Проголосуйте за это произведение |
Непатриаршья осень
Вот и тебя, хотя ты и ничем
не патриарх (таких царьки и судьи
в пехоте числят, мажут словом чернь),
твоя, не патриаршья осень студит -
всерьёз, до индевенья речи, до
в лопатках поселившейся ломоты.
Истерто в хлам небесное рядно -
такая осень выдышалась что-то.
Ты в сумерками схваченных глазах
несешь её, как с писаною торбой
с ней носишься, запутавшись в азах
её науки благостной и скорбной.
Она тебе как будто впору, но
почти истлело влажное веретье.
- Всё хорошо - безбожно врёт вино.
- Всё так, как есть - настаивает ветер.
Что ж, снашивай свой ветхий гардероб
да собирай нехитрые пожитки -
тщету и сор нелепых слов и проб,
в не ближний путь. Но всё же, от прожилки,
светящейся, как лучик, на виске
заснувшей рядом женщины, до самой
укромной тьмы - весь мир на волоске
висит твоей иллюзией упрямой.
Нет, не висит, он в небо забытья
несом, как лист, всемилостивым буддой.
Ты сам себе в нём цезарь и судья,
такой, как есть - счастливый, безрассудный.
* *
*
Нет, оно не бежит, это ты принимаешь
его
за двужильного беженца, бога сверкающих пяток
и простывших следов. Нет, не прячется - это не прятки.
Время бьется в тебе, оставляя свои отпечатки,
мелет зёрна свои. Слышишь сдавленный гул жерновов?
Нет, его не избудешь - оно избывает тебя,
оставаясь затем бытовать в захламленном жилище,
молоке прокисающем, шорохах на пепелище
в зябком зеве камина, плаще опустевшем - всё пища
для его часовых. Время - зычный кузнец забытья
и вязальщик забвенья - блаженно его ремесло,
как бы кто ни рядил невидимку в судейскую тогу.
Нет, не судит оно, но подводит к сухому итогу
всё, что липло и пенилось, всё, что тщеславью и торгу
приносилось в угоду. Не благо оно и не зло,
но лишь мера вещей, их сгорающих малостей счет.
В чём исчислена жизнь - в мотыльках, одуванчиках, гаммах
тростниковой свирели, среди вавилонского гама
различимой едва? Из каких невесомых слагаемых
состоишь ты, чудак, всё бормочущий: время, вперёд...
Ойкумена онлайн
Ойкумена онлайн. Самых грязных котов из мешков
извлекают на свет просветители Яндекс и Гугл.
Се - cloaka maxima, лишь
чокнутый книжник Мошков,
оцифровщик словесности, загнанный временем в угол,
всё упорствует в ереси - что за причуда, на кой?
Поколенью клоаки накакать на библиотеки,
ибо библия - твиттер, и мутною желтой рекой
громыхает контент - ныне, присно, на вечные веки.
Толчея голосов, языков нескончаемый чёс,
вот и ты как бы жжешь, человечек, исчадие чата,
и откликнется кто-то, почуяв живое: рулёз! -
тоже что-то из библии. Солнечный зайчик в сетчатке
вечереющих глаз затрепещет, но спрячется вмиг.
Словно саваном, речь спеленали рогожей жаргона.
И не нужно костров - ойкумене теперь не до книг.
Никакою трубой стены этого Иерихона
не разрушить уже. За окном ослепительный снег -
ойкумена-3Д имитирует зиму на свете.
Есть ли жизнь после сети? - бормочет в тоске человек,
снова ищет ответ, и, как прежде, не может ответить.
Одолеть
бы мысли о той, что не может сбиться
Ни со счета имен, ни со следа летящих в убыль,
Но подробней и явственней в снах проступают лица
Тех, кому на канун ставишь свечи, кто ждет и любит.
Что же держит тебя, кроме глупого чувства долга?
Всё насущней становится с каждым биеньем пульса
То, что долго казалось призрачным, слишком долго -
Сопричастность твоя с тишиной, из которой пьются
Эти горькие крепкие вина воспоминаний,
И куда ты уйдешь из китая своих печалей,
Из скитаний бессчетных... Она нестерпимо манит,
Но так страшно шагнуть... Так бывает всегда вначале...
Сибирь
День
прочь сметен беспамятным потоком.
Второе, понедельник, без пяти
двенадцать ночи. Что за век в потемках
шатается и путает пути?
Что там за август - брат, бродяга, Брут?
Всё врут календари, безбожно врут.
Ни птицам на ветвях, ни рыбам в иле
не спрятаться от зноя, но пока
от корочки земного колобка
шибает жаром печева обильным,
озноб кромешный вяжет естество -
ты словно не от времени сего.
Той женщине, что нынче ночью рядом
почудится, почуется: вот-вот
сибирь настанет, примется парадом
командовать, как в голову взбредет,
нагуливать свой лютый аппетит.
А на часах - всё то же, без пяти.
Всё врут часы об альфах и омегах,
тик-так, тик-так - беспамятен поток,
но холод вполз под каждый ноготок -
вот и сибирь для ольги и олега,
вот явь, неотвратимая ничем,
прямая речь природы, время че.
Но что бы календарь твой оголтелый
ни приближал, листая темноту,
колючими мурашками по телу
блуждает жизнь. Второе, пять минут
до полночи. Скажи: итог, итак...
Всё врут часы - тик-так, тик-так, тик-так...
Что только ни изводит дурака
в его непостижимой простоте...
Вот он гадает: чем живёт река? -
не тем ли, что приносят на хвосте
чумные чайки? Впрочем, вести их
всё о тщете, грохочущей тщете...
Он вновь гадает. В топких, слюдяных
его глазах, привыкших к нищете
и тьмы и света, въедливый вопрос,
как будда под смоковницей, застыл.
И, кажется, безумец взглядом врос
в рябую воду - вот и мзда за стиль
бессвязный - бормотать сомненья вслух,
за лютый стыд, за всю дурную блажь,
за ветер в голове, за нищий
дух...
Кто он таков? - не суть. Такой типаж,
такая, уходящая в тростник
забвения, натура. Но пока
всё вопрошает глупый твой двойник
в себе кого-то - чем живёт река?
Весь день, перебирая наугад
мерцающие смыслы, бредит он.
Река погружена теперь во взгляд,
который в эту реку погружен.
От ветра по воде всё чаще дрожь,
и водомерок сносит на бегу...
Но кто там шепчет: чем, дурак, живешь,
пока ты здесь, на этом берегу?
Из августа в август, как сызнова, учишься счету
по рухнувшим датам, но мраком покрыто оно,
число человека. Известно лишь то, что ещё ты
щенок несмышленый, которому было дано,
быть может, немного, и всё же не так уж и мало.
Но опыт лукав, а деревья всё выше окрест,
и реки всё глубже, и лодка у пристани встала,
и бредится вновь переменою чисел и мест.
Не бойся, тони в гулком небе с лиловым отливом,
врастай в этот август, пытаясь запомнить его
и даже заполнить наречьем щегла торопливым
в себе пустоту, проклиная своё естество.
И снова почудится - всё, что щебечет и плещет,
течет и вращается, в пыль обращается, в прах,
все формы и сущности, все состоянья и вещи -
всего лишь преддверье, нули на вселенских часах.
И разом забудутся жалкие правила счета,
ты станешь глухим к искушавшим тебя голосам,
и только щегол будет петь и пытать тебя - кто ты?
но ты не ответишь, поскольку не ведаешь сам.
Ты всё повторяешь чудную считалочку эту,
где царь и царевич, король, королевич, портной
и некий сапожник. И только щегол тебя тщетно
опять вопрошает - ну, кто же ты будешь такой?
Когда того потребовали даты,
был осенью захвачен городок.
В. Таблер
Ты прячешься от рыщущего века,
бежишь его звериного зрачка,
след обрываешь, вновь ступая в реку
молчанья - пусть течет себе река,
насколько хватит духа ей и русла,
пока вещают с пеной на губах
идущие по трупам заратустры
на топких вавилонских берегах.
Ты прячешься в густых темнотах речи,
в продрогших чащах ломаных фонем -
шипящих и глухих. Вперед, навстречу...
Всё - во спасенье, слово - вифлеем,
рождающий непонятого бога,
пусть пряник этой веры горек, но
в ней нет ни фарисейства, ни подлога -
одна любовь, смятение одно.
Как пустынь, оградит от века слово -
и нет ни суеты, ни леты, лишь
непреходящий свет небесный, словно
ты не из хрупких матриц состоишь,
не из углов и чисел, не из метрик.
И, продираясь через частокол
сомнений, ты всё прячешься от смерти
в свой сумасбродный ветреный глагол.
"Вспомни, какой мой век: на какую суету
сотворил Ты всех сынов человеческих"?
Пс. 88, 48.
Проголосуйте за это произведение |
Мой Бог, я знаю, что Ты есть, Но знание без Веры Отвратительно
|
ХОЧЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ Да, пожалуй, можно вспомнить и Бродского, окунувшись в поэзию Автора. Осебенно эссе И.Бродского из книги "Меньше единицы". Но читать его подряд, стихотворение за стихотворением, я бы не советовал. Густой навар. Вот, что мне захотелось отобрать, вот эти строки: - И зябкой азбукою морзе с рефреном жалящим одним который век трезвонит морось по кровлям града жестяным, как лепта в милостынной кружке. И вся война твоя и мир - круженье над гнездом кукушки, пальба из глиняных мортир, -- Другой читатель откликнется на другие строки. Важно другое к такой поэзии хочется возвратиться. А это залог качества. / Н - ск, 25.02.2010 /
|
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ КРИТИК. Оказывается, критик много чего должен уметь. Об этом нам напоминает Игорь Фролов, аналитик. Урал ╧1, 2010 : - Критик много чего должен. Он должен быть не глупее автора, о котором взялся писать, в смысле понимания намерений автора и того, что получилось. Он должен уметь оценить тот зазор между авторскими хочу и могу. Он должен уметь анализировать текст, оставаясь при этом в поле художественной эмоциональности, уметь досказать то, что не досказал автор, и вообще, как клоун, уметь все на своей арене. -- Блестяще. Нам бы такие кульбиты суметь провернуть. Да куды там ?! / 25.02.2010 /
|
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ КРИТИК. Оказывается, критик много чего должен уметь. Об этом нам напоминает Игорь Фролов, аналитик. Урал ╧1, 2010 : - Критик много чего должен. Он должен быть не глупее автора, о котором взялся писать, в смысле понимания намерений автора и того, что получилось. Он должен уметь оценить тот зазор между авторскими хочу и могу. Он должен уметь анализировать текст, оставаясь при этом в поле художественной эмоциональности, уметь досказать то, что не досказал автор, и вообще, как клоун, уметь все на своей арене. -- Блестяще. Нам бы такие кульбиты суметь провернуть. Да куды там ?! / 25.02.2010 /
|
Ну конечно, без всякого умыслу. Извините, Олег и Геннадий. А насчет стихов... Конечно, ворожба. Потому и трудно в большом количестве воспринимать. И еще мне немного тоскливо, что из современной поэзии всё больше вымывается сюжет. И Бога,и Борея, и Лету я все-таки с прописной привык читать. Такой уж ретроград...
|
|
...тишины, неизвестной тоски, снегопада И ВНЕЗАПНОГО БОГА... Бог не бывает постепенным,а всегда внезапным, поэтому и хочется написать Его с большой буквы, не правописания ради, а чтоб не ставить на одну линейку с человеческой тщетой.
|