Проголосуйте за это произведение |
Проза
27 марта
2020 года
Крылов
не был страстным киноманом в юности и, не став им в зрелом возрасте,
наоборот, даже
разочаровался в кинематографе как в искусстве. «Синема родилось как
аттракцион
и умрёт… аттракционом!» — уже жёстко судил он, просматривая иногда рекламный
трейлер очередного блокбастера. Но однажды, наткнувшись на анонс одного
фильма
в программе федерального телеканала, решил, что следует его посмотреть. В
своё
время, более тридцати лет назад, Крылову не удалось этого сделать по
банальным
причинам, о которых не хотелось вспоминать.
«Не
возвращайся туда, где был когда-то счастлив…» — чужая фраза, ставшая для
некоторых чуть ли не афоризмом, отпечаталась в его сознание надолго.
Наверное,
поэтому не боялся возвращения пусть с помощью старого и, как надеялся он,
правдивого фильма в то уже далёкое, навсегда потерянное и несчастливое
прошлое лично
для него, и многих соотечественников Крылова. А телевизионный показ
кинокартины,
как выяснилось, оказался приуроченным к юбилейной дате в жизни ныне
именитого
кинорежиссера.
Смотрел
Крылов дотошно, не отвлекаясь, даже с неким пристрастием, помня хвалебные
отзывы профессиональных критиков поздней советской эпохи об этом фильме, и
ещё
не понимая, зачем ему всё это нужно, поскольку не имел привычки
просматривать
старые киноленты, которые не удосужился или не смог когда-то
увидеть.
После
просмотра, Крылов, размышляя, не спешил делать выводы о фильме. Эпоха,
отображённая в нём, у людей разных поколений была всё ещё на слуху: многие
ностальгировали по тому времени, немногие проклинали, а кто-то даже
идеализировал тот исторический период. Крылов же не относил себя ни к
первым,
ни ко вторым, ни к третьим... Инженеру Крылову было просто жалко самого
себя,
своих современников, всех тех, кто от рождения до смерти проскользили
невидимыми
песчинками через космическое жерло вселенских размеров и оказались, как и
он, перемолотыми на нашей планете бездушными
жерновами
той эпохи в неразумно потраченный ресурс.
—
Костная мука… — неожиданно произнёс Крылов голосом, лишенным всяких эмоций,
и
добавил, будто что-то припоминая. — А исходное сырье: мослы разные, рога,
копыта и прочее… Удобрение такое, экологически чистое, называлось, кажется,
ра-ша…
раша… раша-ль — точно!
Он
помнил, как они с сестрой добавляли в лунки этот субстрат со странным
названием,
когда высаживали помидорную рассаду на грядках их садово-огородного участка
в
три сотки, который достался им от отца. Его к тому времени уже не стало: он
умер в больнице после простой операции по удалению грыжи. Ещё он помнил
печальное лицо и тихий голос женщины-врача в больничном морге, которая
объясняла
Крылову причину смерти отца, а потом там же получил у неё необходимую
медсправку.
Отец
умер утром от сердечного приступа в обычной больничной палате, через день
после
успешной операции, и мать, всхлипывая, потом часто повторяла: — Они его
проспали…
они просто проспали…
Многое,
что творилось вокруг, казалось Крылову в ту пору странным, ненастоящим,
каким-то сюрреалистическим и только смерть — почти всегда загадочная и часто
внезапная — становилась в этой жизни
фактом подлинной истины, уже никуда не ускользающей. И какое-то время его
волновали
возможные причины, неприметные сразу подробности, и одна из таких
подробностей задевала
Крылова достаточно болезненно.
Года
три до смерти отец попросил его заполнить большой железный бак талым снегом
— раньше,
ближе к концу весны, он всегда заполнял эту ёмкость снегом, поскольку в
начале
лета были перебои с водой в их садово-огородном товариществе. Крылов тянул с
этим делом по разным причинам, возможно, даже из-за лени, и старик, не
дождавшись от него помощи, сделал всё сам. Однако не рассчитал своих силёнок
и,
похоже, надорвался, и, как следствие, через некоторое время у него появилась
та
самая злополучная грыжа… И сейчас Крылов — человек с железной инженерной
логикой, в глубине души корил и проклинал себя за то, что, по сути, оказался
неким связующим звеном в цепи последующих трагических событий, повлиявших на
судьбу родного ему человека.
—
С чего это я про рашаль этот вспомнил? — с легким недовольством спросил
Крылов
сам у себя. — Я же про кино рассуждал, а тут рашаль… какая-то мука костная
появилась
— придёт же в голову!
Но
ничего удивительного с головой Крылова не происходило: рашаль появился в его жизни, когда стало очевидным, что эпоха,
где
существовала и всем правила советская номенклатура и её верные холуи, канула
в
прошлое. Увиденный им кинофильм о тех временах лишь слегка встряхнул ещё
незамутнённую память Крылова, а удобрение со странным названием сохранилось
в
глубинах его подсознания вроде временного маркера.
Чем
дольше он вспоминал ушедшее время, тем больше разочаровался в просмотренном
кинофильме. «Актёры неплохие, талантливые и фактурные, даже в простых
ситуациях
в них всегда присутствует некая загадка — это хорошо… — размышлял Крылов. —
А
вот сценарий слабоват… Ни актёры, ни всякие фокусы с киноязыком его не
вытягивают».
—
Такое происходит, когда нечего сказать, — проговорил он с горечью. — Тема
вроде
есть, а сказать-то особо нечего — отсутствует глубокое знание
предмета!
Последние
слова Крылову не понравились — что-то в них было чужое, не своё, как чья-то
поношенная одежда, и он, словно оправдываясь, произнёс виноватым голосом: —
Какая-то там недосказанность, не хватает чего-то главного…
Теперь,
спустя тридцать лет, многое увиденное в фильме выглядело недостаточно
убедительным
из-за излишней и, как казалось порой, карикатурной условности на ту реальную
жизнь, которую он знал не понаслышке, а испытал на самом себе. Возможно, в
конце тоталитарного застоя, такое кино стало откровением лишь в творческой
среде советских киношников, но только не для большинства простых людей,
живущих
в ту эпоху, поэтому кинокартина прошла тогда незаметно и не получила
широкого
зрительского отклика.
«Народу
было не до этого… — с мрачным видом думал Крылов. — Наступала уже другая
эпоха…
эпоха великого хапка, как написал один честный
журналист…»
—
Раша, рашаль… — непроизвольно произнёс он, даже не удивившись своим словам,
и
почему-то вспомнил свою сестру.
Сестра Крылова одно время работала секретарём у директора крупного машиностроительного завода. Происходил он из советской семьи номенклатурных чиновников районного масштаба. С подчинёнными был жестковат, не прощал безалаберщины и разгильдяйства, ещё слыл занудой, любящим всех поучать — учил даже цеховых уборщиц, как им следует мыть полы. Однако вне работы, например, на каком-нибудь пикнике с сотрудниками заводоуправления директор мог с ними выпить, рассказать забавный анекдот, любил пошутить и, в общем-то, казался сестре Крылова человеком порядочным и начитанным, этаким советским интеллигентом с широким кругозором. Правда, сестра при этом добавляла, что знающие и искренние люди вряд ли когда-нибудь скажут про него, что все его любили, мол, светлый был человек!
Перестройка
в стране выдыхалась, и Крылов неслучайно интересовался у сестры о знакомом
ей
советском интеллигенте с широким кругозором, поскольку точно знал, что
приличный пакет акций их организации прикупил именно этот человек, которого
недавно с позором прокатили на
выборах генерального директора завода. Приобрёл их бывший шеф сестры
Крылова,
можно сказать, по дешёвке, где-то по стоимости двух трехкомнатных картир в
областном центре, но на этом не успокоился и продолжал скупать акции их
организации.
И
Крылов вспомнил, как в их столовой, которую превратили за ненадобностью в
магазин, торговали в ту пору всем, что доставалось родному предприятию по
бартеру или от арендаторов: от мебельных гарнитуров до садовых граблей и
этого
самого рашаля. Сей экологически
чистый продукт, как он узнал потом от сестры, производила одна фирмочка —
совместное предприятие, соучредителями которого являлись не то французы, не
то
итальянцы. А вот главным там компаньоном являлся её бывший шеф, явно
неравнодушный
к акциям стонущей от рыночных реформ и шоковой терапии организации, в
которой продолжал
трудиться инженер Крылов, всё ещё надеясь на светлое будущее.
Безжалостное
время неслось неумолимо, сметая, как ураган, прошлые жизненные устои, однако
наступившие
перемены Крылова не радовали. Устав от безденежья и отсутствия хоть какой-то
перспективы, он уволился и теперь работал в другом месте, где ещё нуждались
в
инженерных кадрах, и платили за их труд пусть скромную, но относительно
стабильную зарплату.
…Через
несколько лет Крылов случайно узнал в интернете, что большой пакет акций
когда-то родного ему предприятия выставлен на продажу. Он почему-то вспомнил
про господина, который активно их скупал и как-то поинтересовался про него у
сестры.
—
Проснулся… — язвительно заметила она. — Он акции вашей конторы давно уж
продал!
—
С чего это? — спросил Крылов.
И
сестра подробно ему рассказала про своего давнего шефа. Оказывается, дела у
него в частной фирмочке шли неважно и бывшего красного директора, по слухам,
крупно
кинули в бизнесе его забугорные
друзья-соучредители. После этого он полностью переключился на контору
Крылова, скупил
почти все её акции и даже попытался что-то там возродить, но
безуспешно.
—
Лет пять помучился, а затем продал вашу контору! — посмеивалась
сестра.
Крылову
стало жалко организацию, которой отдал часть своей сознательной жизни, и
которую сестра так презрительно теперь обзывала конторой. Ему захотелось сказать что-то злое, но не конкретно
про
её бывшего шефа, а про всё, что наболело за бесцельно растраченные годы, однако он
подавил
в себе это желание, проговорив негромко и
разочарованно:
—
Видать, не получилось у него…
Сестра
лишь пожала плечами, а Крылов опять повторил, но уже совсем
тихо:
—
Не получилось, значит, не получилось…
—
Специалист он, в общем-то, грамотный и руководитель требовательный, —
продолжала
рассказывать сестра, но затем неожиданно умолкла, подбирая, наверное,
подходящие слова, и лишь потом добавила с какой-то бабьей тоской в
голосе:
—
А как человек чересчур мелочный и желчный… и даже не злой, а злопамятный!
И
чуть позже, уже в прихожей, держа в руках авоську, набитую апельсинами и
мандаринами, сестра спросила Крылова:
—
А ты акции своей конторы, куда дел — продал?
—
Нет, храню…
—
Продай… продай, пока они хоть чего-то ещё стоят!
—
Я подумаю, — нехотя ответил Крылов.
Сестра
взглянула на него внимательно.
—
Быстрее думай, — отрывисто сказала она и, окинув долгим взглядом, добавила с
улыбкой: — А ты, Юра, гляжу, поправился… и животиком уже обзавёлся. Как у
тебя
с давлением?
—
Нормально, — всё также неохотно проговорил Крылов.
Сестра,
попрощавшись, ушла, а Крылов остался стоять в прихожей,
размышляя.
—
Авоська… в руках у сестры просто авоська, — бормотал он, печально улыбаясь,
а
затем невесело произнёс: — Я за те акции не только свой, а ещё материнский
ваучер отдал…
Про
отцовский ваучер Крылов был не уверен, поскольку уже подзабыл многие события
той поры, но вдруг спохватился и подумал: «Чего это я про авоську-то… с чего
это, а?»
—
Странная эта штука — память… — сказал Крылов и горько усмехнулся, припоминая
один рассказ из давно прочитанной книги. Там герой короткой новеллы встретил
знакомую женщину, у которой в авоське с купленными овощами находилась урна с
прахом покойного мужа, которую она совсем недавно забрала из крематория.
Подурневшая
на вид, но не убитая горем женщина, поделившись печальной вестью, что-то
затем
ему торопливо рассказывала. Герой новеллы, страдавший полнотой и знавший
покойного
хуже, чем свою бывшую сослуживицу, неожиданно вспомнил, слушая рассеянно
женщину, как он всегда завидовал её мужу, у которого был плоский
живот…
А
сейчас всё смешалось в сознание Крылова: и та встреча с сестрой, и тот их
разговор про акции, и те ещё незабытые чувства, и даже чужой рассказ о
неряшливой
женщине с обыкновенной авоськой, в которой уместились рядышком простые овощи
и
урна с прахом её мужа. Всё нахлынувшее на Крылова вызывало в нём только
ощущение какой-то нелепости и нереальности, хотя память упрямо
сопротивлялась
такому восприятию.
—
Абсурд какой-то… — глухо произнёс он, не спеша отправился в комнату и
плюхнулся
на диван.
Он
долго сидел на нём, изредка поглядывая на стену. На ней висела послевоенная
фотография матери с отцом в незатейливой рамке со стеклом. Похоже, эта была
их
первая совместная фотография после того как они поженились. Одежда матери на
чёрно-белой фотографии выглядела очень тёмной и неразборчивой, лишь на
голове
красовалась не то шапочка, не то какая-то шляпка и светлым пятном на шее
выделялся шарфик. Все остальное отразилось серым цветом: отцовская шинель с
кителем,
офицерская фуражка с чёткой кокардой, их умиротворённые и безмятежные лица.
Но
даже серый и, казалось, безжизненный цвет не мог скрыть молодости и красоты
родителей Крылова.
«О
чём они думали в тот момент?» — промелькнувшая мысль вызывала у него лишь
тупую
душевную боль, и Крылов произнёс сдавленным голосом: — Теперь уж не спросишь
и
не узнаешь…
«Всё
надо делать вовремя… — рассуждал он, глядя на фотографию родителей. — О чём
думали?.. Рады были, небось, что выжили в той самой страшной мировой войне…
А думали,
наверное, о будущем, мечтали о счастливой жизни, что-то уже
планировали…»
Крылов давно не просматривал семейные альбомы, потому что испытал болезненную тоску по прошлому, и ему не хотелось, разглядывая старые фотографии, возвращаться мысленно в беззаботное детство, романтичную и неугомонную юность, беспокойную, но всё-таки счастливую молодость. И таких дорогих ему фотографий, которые вызывали щемящую ностальгию, накопилось не так уж много, и некоторые из них он хранил в памяти до мельчайших подробностей, и думать о них можно было, не заглядывая в альбом.
Крылов закрыл глаза и вспоминал теперь одну такую неумелую любительскую фотографию, где он стоял с матерью и сестрёнкой в новом детском парке недалеко от их дома… Точную дату он позабыл, да и времена года путались между весной и осенью. Мать была в скромном демисезонном пальто и в головном платке с простым узорчатым орнаментом. Юный Крылов в модном пальтишке мальчишичьего размера, из которого ещё не успел вырасти, и с нахлобученной на голову серой кепкой, смотрелся франтом. Мать выглядела немного усталой и задумчиво смотрела в сторону, невольно приоткрывая свой красивый профиль, а её сынок казался на что-то обиженным с потупленным на свои ботинки взглядом. Лишь маленькая сестрёнка Алька, на голове у которой сияла белая пуховая шапочка без всяких помпонов и прочих декоративных штучек, и с такими же белыми плюшевыми шариками на концах тесёмок, смотрела удивленно со снимка широко раскрытыми глазами, словно ожидая, когда «вылетит птичка» из фотоаппарата отца — ещё такого неопытного фотографа.
Сейчас Крылов воспринимал эту бледную фотография на скуповатом фоне с голыми деревцами, аляповатыми скульптурами пионеров, вожатых и животных почти как случайную, но её ценность для него с годами только росла и наполнялась новыми смыслами. «Возможно, именно такая, случайная фотография и есть настоящий реализм — запечатлённое мгновение жизни, — с грустью размышлял он. — А всё остальное — это лишь прочерк… между датами, где место лишь для наших мыслей, фантазий, мечтаний и иллюзий…»
— И это не абсурд… — негромко проговорил Крылов, успокаивая себя, а затем повторил снова, уже громче и чуть твёрже. — Нет!.. Это не абсурд!
«Надо Альку спросить, о чём она тогда помышляла, когда нас отец в детском парке снимал…» — подумал Крылов и, улыбаясь, весело произнёс: — А птичка-то не вылетела!
Он снова задумался, но ненадолго и неожиданно для себя самого сказал каким-то уже чужим и безутешным голосом:
— Вот такой рашаль, получается… а по существу — пыль космическая!
Проголосуйте за это произведение |