляют , одни кричат : "давай , давай ! " , другие смеются , плюются , клянут , критику наводят, " льют на голову холодную воду " . Тут не то что в Японию сбежишь ... А над убогим-то ругаться - грех .

Что же касается ликования " тусовки " при появлении подобных " продуктов жизнедеятельности " , то и это , на мой взгляд ,- феномен социальной психологии , ( а вернее - психопатологии ) , а не повод для литературоведческих дискуссий . Во всех отношениях было бы полезно присмотреться к млеющим от восторга поклонникам этих "талантов" . ( Нет , но наш-то , наш-то каков ! Слыхали ? Давеча - и на барской постеле повалялся, и барыню " сплющил " , и в суп харкнул , и на ковер наклал , а стены и потолок - еще дерьмом вымазал , педагог ! Животики надорвешь ! Вот это - настоящий артист ! Это - по-нашенски ! По-пост..но..дермистски ! ) И с виду - вроде бы приличные люди , с манерами , без приводов . И со стульев не падают , и головку уверенно держат , и надобности , хотелось бы надеяться , отправляют в специально отведенных для этого местах ... А по сути-то - вот оно как, оказывается ... Тут и уместно бы сделать кое-какие поправки ." На вшивость " , так сказать . И в следующий раз постараться этак ...соблюсти некоторую дистанцию . На всякий случай . Из соображений сугубо ГИГИЕНИЧЕСКИХ . А вы говорите - литература... ( Только не надо про то , что Флобер и Эмма Бовари - "две большие разницы ". И про то , что паровоз с экрана не падает , нам известно ).

Ну ладно -"поколение пепси". Ему только палец покажи . Но до чего же хорош литературный балаганчик ! В ассортименте и дежурный комсомольско-молодежный задор скучающего массовика-затейника ,( роль , кажется , изрядно надоевшая самому господину Курицыну . ) И расчетливое кокетство опытного растлителя малолетних - в исполнении неувядающего , вездесущего господина Гениса ... И прочая , и прочая, по нисходящей . " Числом поболее , ценою подешевле " . Спешат отметиться , излиться в восторге ... А уж когда "главнейшие и талантливейшие" наперерыв упражняются в эскалации превосходных степеней по поводу того , что и упоминания-то в более или менее приличном обществе не стоит , что ( в лучшем случае ) представляет из себя раздутые до циклопических размеров студенческие хохмы не первой свежести ...Когда анекдоты , достойные разве что не самого привередливого застолья , или десяти строк в первоапрельском номере многотиражной газеты "Пищевик", с угрюмым болезненным усердием обмусоливаются на сотнях страниц , и еще до прочтения провозглашаются предметом культа , то что же остается прилежной "тусовке" ? Только БЛАГОГОВЕТЬ . Правда , чем истеричнее славословия , тем ..." труднее поверить в их латынь " . И иные дифирамбы уже начинают звучать хуже всяких издевательств .( Сколько сарказма хотя бы в затеваемых г. Курицыным потешных играх ! ) . Да только поклонники всех этих " последних великих русских писателей " ( не говоря уже о самих этих " последних " ) - народ по большей части не гордый , не брезгливый , проглотят и не такое . И вот очередной " крошка Цахес по прозванию Сорокин " торжественно "назначается в вольтеры" . И "рыбой первой свежести" объявляется даже уже и не рак , а так , какой-то тухлый "Завтрак туриста". ( Как же ! Нашего Вовочку с его анекдотами в Парижске знают ! Это же - наше все ! Это же что-то особенного ! Уникальный эксклюзив ! Все-то он превзошел ! Везде-то он побывал ! Его и выдвигали ! Он и состоял !... Его Кто-то Там Зачем-то Даже Куда-то ПРИГЛАШАЛ ! Ну ведь НЕДАРОМ ЖЕ ЭТО ВСЕ ?!!!.....) Вот , что "не даром" - это точно ... Хотя и недорого , скорее всего .

Если позволите , лирическое отступление . Лет 15 назад в довольно солидном искусствоведческом издании наткнулся я на богато иллюстрированную статью о "широко известном художнике" , сделавшем "головокружительную карьеру" на рынке современного искусства . Поразило , помнится , даже не то , что это "громкое" имя я встречал впервые ,( хотя был , как говорится , "в курсе" ), но то , какое невероятное , поистине редкое убожество являла собой его продукция . Конечно , я человек скромный , достаточно толерантный , да и судить по репродукциям как бы не приходится ... Но все же ЭТО , кажется , было не просто " слабо" во всех отношениях . Это было не просто "глупо" . Это был тот редкий случай , когда ничтожество казалось полным , всесторонним , по-своему "совершенным" .... Поскольку нечаянным счастливцем , открывателем "феноменального таланта" был крупнейший арт-менеджер , возникло естественное предположение , что не игра стихий вознесла очередную бездарность на вершину популярности , но некая сознательная , преднамеренная демонстрация мафиозной мощи . Своеобразный кураж "искусствоведов в законе" , "опускающих" всех тех , кто еще настолько наивен , чтобы тешить себя иллюзией "понимания" происходящего в так называемом "современном искусстве" . А с человеком "опущенным" , растерянным , "неуверенно реагирующим на раздражители" , как известно , можно делать все , что угодно . Аналогия очевидна . Никогда не страдал " конспироложеством ", но трудно отделаться от ощущения , что некоторые люди энергично заботятся о том , чтобы "лицо поколения оказалось собачье" . Быть может , порой , почти бессознательно ... Иногда хочется обратиться к ним словами еще одного булгаковского героя : "Да возьмите же себя в руки , перестаньте же , наконец ,... петь !" (...так скажем ). Но - нет . Видимо , это - выше сил . Поступил заказ на новое платье короля . Что , впрочем , и есть единственно интересного во всей этой истории . И литература , "царство ей небесное" тут уж , конечно , совершенно ни при чем .

А " Певицу Жозефину " ( доктора Франца К. ) - горячо рекомендую перечитать .




Ссылка на Русский Переплет


Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Aport Ranker


Rambler's Top100