Проголосуйте за это произведение |
-1-
Дядя Василий провожал меня на машине Инженера.
Я
сидела в темном фургоне с лязгающими дверцами, потому что надо было держать
сумки с соленьями.
Была сильная пурга, по фургону гулял ветер и
шевелил мои волосы, выбившиеся из-под накинутого на голову шарфа. Снег,
залетающий в зарешеченные окна, не таял, и как крупа перекатывался по досчатому полу.
У Шовского машина
остановилась. Дядя Василий запустил в фургон парня. Крупные кудри черными кольцами торчали у него из-под
собачьей шапки. Я подумала, не цыган ли он.
Парень называл меня "молодая" и предлагал
"согреть".
Мне было неловко с ним, я хотела скорее приехать, и ничего не отвечала. От
прилива крови мне действительно стало теплее.
-
Как звать-то тебя, молодая?
Меня Андрюхой, а тебя как? - спрашивал парень, и я начинала его ненавидеть
за
пошлую, как мне казалось, стилизацию диалектной речи.
Когда парень сказал: - Нрависси ты мне, молодая, - делая ударение на "сси",
-
давай вертаться, - я спросила, всегда ли он так
разговаривает.
-
Как?
-
Туды-сюды.
Парень сказал: - Не серчай,
красавица. Мы люди неученые. Как звать-то тебя?
Я не ответила.
Парень ехал на вокзал провожать
отца.
Мы остановились почти у самых перронов, дядя
открыл дверцы, и я подавала ему сумки. Парень тоже подавал. Он поднимал
каждую
одним пальцем, кряхтел и корчился, притворяясь, что ему очень
тяжело.
-
Ну
как,
познакомились? - спросил дядя.
Я ответила, что нет.
-
Что ж ты, Андрюх! Это Надюшка,
племянница моя.
-
Мое почтение, - сказал парень и согнулся,
протянув
мне руку. Я помедлила и подала ему ладонь в перчатке. Он сжал мою руку, не
отпуская, выпрыгнул из фургона и поставил меня на
землю.
-
Пойдите на вокзал, погрейтесь, - сказал дядя,
закуривая.
Я
с отчаяньем посмотрела в его безмятежное лицо с чертами моей матери.
Мне
было шестнадцать лет. Чужой, неприятный человек не отпускал мою руку, и мой
дядя не замечал этого, а я из гордости не хотела признаться в своей
беспомощности. И я пошла за чужим человеком в темноту, туда, куда он повел
меня.
-
Отпусти.
-
Нет, Надюш, не
отпущу.
Буду держать тебя до самой смерти.
-
Я не говорю дяде Василию только потому, что мне
тебя жалко.
-
Дядяня
твой
уже далеко. Теперь ты к нему и не воротишься.
-
У меня рука затекла.
Мы стояли на задворках
автовокзала, острые деревья закрывали светлые окна зала ожидания, и никого
не
было кругом, в холоде и мраке.
Андрей поймал мою левую руку
и
отпустил правую.
-
Так и будем стоять и молчать? Ну, постоим.
Поезд прийдеть и уйдеть , а мы постоим - и назад, с дядяней
твоим.
Я разглядывала его жесткое
правильное
лицо.
-
Надюш,
пойдем до вокзала сходим, папку мово поищем.
Пойдем,
а то на руках потащу.
Зал ожидания был пуст. В
одном
из деревянных кресел дремал пьяный старик, у его ног лежал рюкзак, упавший с
другого кресла.
-
Папаня, - позвал Андрей, и старик заморгал и
зашевелился в кресле.
-
Ты рюкзак-то одень, и иди к
путям-то, в середке там постои, вагон у тебя четырнадцатый, билет-то вот он
у
тебя, - Андрей опустил пальцы в нагрудный карман отцовской куртки, и там
хрустнул билет. Он одной рукой помог отцу надеть рюкзак и подтолкнул его к
выходу. Старик пошел, покачиваясь, не оглядываясь.
-
Ну что молчишь-то? Давай, рассказывай, Надюш.
Я молчала и разглядывала сине-серые глаза
Андрея, с черными точками на роговице, в черных кудрявых
ресницах.
-
Что, не поет птица в клетке? Толково. А если
пущу -
побежишь? Надюш, я серьезно - давай вертаться.
Чего
так мало побыла у дядьки? Я знаю, когда он тебя встречал - на этой же
колымаге.
Объявили мой поезд.
-
Не молчи, Надюш,
а то я щас заплачу, - и парень, паясничая, сделал
вид, что плачет. - Давай схоронимся, дядяня
поищет,
не найдет, а потом обратно поедем, - и он потянул меня, и я знала, куда - в
тот
тупиковый коридорчик, где раковина, из которой я так люблю
пить... Я ухватилась за кресло.
-
Пусти, а то щас
понесу.
Объявили
посадку.
Глазам
стало
горячо, парень заметил, что у меня заблестел взгляд, и отпустил, и я, хлопая
полами шубы, побежала к поезду.
Андрей
побежал
к отцу.
Я помахала
рукой дяде Василию. Он стоял на коврике света, постеленном под окном поезда.
Вокруг меня был мир и покой. И снова я увидела Андрея. Он вошел в вагон с
отцом
и прошел через поезд. Теперь он остановился рядом со мной и стал махать
моему
дяде и строить рожи. Дядя, залитый густым оранжевым
светом, смеялся и что-то показывал руками. Я хотела
зайти в свое купе, но Андрей, вытянув руку, загородил мне
дорогу.
-
Надюш, скажи адресок-то, птичка, я тебе письмецо напишу. Хорошо
напишу-то.
Я молчала.
Андрей
загораживал проход. За его спиной кричали, рука проводницы рвала его
плечо.
-
Адрес - и
ухожу.
Я
молчала.
Андрей
посторонился, коляски затарахтели по вагону, и проводница в фосфоресцирующем подкожном жиру
потребовала у
Андрея билет.
-
У отца, в другом вагоне, в
четырнадцатом.
-
Точно
едешь?
-
Точно!
Проводница
повернулась медленно, по-рыбьи, и пошла к дверям, чтобы как плавник
выставить
свой флажок.
-
Надюш, адрес!
Он терпел
поражение. У него задвигался кадык. Улыбаясь, я смотрела, как зверь пытается
бежать из клетки, в которую сам же и ворвался - Андрей хотел открыть окно,
запертое на зиму, и потратил на это слишком много времени. Проводница уже
прогремела подножкой, поднимая ее, поезд
дернулся и поплыл, увозя дрогнувшего моего раба. Когда он, загнанный,
бросился наконец к дверям, платформа кончилась, и ночной
снег искрами закишел на насыпях. Я услышала лязганье и громыхание,
напомнившее
мне фургон Инженера, и испуганный голос проводницы:
-
Выходишь, что ли? Вот шебутной парень! - видимо, она помогла ему бороться с
подножкой. Потом вскрикнула: - Убился!
Я зашла в свое купе, где уже кто-то спал, и какие-то рукава и
штанины
свешивались с верхних полок, как корабельные канаты.
Он не "убился" тогда, только ушибся и потерял
шапку.
-2-
Мы встретились летом, через полгода, когда Юсуф был в армии.
Андрей
не забыл меня.
Чаще всего
я
вспоминаю ту ночь, в которую мы ездили на кладбище.
Светляки летели нам прямо в фары. В кабине
КАМАЗа
было темно, и я еле различала спокойный профиль Андрея, его глаз, выпуклый,
с
жемчужным белком. Приближалась полночь.
Высокая мокрая трава скрывала основания крестов
и
оград, выкрашенных серебрянкой, отчего казалось, что они висят в
воздухе.
-- Пойдем, могилки родные тебе покажу, -- сказал Андрей.
Мы пошли в заросли боярышника и еще каких-то
кустов, цепляясь за ржавые пики оград и натыкаясь на невидимые в темноте
ветки.
Я по колено промочила ноги в траве. Мы остановились у неприметной могилы со
стершейся надписью на табличке.
-- Вот это дядя мой, --
говорил
Андрей, -- он от рака помер. Хороший был мужик, ему в горло трубку вставили.
Нажимает на трубку и говорит так... А это бабка
моя,
прабабка... Я ее не помню. Наденька! Мне мать велела между
их ее похоронить!
Он обнял меня за плечо так, словно это горе уже
случилось, и для нас оно общее, и он хочет поддержать меня в этом горе.
-- Днем все некогда, --
говорил
Андрей, раздвигая ветки, -- так хоть ночью навестить
их.
Снова мы остановились у неприметной
могилы.
-- А вот крестный мой, он, когда помирал,
завещал
нам: "Не люблю, -- говорит, -- когда земля по
крышке
стучит... Вы сделайте подкоп, и туда гроб подсуньте". Мы с отцом подкоп
сделали, а осень была, дождик... Утром пришли, а подкоп обвалился весь,
пришлось по-обыкновенному все... Он, наверно,
серчает на нас там - могила-то на могилу не
похожа...
-- Ты всех здесь знаешь, --
я
имела в виду кладбище.
-- Будешь жить в Шовском,
я тебя со всеми познакомлю.
"Будешь жить в Шовском"...
Сначала мы ехали к собору, и он так быстро рос
черной непреступной стеной, словно тоже двигался в темноте нам на встречу.
Но
потом мы свернули с дороги и поехали по пустырю. Машину качало, она
подпрыгивала на колдобинах. В стенки кабины ударялись комья земли.
-- Зачем мы сюда поехали?
-- Срезаем крюк.
Мы долго "срезали". И мотор заглох. Далеко
впереди горел фонарь, наверное, на шовской ферме.
Белый пульсирующий свет казался мне зеленоватым оттого, что я долго на него
смотрела. Я знала, что на ферме
собаки,
и даже собаки не лаяли.
Андрей щекой оперся на руль.
-- Не можем ехать. Надо ждать.
-- Долго?
-- До утра.
-- В три я должна быть
дома.
-- Никак нельзя, Надюш.
Я внимательно вглядывалась в его темное лицо и
не
знала, верить ли мне в то, что нельзя ехать, или нет.
-- Пойду, пожалуй.
-- Надюш! Оставайся
со
мной в Шовском.
-- Да что ты.
-- Ты не огорчай меня сегодня, Надюш,
я сегодня огорченный - намолотил меньше всех. Ты мне щас
ничего не говори - посиди со мной часик, так-то просто, а я полежу, мне уж
через два часа на работу вставать, хоть для вида рядом с тобой
посплю.
Андрей через голову снял рубаху. Он уснул
мгновенно, и ребра в сморщенных шрамах раздувались как жабры, и синхронно разводила крыльями карамора со складными ногами, шагавшая
раньше
по боковому стеклу, а потом зашедшая в приоткрытое
ветровое...
Я размазала карамору кулаком и заметила, что
наконец-то светает. На экране лобового стекла поворачивалась под утренним
ветром полынь, зашевелились воробьи, которые, оказывается, в ней были, и
один
вспрыгнул откуда-то и, ухватившись правой лапой за один куст, а левой - за
другой, закачался с закрытыми глазами. Столб у фермы я теперь видела ясно, а
фонарь померк.
За нашим кузовом взошло
солнце.
Краски прорвались из-за серой предутренней
пелены
и стали распределяться в мире - голубое из дебрей пустыря туманом
поднималось в
небо, розоватое напротив же опускалось, окрашивая исподнее листьев полыни.
Воробьи зашумели, обчирикивая нас со всех
сторон.
В пять утра мы прошли
по
моей улице, и у каждого дома скрипела калитка в саду, сами же хозяйки,
вставшие
доить, оставались невидимыми.
Андрей дошел со мной до двери и остановился на
пороге. Я сказала: -- Спокойной
ночи.
-- Доброе утро!
-- Ну, доброе утро.
-- Спокойной ночи.
За окном кухни
громыхнуло.
-- Иди отсюда, вон тетя Вера в окно
смотрит.
-- Если что - вали все на меня, --
я
отбрухаюсь..
. -3-
Зимой Андрей приезжал ко мне в Москву. Он
заметил,
что я стесняюсь его перед знакомыми и уехал, не
простившись. Я думала, что это конец, но ошиблась.
Я ждала Зухру, чтобы
идти на поляну. Лавка была холодной и склизкой на ощупь. У соседей вода
глухо
капала в бочку и переливалась через край. Мокрая стенка бочки блестела, как
обледенелая. Андрей приехал на КАМАЗе и тяжело выпрыгнул из кабины.
-- Птичка, рыбка, лапочка,
здравствуй...
Я отвернулась.
-- Дай хоть посмотрю на тебя...
Андрей зажег спичку и протянул руку к моему
лицу.
Огонь горел в его руке как в подсвечнике, слегка согревая мне лицо, но по
спине
моей и по ногам полз холод. Когда спичка прогорела, Андрей сказал:
-- Как я зимой от тебя уехал, с тех пор и
запил. И
пью и пью и пью даже до сих пор. И сегодня пил. Обиделся я на тебя, Надюш, зимой.
-- А я думала, что ты все понял.
-- Запала ты мне в сердце, и никогда оттуда не
выскочишь. Не выковырнуть тебя оттуда... Как я твой
дом, Надюш, искал в Москве... Вышел из метро и не
в ту
сторону пошел. Ушел от тебя аж до самого вокзала -
и
назад пошел. А как познакомились мы с тобой...
Каким
числом это было? Щас, щас... чтоб не бегать, у
Василя
не спрашивать... Не одна ты записульки
пишешь - я в них нырнул, когда у тебя был. Не обижаешься на
меня?
Я
сдержала
бешенство: -- Нет, я сама люблю читать чужие
дневники.
--
Вот
поехали ко мне - ни за что не найдешь. А лежит на виду, никто и не знает -
даже
мать не знает. Знаешь, как сделал? Из "Роман-газеты" листы вытащил - и
бумагу вставил. Уже три такие лежат.
-- Ладно, я пойду домой.
-- Эх, Надюшка,
птичка-рыбка-лапочка... А то оставалась бы ты у
нас.
Ребятишек бы родили - первого, второго, третьего, шестого, так бы и пошло, и
пошло... Коровок бы развели, бычков, поросяточек,
птичек и так по порядку...
Я встала и пошла к калитке. Андрей взял в
машине
бутылку водки и догнал меня.
-- Надюш, ну
выпей-то со
мной...
Я отказалась. Андрей отпил из горлышка и дошел
со
мной до двери.
-- Я тебя увижу завтра?
-- Нет.
-- Мы завтра с отцом в Курпинку
едем, за черноплодкой. Поедешь с нами
так-то?
От ревности душа моя затряслась. Еще только раз
было со мной такое - немного позже и много сильнее. Будто вилами поддели
этот
бестелесный нерв и потянули, пытаясь исторгнуть.
Я крикнула: --
Нет!
-- Надюш, я не понял,
почему...
-- Я. Слишком люблю это место. Ты не понимаешь,
у
людей бывает что-то святое! Я могу пойти туда только с теми, кого
люблю...
-- Например?
-- С Юсуфом Аслановым.
-- Я понял. Прости, Надюш,
останемся друзьями.
Пошатываясь, Андрей пошел к калитке. Мне
показалось, что светлое пятно остановилось у забора, и я закрыла дверь.
-4-
Мать Андрея прислала мне его дневники. Она не оставила их, потому
что
они напоминали обо мне.
Марина в подробном письме передала мне все, что касалось той
ночи.
Андрей допил водку и поехал в Шовское.
Он
едва не сбил Юсуфа в дембельских аксельбантах, а в
Шовском поломал забор и свалил два креста на кладбище
перед
тем, как въехать в пруд и забуксовать. Он вылез из машины и упал в
воду.
Когда-то мы нашли с ним паутину, густую, и всю в каплях. В ней
можно
было отразиться, как в разбитом зеркале.
-- Пауки, -- сказал Андрей, -- нить тянут
из
сердца. Толково.
-- Нет, у паука есть такие специальные
железы...
-- Ц-ц-ц... Тише... Еще прочитаешь про
нитку-то сердечную... Попанется еще
книжка...
"Какой вздор", -- подумала я.
Когда я собирала чемодан, бабушка сказала
мне:
-- Люди, знаешь, какие! До смерти не простят. Пойдешь на похороны,
скажут: "Виновата". Не пойдешь - скажут: "Нарочно сгубила".
Уезжай-ка
ты, девка, отсюда. Тебе что, а нам тут жить... У Бурьяновых родни
много.
-- Да я и так уезжаю.
-- Не, ты, девка, уезжай. Так что...
уезжай!
Бабушка махнула рукой так, будто захлопнула передо мной какую-то
невидимую дверь и прищемила нить, вытянувшуюся из моего
сердца.
Эта нить все сильнее натягивается с каждым годом, с каждой сотней
километров, и скорее вырвет мне сердце, чем оборвется сама.
Проголосуйте за это произведение |
Но все равно не те слова хочу слышать от современника. Для меня это где-то в чем-то - переферия. Духовное отшельничество, оскопление. Как будьто дней связующая паутина порвалась и все разбрелись в разные стороны, по своим отхожим кабинетикам, со своим устройством утилизации духовных испражнений (компьютером): пролетают паутинки с пауками в серединке. Вот эмиграция после революции .Вроде бы все могло быть аналогично, но остался центр мироздания. А где центр мироздания сегодня, для самих русских. А проблема видится в одном: русскую культуру уничтожали как национальную,а русский народ как нацию, а сегодня вообще отказывают в праве на существование. А нация выше государства, она заказчик, а не продукт. Вот этот нерв утерян в нынешней литературе, потому что нет идеи, Идеала. А только нация может этот идеал для себя выбрать. Получается мы живем "на телеге" или в "паутине", а ничего общего, главного, цементирующего в наших душах нет. Один эгоизм, прикрываемый модными словами взятыми из чуждой культуры и применимые к чуждому идеалу. Мне кажется, и я в это верю, русский писатель должен сегодня возрождать нацию. Русскую нацию, ибо другой быть не может, только она сегодня единстванная данность. И если не осознать этот "заказ" души, то все мы будем Бездомными в этом мире и литература будет только приблудной жрицей, а не кормилицей. Вот так высокопарно, но думаю, что верно. Для меня литература, не отражающая заказчика в лице нации - красивая безделушка. Не может как часто утверждают искусство отражать упадок, безвременье. Нет, оно будет отражать только духовную пустоту, отсутствие того, кому адресован ее посыл. А действительно: кому адресован рассказ?
|
|
|
|
(А.Вознесенский. 1977 г)
Спасибо
|
|
Да, было бы приступлением не похвалить такой блестящий рассказ. А если серьезно, читать этот текст довольно странно и неприятно. А чего стоит финальная пафосная фраза -рассказчица Н.Горлова - человек-паук?!
|
Давно не встречались. Поклон из Петергофа. Вновь Вы, мой высокий покровитель, соблаговолили на меня "напасть" (не спровоцированно). Какая встреча! Вот те раз! Вернулся Венский ... Гаттерас (яхтсмен).
|
Какой стиль, какой стиль элегантный, изысканный и неподражаемый. Из какого все ЭТО словарика пошлого... "Человек - это стиль" (Мальро). А Веллер, действительно, с моей "помойки". Опять же какой стиль, ну, чистый Гюисманс.
|
Уважаемый Валерий. Может быть есть и еще третий план рассказа, который отражает ту самую национальную (внутри одной нации) разобщенность. Не просто "грани между городом и селом", а между родовым и внешним. Как минимум уже два отношения к одной местности, да еще и не все русские живут в этом Шовском. Ревность героини такова, что она отчуждена от других обитателей родных мест. Разве такое когда было. Раньше мы все были сооветские, а теперь нас связывает только паучья нить. А других связей видимо уже не осталось.
|
|
|
Вот так и становятся "зеркалами русской революции" :)) Всё это "фокусы" интерпретации, господа. :)
|
|
Конечно, всё, что я написала о рассказе Горловой - это моя интерпретация, моё восприятие, моё видение, основанное на моём, опять таки жизненном опыте, и конечно же, не на Вашем. Для меня рассказ интересен, если это "моё" и "автора" где-то хоть как-то перекрывается. Великую китайскую роман-поэму "История Камня" я так и не осилила.
|
|
Конечно, всё, что я написала о рассказе Горловой - это моя интерпретация, моё восприятие, моё видение, основанное на моём, опять таки жизненном опыте, и конечно же, не на Вашем. Для меня рассказ интересен, если это "моё" и "автора" где-то хоть как-то перекрывается. Великую китайскую роман-поэму "История Камня" я так и не осилила." А что здесь непонятного, это ведь не я а вы, Т.S, что-то имеете :)к моей интерпретации, коль упомянули фразу о "клиническом примере" :) Вот и Игорь Крылов до такой степени к ней (моей интерпретации) непочтение имеет, что даже предлагает мне от неё отказаться.:) Я же, ни к чьей, ничего, не имею. "Плодитесь и размножайтесь" почитатели "Паучьего сердца" - мне-то что? :) Кстати, если вы сомневаетесь в моём существовании вообще, то зачем вам знать, гуманитарное ли у меня образование? И ... не знаю, вот, ей Богу не знаю, что с вашей головой...?:)) уж простите. :)
|
|
http://www.pereplet.ru/text/gorlova15feb05.html Вот ссылка которая компроментирует ваши обвинения. В своем комментарии вы как раз хвалите стиль Н.Г. и даже отмечаете художественные достоинства. А так же рассказ Пасха очень даже православный и светлый. Перечтите еще раз и скажите, что там такого отрицающего наши ценности. Надо думать об авторе лучше. Всегда хочется чтобы он был тебя не глупей, как минимум, или умней, как максимум. Рассказ ПС неприятен, потому что правдив. Но это конечно не вся правда, но часть общей правды несомненно. Просто дело в недоверии, к тому, что в такую маленькую форму можно вместить столько смыслов. Но время сегодня так нашпиговано информацией,что нет сил читать объемные тексты. Лучшие силы надо тратить на минимальные формы - это-то уж хотя бы прочтут, если вы не Достоевский и не Толстой, и не знаете жизнь лучше Эйснера, Веллера и Куклина.
|
ВЫ шутник!
|
Ия, удивительно, что на этот раз мы разошлись. Мне то показалось, что в этом рассказе боль. Бедной Надюше и выбора-то совсем не оставили, только уезжай и всё тут. Никита, я просто решила, что Вы какой-нибудь филолог, поэтому я не понимаю Ваших эпитетов. Ну а в подкрепление своей мысли, что Россия в рассказе современная, давайте вспомним Шукшина "Живёт такой парень", тоже любовь деревенского и городской, но итог другой. Ну а если бы дело происходило в Америке, то Андрей бы героиню изнасиловал и тогда это выглядело бы, как деструктивное что-Вы-там-говорили.
|
|
|
|