Проголосуйте за это произведение |
Трактат о вере.
(Во что верить современ╜ному человеку)
╘ Фетисов В.П., 2002.
Религии разделяют даже верующих,
а
вера объединяет даже сомневающихся.
Сколько бы ни гордился человек
своим господством над природой, подлинное бытие, о котором мечтает каждый,
всякий раз оказывается запредельным и недости╜жимым. Старость, болезни, смерть,
социальная разобщен╜ность и несправедливость ≈
эти и другие бедствия продол╜жают омрачать наше существование так же, как и
тысячи лет назад. Благодаря успехам в экономике, политике, науке, мы как-то
приспосабливаемся к суровым условиям этого мира, но жизнь в нем остается
хрупкой и незащищенной. Даже самые сильные и умные среди нас могут стать жертвами
слабых и глупых, а уж о последних и говорить нечего ≈ они мрут как мухи то от природных катастроф, то от собственных
ошибок.
Что же заставляет нас
прислушиваться к разуму, воз╜можности которого так ограничены? Что позволяет
нам радоваться жизни, в абсурдности и конечности которой мы убеждаемся на
опыте? Ведь если бы животные осознали кратковременность и трагичность своего
существования, они вряд ли смогли спокойно добывать пищу и размно╜жаться. Их
естественное состояние поддерживается незна╜нием всего ужаса естественности. А
люди все знают и жи╜вут- Более того, несмотря на невыносимые страдания, про╜должают
ценить жизнь, зная о неотвратимой силе природ-но-исторической необходимости,
считают себя свободными, готовясь к смерти, рассуждают о вечности.
Откуда это мужество, это
благородное стремление к неосуществимым идеалам? Разум и опыт здесь умолкают, и
только вера помогает не только переносить тяготы этой жизни, но и отыскивать
скрытый за ними смысл. Вера ≈ это мостик
от естественного к сверхъестественному. Это надежда на то, что какая-то высшая,
совершеннейшая и благостная сила ≈ как бы
она ни называлась: Бог, Судьба, Абсолютный Разум, Мировой Дух, Единый Центр и
т.д. ≈ поможет если не спастись, то хотя
бы упорядочить и ис╜править надломленное бытие этого мира.
Влекущие нас идеалы
Истины, Добра, Красоты возвы╜шаются над эмпирической действительностью. Потому
они и привлекают, что вынесены за пределы физической реаль╜ности. Иначе мы жили
бы только инстинктами, приковы╜вающими нас к этому миру. Чтобы быть человеком,
чело╜веку нужно выходить за собственные пределы, подражать метафизическим,══ трансцендентным образам, о которых можно
только догадываться и в которые должно верить.
Верящий только в человека
становится ниже челове╜ка, потому что главным в человеке как раз и является
ощущение величия и святости высшего, безмерно вели╜кого и бесконечного начала.
Подлинно человеческое на╜чинается со стремления к сверхчеловеческому.
Без веры в
сверхъестественную и потустороннюю силу, гарантирующую окончательное торжество
добра и справед╜ливости, жизнь наша сделалась бы невыносимой. Многие предпочли
бы умереть, а жизнь оставшихся была бы уже не человеческой, а животной или даже
растительной.
Только глупец
удовлетворяется тем, что имеется в на╜личии, замечая лишь то, что мелькает
перед глазами, и не чувствуя таинственной связи наличного и изменчивого бы╜тия
с абсолютным и вечным. Принимая тени за подлинную реальность, неверующий
человек убежден в своей правоте. Но правота эта кажущаяся. Действовать не по
вере, а на╜верняка можно лишь там, где все поддается точному рас╜чету.
Настоящее благородство и героизм возможны только с верой в сверхъестественную
поддержку.
Само осознание
естественности конца подводит нас к вере в сверхъестественную бесконечность.
Верить ≈ значит бросать вызов
несовершенству и ограниченности естества во имя абсолютного совершенства.
Верующий человек даже убедившись, что зло неустранимо естественным путем, про╜должает
бороться с ним, полагаясь на высшие силы.
Если без веры человек лишь
в силе видит правду, то с верой он догадывается о сверхъестественной силе са╜мой
Правды. И это наполняет жизнь смыслом, вселяет надежду даже там, где
человеческих сил явно не хвата╜ет. Понимание неправды возможно лишь как ответ
на зов Правды. И если бы не было этого доносящегося свыше зова, любая мерзость
и несправедливость этого мира казалась бы нормой.
Вера во всемогущее доброе
начало позволяет не только жить, но и испытывать высшее наслаждение от своей
причастности к более совершенной сущности. Вот почему блаженными могут быть
только верующие.
Общество гарантирует
соблюдение некоторых прав человека. Где можно, мою правоту защитит государь,
где можно ≈ друг, где можно ≈ полицейский. А где никто не может помочь,
там мне помогут высшие силы или Бог. Человек не всегда прав, но у него всегда
есть право пове╜рить, что и его неправда, и неправда всего мира пройдут. Без
этой веры все остальные права ≈ уголовные
и граж╜данские, в том числе и основное позитивное право на жизнь ≈ остаются необоснованными и относительными.
Человек не просто сознает
себя (на это способна и кош╜ка), но именно соотносит себя с высшей и
совершеннейшей сущностью, которая хотя и бесконечно превосходит его, но в то же
время и родственна ему. Вера ≈ это
духовный порыв к совершенству. В акте веры человек трансцендирует, переступает
границы данной ему реальности и прорывается к абсолютному, вечному и
совершеннейшему началу.
Физически человек не может
жить вечно, но он верит, что, кроме относительного времени, есть ╚нечто╩,
похожее на вечность, и при старании ему удастся каким-то образом соприкоснуться
с этим ╚нечто╩ и приобщиться к нему. Привыкший доверять только опыту и разуму
может возра╜зить: ≈ ╚Что толку от такой
веры, физически-то мы все равно останемся смертными╩. Но вера ≈ это не просто состояние души. Дело в том,
что и наша физическая жизнь будет совсем другой, если есть вера. Можно даже
сказать, что только тогда она и будет настоящей жизнью. Все пре╜красное и
благородное в этом мире достигается благодаря ощущению связи с миром иным.
Можно еще долго перечислять
преимущества, кото╜рые дает человеку вера, но в этом нет необходимости.
Подавляющее большинство людей жило и живет с ве╜рой. Даже тот, кто критикует
религию, выступает всего лишь против того или иного понимания божественной
сущности, а устремленность к запредельному и вера в сверхъестественное у него
остается.
Проблема сегодня не
столько в отказе от веры, сколько в утрате ее чистоты. Оформляясь в историче╜ские
религии, дробясь на многочисленные секты и толки, вера претерпела столько
искажений, что порой так на╜зываемые ╚неверующие╩ обладают большей религиозно╜стью,
чем бьющие себя в грудь религиозные фанаты.
Верить хотят все, но под
влиянием многих объек╜тивных и субъективных причин качество веры и содер╜жание
ее так сильно меняются, что уже не отличишь, где там Бог, где человеческие
выдумки, а где черт. Сатанисты тоже не верят в абсолютное начало, которое выше
наших представлений о добре и зле. Общепринятое де╜ление людей на верующих и
неверующих, в зависимости от их принадлежности к той или иной религиозной об╜щине,
не дает никакого представления о действительном проявлении и развитии
религиозного чувства.
Богословы и
священнослужители давно бьются над проблемой теодицеи, т.е. оправдания доброго
и всемогу╜щего Бога перед лицом царящей на Земле несправедли╜вости. Но то, что
на долю верующих выпадает больше бедствий и лишений, это еще не самый страшный
вопрос для веры. Не для собственного благополучия устремля╜ется человек к Богу
и не ради здоровья, богатства и славы обращается к высшим силам. Здесь для истинно
верующего и проблемы-то нет. А вот почему глупым, хитрым и жестоким людям легче
примкнуть к религиоз╜ной организации, чем умным и добродетельным ≈ это действительно проблема для любой
религии, свидетель╜ствующая о том, что с верой у нее не все в порядке.
Как в государстве, если
порядочные и законопос╜лушные граждане живут хуже преступников, значит власть
сама преступна, так и в религии, если разум и совесть не позволяют человеку
попасть в число ╚верую╜щих╩, значит сама религия далека от Бога и от истины.
Трудно скромному и
трезвомыслящему человеку при╜соединиться к группе собравшихся вокруг ╚учителя╩
фана╜тов. Их претензия на исключительное владение истиной кажется ему
наглостью, а серьезное обсуждение сказочных сюжетов и отношение к ним как к
реальным событиям по╜хоже на притворство или глупость. Как растения тянутся к
небу, не отрываясь от корней, а опираясь на них, так и че╜ловек, устремляясь к
Богу, не отказывается от разума и природных способностей, а старается превзойти
их.
Не отделиться высокомерно
от всего человечества хочет верующий, а, наоборот, соединиться с ним. И не к
противоестественному стремится он, а к сверхъестест╜венному. И когда ему вместо
веры подсовывают нечто уродливое и нелепое, он смущенно отворачивается. Что ж
это за вера, которая боится малейших проблесков ума? И что ж это за Бог,
который только одному чело╜веку, и то не совсем нормальному, смог открыть
истину?
Современный человек не
может обойтись без веры. Среди сравнительно небольшого числа активных и органи╜зационно
оформленных ╚верующих╩ он чувствует себя из╜гоем. Но и присоединиться к ним, не
очистив веру от яв╜ных искажений, он тоже не в состоянии. Вот почему за╜щищать
веру от верующих сегодня гораздо важнее, чем создавать новую религию и
открывать новые церкви.
*══ *══ *
Первому великому искушению
поддалось изначально верующее человечество, когда робкую, многого не знающую
веру ему захотелось подменить твердым, не тер╜пящим возражений знанием.
Испытание верой многим ока╜залось не под силу. Верящий не знает точно, освободится
он от страданий или нет, достигнет ли совершенства или не достигнет. Тем более
ему не известно, как конкретно про╜явится помощь и милосердие Всевышнего. Он
только ве╜рит, что истина и правда должны восторжествовать, пото╜му что Бог
благ и всемогущ. И несмотря на отсутствие знания о запредельном, он обращается
к этому запредель╜ному, надеется на его помощь.
Трудно вот так верить в
то, что не подтверждено опытом и не объяснено разумом. Дух захватывает от высоты
и от отсутствия материальной опоры. Но в том-то и специфика религиозной веры ≈ я верю не в то, что камень упадет, если я
его брошу (обычная житейская и научная вера) и не в то, что он повиснет в
воздухе (противоречащее науке и опыту суеверие). В религиоз╜ном плане, я верю,
что даже если все камни незаслу╜женно свалятся мне на голову, то божественное
прови╜дение сумеет и этот несчастный случай направить для всеобщего, в том
числе и моего блага. Никаких физиче╜ских и материальных подтверждений ≈ только вера.
Это состояние качественно
отлично от знания. Знание спокойно и самоуверенно. Оно проблематично, только
когда встречается с противоположным знанием. Вера проблематична сама по себе. В
вере я всегда на вершине противоречия ≈ и
╚да╩ и ╚нет╩ столкнулись, чтобы породить превосходящее их состояние знающего
незнания или незнающего знания. Я знаю, что я ничего не знаю об этой великой,
управляющей вселенной духовной силе, но это незнающее знание приоб╜щает меня к
ней и оправдывает всю мою жизнь.
Трудно идти по острию
ножа. Так и хочется спрыг╜нуть вниз и спокойно ступать по ровной земле, доверив╜шись
только органам чувств и рассудку. Но тогда за ве╜щами видимого мира никогда не
догадаешься о существо╜вании мира иного, невидимого и идеального. И уже ника╜кой
надежды на спасение. Полное подчинение природной необходимости без всякого
стремления подняться над ней.
Религиозные люди не
выдержали проблематичности и остроты веры. Они о запредельном и трансцендентном
стали говорить как о повседневном и преходящем. Это создавало иллюзию крепости
веры. На самом деле от прежней напряженности ничего не осталось. Вера заме╜нилась
обширными знаниями. Все стало известно про Бога и про пророков. О сотворении
мира Богом стали писать и рассказывать как о деятельности плотника или
каменщика. Вся история человечества как во времени, так до и после
исторического времени стала такой про╜стой, что могла изучаться детьми в
школах.
Любой прихожанин теперь
точно знал, что ожидает людей после смерти, когда и куда девается душа, что
будет с телом и т.д. Точно так же людям известны ос╜новные, продиктованные,
якобы, Богом правила, кото╜рыми следует руководствоваться в жизни. Особенно по╜ражает
абсолютная уверенность верующих в правильно╜сти совершаемых обрядов и
приносимых жертв. Кажет╜ся, о том, что нравится Богу,, они знают лучше самого
Бога. Переданные через пророков сведения составляют ╚учения╩, соответственно
сами пророки и посланники Бога называются учителями. А любое учение можно вы╜учить.
Вере стали ╚обучать╩.
Постепенно набор точно
известных сведений стал выдаваться за содержание веры, а степень их усвоения
говорила о ее качестве. Соблазн подменить веру знанием оказался роковым для
религий. Он приковал свободную, устремленную к Небу веру к приземленным
рассудоч╜ным способностям человека. Не мысль поднялась до ме╜тафизических
проблем, а метафизика опустилась до обы╜денных рассуждении.
Однако ╚знания╩, которыми
так гордились верую╜щие, только казались знаниями. Непостижимое остава╜лось
непостижимым. Желание перевести трансцендент╜ное на обычный язык приводило
всего лишь к приписы╜ванию Богу собственных атрибутов. Разговор о своем,
по-своему и на собственном языке стал выдаваться за знание божественного и
запредельного. А чтобы подчеркнуть возвышенный характер сокровенных знаний, их
начали противопоставлять обычным, особенно научным, всячески принижая
последние.
Так возник конфликт между
разумом и верой. Прими╜тивные рассказы о Боге и о святых стали нарочно сопрово╜ждать
противоречащими разуму чудесами, а закономерное развитие наук осуждалось как
посягательство на веру. Но вера, уподобившаяся знанию, никогда не выдержит
конку╜ренции с настоящим знанием. Ей остается только одно ≈ всякими недозволенными приемами
дискредитировать науку, вплоть до запрета ее и физического уничтожения ученых.
Закономерным следствием
такой трансформации возвышенной и благородной веры в скудоумное подобие знанию
является отторжение от нее миллионов нормаль╜ных, трезвомыслящих людей. Зато
ряды верующих с легкостью пополняются другими миллионами ≈ невеже╜ственных, а то и вовсе умственно отсталых. Ну никак не
может грамотный, привыкший следовать определенным законам логики человек
отказаться вдруг от выработан╜ной веками дисциплины ума и заучивать абсурдные
ве╜щи. Он чувствует за пышной обрядностью и фантасти╜ческими рассказами великую
тайну, но говорить о неиз╜реченном, да еще и с логическими ошибками, не может.
Верующий еще не знает,
знающий уже не верит. Как только ты сказал: ╚Знаю╩, так и кончилась твоя вера.
Вера, обращенная в знание, есть ложь. Люди жа╜ждут скорее узнать, не понимая,
что узнать непостижи╜мое ≈ значит променять
веру на ложные выдумки.
Ничто так не противно для
веры, как ложь. Молчи, но не лги. Но нигде нет столько лжи, как в религиях.
Можно даже сказать, что все современные религии, как только свели веру к
знаниям, начали безудержно лгать, придумывая одно за другим объяснения для
необъясни╜мого, придавая вразумительный и естественный характер
сверхъестественному и сверхразумному.
Внутри самих религий все
время возникали протесты против определенных, чисто человеческих способов выра╜жения
и передачи божественной воли. Создавались целые ответвления в рамках одной
религии, образовывались но╜вые церкви, формировались секты и т.д. Но реформы ка╜сались
лишь некоторых злоупотреблений ортодоксальных богословов и иерархов. Само
стремление перевести веру в точное знание сохранялось у всех. Мистики выступали
против рациональных форм такого перевода, зато достига╜ли абсолютного знания в
процессе непосредственного слия╜ния души с Богом. Протестанты в Европе сделали
еще хуже: отказавшись от многих нелепых, с их точки зрения, форм культа, в
которых было хоть что-то таинственное и непонятное, они к трансцендентному
подошли как к доку╜ментальному и на собраниях стали обсуждать и заучивать
письменные тексты.
Подмена веры знанием
разрушает саму модальность веры. Вместо гипотетической она становится
категориче╜ской. Вера, превращенная в знание, уже не мыслит в кате╜гориях
возможного. Она способна только утверждать и по╜вторять кажущееся ей правильным
и отрицать все, что не вписывается в сформулированные ею положения.
От этого меняется стиль
мышления верующего, его характер. Из мягкого, скромного, вдохновленного воз╜можной
помощью Сверху он становится жестким, нетер╜пимым, самоуверенным. Фактически
ему не нужен Бог, раз он уже все знает и про него, и про себя. Бог может
исчезнуть ≈ от этого ничего не изменится.
Одна сек╜тантка на вопрос: ╚Что случится, если ваш Христос (╚учитель╩, который
выдает себя за Христа) умрет, уе╜дет в Израиль или еще куда?╩ ≈ спокойно ответила: ╚Ничего не случится, он
уже сказал, написал, объяснил, как нам жить и что делать╩. Такому ╚верующему╩
дос╜таточно прослушать несколько аудиокассет с разъясне╜нием своего ╚учителя╩ и
он уже все знает ≈ о себе, о мире, о Боге
и даже о межпланетном разуме.
Подобная вера лицемерит
дважды. Во-первых, она произвольно и необоснованно хвалится знанием того, что
познать невозможно. Во-вторых, она всячески противится настоящему знанию,
которое не только возможно, но и не╜обходимо, знанию, которое дают нам чувства
и разум. Ее раздражает любое упоминание о разуме и науке. Она пе╜реполнена
знаниями, доставшимися ей без ума. Безумная вера, безмозглые знания. Как
прекрасно сказал Иван Ильин, ╚вера, восстающая против разума, не вера, а
блудливое и пугливое суеверие╩. А разум, по его словам, раз╜рушающий веру, не
разум, а плоский рассудок.
Между разумом и настоящей
верой нет никакой вражды. Они отличаются друг от друга и гармонично дополняют
друг друга. Научная истина о мире открыва╜ется лишь тому, кто верит в высшее
разумное начало. В неупорядоченном и совершенно бестолковом мире нельзя было бы
отыскать никаких закономерностей. А религи╜озная вера не возникает без
определенного запаса зна╜ний. Только убедившись, что даже обширных знаний не
хватает для ответа на самые важные вопросы, человек начинает верить в
возможность решения проблем с по╜мощью благодатной высшей силы.
К метафизике готов лишь
тот, кто знает хотя бы эле╜ментарные законы физики. И метафизика сердца
доступна лишь тому, кто убедился, что сердцевина (сущность) человека не
раскрывается изучением сердца как анатомического органа. Религиозная вера
предполагает развитую культуру мышления. Глупец может поверить в любую
глупость, но не в Бога. Он не чувствует в этом потребности, не может даже
представить, для чего нужен Бог. Как вообще может почувствовать ограниченность
разума тот, у кого его нет? Надо поэтому отличать веру от недостатка ума и веру
от осознания его недостаточности.
╚Не умен, потому что верит
в Бога, а верит в Бога, потому что умен╩. С этой простой истиной никогда не со╜гласится
тот, кто считает мудрость мира сего безумием, а свои безумные фантазии ≈ божественной мудростью. Только очень хитрые
люди могли придумать веру без ра╜зума, чтобы соблазнять этой верой дураков. Как
должны быть противны Богу слепая вера и тупые верующие!
Еще одним критерием
чистоты религиозной веры яв╜ляется способность верующего сомневаться. Кто свел
веру к знанию готовых текстов и истин, тот отказался от сомнений. Сохранить в
вере свою свободу ≈ это зна╜чит оставить
за собой право сомневаться. Вера ≈ это и
есть сомнение с надеждой на успех или надежда на ус╜пех, несмотря на постоянное
сомнение. Кто знает точно, что и когда сделает Бог, тот полностью отдал себя в
подчинение высшим инстанциям, и ему остается только ждать, когда все произойдет
без его воли.
Настоящая вера открыта для
многих возможностей. Я верю, что с божьей помощью восторжествует одна из по╜ложительных,
но какая ≈ не знаю. Да и в торжестве же╜лаемой
я не уверен на сто процентов. А может, мое жела╜ние сформулировано неправильно,
и все должно произойти совсем по-другому, а может, я не то принимаю за божест╜венный
знак и т.д. Я и в вере не утрачиваю способности мыслить, а значит и
сомневаться. Как раз в вере наше мышление проявляет себя в высшей степени. В
поиске возможных связей с Абсолютом оно само достигает абсо╜лютных пределов. Вот
почему религиозные произведения Отцов церкви поражают глубиной мысли.
Как боятся современные
верующие сомнения! Еще больше, чем научных опровержений своих фантазий.
Скепсис, по их мнению, убивает веру. И в самом деле, он подрывает корни
догматического знания, которое они выдают за веру. Зато он позволяет уберечься
от фана╜тизма. Самый упрямый фанатизм не в неограниченной силе веры, а в
подмене проблематичной веры твердым знанием. Когда видишь толпы верующих,
убежденных в истинности выкрикиваемых ими фраз, невольно хочется спросить: ╚Не
слишком ли много убежденности в вашей вере и не пора ли вам усомниться хоть в
чем-то?╩
Самим понятием истины
нужно пользоваться осто╜рожно в применении к вере. Религиозную веру нельзя
назвать ╚истинной╩ в буквальном смысле, т.е. считать ее содержание
соответствующим действительности. Пред╜мет веры тем и хорош, что выходит за
пределы реально╜сти и потому к разговору о нем не применимы гносеоло╜гические
критерии. Мы верим как раз в то, что нере╜ально, что превосходит эмпирическую
действительность.
Это не значит, что вера
абсурдна, а тем более нель╜зя верить только потому, что что-то кажется
абсурдным. Вера не алогична, а сверхлогична. Она не отвергает до╜воды разума,
но пытается превзойти их. Она сверхра╜циональна, так же как и сверхчувственна.
И в этой сверхрациональности и сверхчувственности содержатся в снятом виде все
наши мысли и все наши чувства. Разу╜мом не кончается наша мудрость. Только
поняв недостаточность наших знании и преклонившись перед высшей премудростью,
мы становимся мудрыми.
Положения веры не могут
быть истинны, потому что они выше истины. Положения веры не могут быть доказуе╜мы,
потому что их доказуемость свидетельствовала бы всего лишь о том, что речь идет
об этом мире, а не о горней сфе╜ре. Отождествление веры со знанием как раз и
порождает стремление использовать доказательства, объявлять веру ис╜тинной,
т.е. применять обычный для теории познания инст╜рументарий. ╚Истинно верю╩,
╚истинная вера╩ ≈ все это от смешения
веры со знанием. Доказывать можно только принципиальную недоказуемость
положений веры.
Интересны в связи с этим
попытки разума доказать существование Бога. Стремление вполне понятное. Оно то╜же
объясняется претензиями превратить неопределенное со╜держание веры в точное
знание. При этом люди чувствова╜ли, что берутся за непосильную задачу. Ансельм
Кентерберийский долго не решался приступить к изложению своего знаменитого
онтологического доказательства бытия Бога.
Но дерзкий разум все же
пытается укротить трепетную веру и заключить ее в неумолимые рамки силлогизмов.
Кант, прекрасно чувствуя разницу между физикой и метафизикой, показал
ограниченность опыта и разума при решении метафи╜зических проблем. Он отверг
все существовавшие рациональ╜ные доказательства бытия Бога и обратился к воле.
На критику Канта мало кто
из богословов обратил внимание. Уже тогда теологам надо было задуматься, на╜сколько
оправданы их претензии превратить содержание веры в набор не подвергаемых
сомнению истин. Что каса╜ется бытия Бога, то не только доказательства его не
дос╜тупны человеку, но и само представление о божественном бытии должно
отличаться от общепринятого. Ведь когда мы говорим, что Бог ╚есть╩, мы
отождествляем его бытие с бытием камня, дерева и т.д. Но если Бог ╚есть╩, как
вот это облако, вот этот сарай, то Бога уже нет как Бога. Мы приравняли его
воображаемую сущность к тем реалиям, про которые можно сказать, что они ╚есть╩,
и тем самым лишили эту сущность божественности.
Таким образом, ни сказать,
что Бог есть, ни тем бо╜лее, доказать это, мы не можем. Но в таком случае, что
же остается верующему, во что ему верить? И вот здесь проходит грань,
отличающая чистую веру в Бога от иска╜женной. Знающий Бога как свои пять
пальцев не только убежден, что он есть, но и в курсе всех его замыслов. Верящий
в Бога не знает точно, есть ли Он и каков, но верит, что Бог как творец и
гарант добра и справедли╜вости должен быть. Это и есть другая (гипотети╜ческая)
модальность, в которой только и может выра╜жаться религиозная вера, в отличие
от точного знания. На смену онтологическим доказательствам бытия Бога приходит деонтологическое[1]- Бог должен быть.
Вот во что можно и нужно верить; вот что можно и нужно доказывать. Это под силу
и чувству и разуму.
Рациональное
деонтологическое доказательство выгля╜дит следующим образом: оправдать свое
существование разум и любое разумное существо могут только обнаруже╜нием
смысла. Ничто в этой жизни не может служить оп╜равданием и смыслом разумной
деятельности ≈ все тлен╜но, преходяще и
бессмысленно. Но поскольку разум уже есть, остается предположить, что смысл и
назначение его связаны с другим миром, который выше и совершеннее нашего. (Раз
разум уже есть, а смысла в естественной ре╜альности нет, значит он должен быть
в реальности сверхъ╜естественной, то есть в Боге). Таким образом, уже своим
возникновением и существованием в бессмысленном мире разум доказывает, что Бог
должен быть.
Пример деонтологического
доказательства бытия Бо╜га не через разум, а через нравственное чувство мы на╜ходим
у Канта в ╚Критике практического разума╩. (Раз в этой жизни соблюдение
нравственного закона не га╜рантирует достижения счастья, значит должен существо╜вать
другой мир, в котором Бог воздает каждому по за╜слугам). Всю метафизику Канта
можно выразить одним предложением: мы не знаем, есть Бог или нет, зато мы
убеждены, что Он должен быть.
Для человека бытие Бога
открывается через долженст╜вование и как долженствование. И это модальное бытие
на╜много важнее реального, эмпирического. А те боги, которые ╚есть╩ ≈ это человеческие выдумки. Общаться с Богом
можно лишь опосредованно ≈ через
долженствование. При этом и дистанция сохраняется, и связь возможна. ╚Должен
быть╩ ≈ значит ╚есть╩, но над человеком,
настолько ╚над╩, что и ╚есть╩ уже нельзя сказать, 'чтобы не поставить Его рядом
с собой. Богословы чувствуют дистанцию, но не до конца, все время сбиваются, не
выдерживают ее и начинают придумывать богочеловека, пророка и т.д.
На вопрос ╚Есть Бог или
нет?╩ можно ответить только то, что вопрос никуда не годится. Я не могу ох╜ватить
бытие Бога моим категорическим суждением и включить бесконечное бытие Абсолюта
в мое конечное ╚есть╩. Зато можно спрашивать: ╚Должен быть Бог или нет?╩ И
каждый нормальный человек ответит: ╚Конеч╜но, должен╩. Он не знает, но верит. А
кто знает, тот, доказывая, что Бог есть, на самом деле утверждает, что Его нет,
и подменяет обоснованную разумом веру ничем не обоснованным знанием.
Свести Бога к наличному
бытию ≈ это уже неверие. Истина не факт,
а идеал. Бог не в фактическом бытии, а в должном, идеальном.
*══ *══ *
Второй
соблазн, перед которым также не устояли верующие, исходил от желания превратить
свою, обусловленную многими субъективными факторами веру в единственно верную и
обязательную для всего челове╜чества. Претензии на всеобщность настолько сильны
у каждого вероисповедания, что общение между предста╜вителями разных конфессий
просто невозможно. До сих пор, например, каждый верующий убежден, что к его
учению о Боге, апостолах и т.д. рано или поздно долж╜ны прийти все. И когда его
спрашивают: ╚Ты что, в самом деле, думаешь, что любой человек, чтобы умило╜стивить
Бога, должен принести в жертву барана?╩ ≈
он с удивлением восклицает: ╚А как же, это же истина!╩
В абсолютное, бесконечное,
совершенное верят конкрет╜ные люди. Их относительные и конечные признаки обяза╜тельно
накладывают отпечаток на имеющийся у них божест╜венный образ. Поэтому, кроме
общности, которая пронизы╜вает все вероисповедания, вера еще и субъективна:
зависит как от истории и культуры данного народа, так и от харак╜тера и уровня
развития отдельной личности.
Трансцендентное
соединяется в религии с имманентным. Но если представления о трансцендентном
имеют тенденцию к обобщению и централизации вплоть до идеи единого Бога, то
имманентное дробится все больше и больше в зависимо╜сти от
конкретно-исторических условий. Назначение любой религии ≈ дать выход религиозному чувству и закрепить в подходящих для
данной группы людей формах предполагае╜мую связь божественного и человеческого.
Нужно научиться уважать
как общее стремление людей соприкоснуться с таинственным и сверхъестественным
миром, так и особенности отражения этого мира в жизненной прак╜тике каждого
народа. Многообразие религиозного опыта не подрывает чистоты веры. Но уважать и
поддерживать раз╜личные проявления религиозного культа следует до опреде╜ленного
предела. Как только верующие начинают думать, что их путь единственно истинный,
и хотят навязать его людям с другой культурой, а тем, кто не послушает их и их
учителей, угрожают гибелью и мучениями, так сразу из миролюбивых агнцев они
превращаются в агрессивных хищников. Их на╜вязчивая идея распространить свою
веру на все человечество порождает религиозные войны и преследования.
Связь с Богом может быть
только символической. Даже тот, кто, по его словам, видит Бога, видит всегда
лишь какой-то образ. И то, что Бог явился ему именно в этом образе, обусловлено
уровнем интеллекта и состоянием психики данного человека. У китайца Бог всегда
имеет что-то китайское, если не во внешности, то в стиле мыш╜ления, а боги
африканцев вряд ли будут белыми.
Если я поклоняюсь камню
как символу божества, то для меня, действительно, в этом камне есть что-то от
Бога. По крайней мере, я верю, что именно через этот камень возможна какая-то
связь с Богом. И может быть, действительно, для меня и для моих соплеменни╜ков
эта связь будет единственно возможной.
Но как только я воображу, что
и для человека, вы╜росшего не среди камней, а в лесу, и молящегося како╜му-то
деревянному символу, мой камень имеет такую же силу, я преувеличу роль
субъективного, человеческого фактора. Заставить и его поклоняться моему камню ≈ все равно, что ударить его камнем по голове.
Точно так же и другой человек, чтобы навязать мне священное де╜рево в качестве
божественного символа, будет вынужден пустить в ход дубинку. Сколько сейчас
верующих с камнями за пазухой и с дубинами в руках!
Это не значит, что, в
каких бы нелепых и порой ди╜ких формах ни проявлялась религиозная вера, она
всегда прекрасна. Прекрасной ее может сделать только искрен╜нее стремление даже
ничтожного и злого человека стать лучше, благодаря приобщению к более
совершенной бо╜жественной сущности. И если это стремление есть. Бог не допустит
уродливого проявления веры.
Удивительнее всего то, что
необыкновенная претен╜зия на всеобщую значимость своих религиозных убежде╜ний
не мешает таким верующим говорить о всеобщей любви и даже объявлять любовь в качестве
высшей бо╜жественной заповеди. Что иноверцев не могут любить те, которые
считают свою религию единственно верной, это ясно. Любовь здесь может означать
только одно ≈ скорее приобщить его к
своей вере. А пока он не при╜общается, в лучшем случае можно говорить лишь о
тер╜пении к нему. Терпим же мы обычно то, что ненавидим, но устранить пока не
можем. Поэтому все разговоры о любви тут ≈
сплошное лицемерие.
Но и друг друга такие
исключительные обладатели истины любить не в состоянии. В ╚братьях╩ и ╚сестрах╩
они видят и любят только себя и только свое. В случае с иноверцами есть другие,
но нет любви. А здесь есть любовь, но нет другого. Остается нечто вроде расши╜ренного
эгоизма. Любить ≈ значит хотеть и уметь
жить с другим и другим. Где нет другого, иного, где не ощущается трепета
соприкосновения моего, отличного от вашего, но жаждущего соединиться с вашим,
стремления к абсолютному и вечному, там любовь невозможна.
Для любви должны
встретиться разные проявления религиозного чувства, но без претензий на собственную
исключительность и открытые друг другу. ╚Одинаковые, как блохи╩ единоверцы,
которые подогревают друг друга ложью о своей избранности, вместо любви могут
проде╜монстрировать лишь любезность. Фальшивое сюсюка╜нье, вымученный обмен
услугами и стерильная любез╜ность ≈ вот
что характерно для сожительства одной общины, претендующей на обладание
обязательной для всех истиной. Их даже от секса со своими должно тош╜нить, а
секс с чужими им противен, как изнасилование.
На самом деле, любовь,
конечно же, возможна и в рамках одной конфессии, и между представителями разных
религиозных течений. В первом случае верующие должны оставлять друг другу
возможность для самостоятельного размышления, сомнений и дальнейшей
индивидуализации религиозной жизни. Через общее служение Богу раскрыва╜ется
неповторимость каждой личности. Во втором случае им необходимо признать
условность и относительность многих придуманных людьми способов выражения своей
связи с божеством. Если привнесенное человеком не ото╜ждествляется с божественным,
что может помешать дру╜жеским отношениям? Даже атеиста сможет полюбить ве╜рующий,
если обнаружит за кажущимся отрицанием Бога поиск более глубокого понимания
его.
Стремление выдать свое
понимание Бога за единствен╜но верное у большинства верующих заканчивается
гордым ощущением избранности и подозрительным отношением к другой вере. Однако
у некоторых индивидов подобный со╜блазн разрастается до невероятных масштабов.
Они объяв╜ляют себя пророками, посланниками Бога, а то и самим Богом. Больше
всего надо бояться безумцев, которые ис╜ступленно кричат: ╚Я один знаю истину.
Мне Бог открыл истину. Кто не пойдет за мной, погибнет!╩
Жалкие обманщики. Не имея
своего авторитета, кото╜рый надо было заслужить перед людьми земными делами,
они прикрываются авторитетом Бога. ╚Почему именно те╜бя послал Бог, почему
только тебе открылся?╩, ≈ спросим мы. И
если ему после этого не станет стыдно, с ним нече╜го вообще разговаривать.
Пусть остается один со своей верой и со своим Богом, рад он такой
╚исключительный╩. Исключим и мы этих людей из общения. А еще лучше за╜ключать
их в сумасшедшие дома или тюрьмы в зависимо╜сти от степени убежденности в этой
лжи. В делах религи╜озных нет пророков и пет учителей. Есть только служите╜ли,
исполняющие обряды.
В принципе, любого верующего,
настаивающего на все╜общей значимости своего учения и своей обрядности, следует
считать сектантом. Сектой та или иная община становится не оттого, что в чем-то
обособилась, отделилась от своей конфессии (это естественно и закономерно), а
по╜тому что выдает собой придуманную и привнесенную часть за целое. Но если
целая конфессия настаивает на своей ис╜ключительной правоте и уверена, что
спасутся лишь те, кто в ее рядах, она тоже является сектой. То же самое и с ре╜лигией.
Так какая же религия не является сегодня сектой?
Самая большая ересь не в
искажении образа божества или слова его (они всегда более или менее искажены
для человека), а в претензии на всеобщую значимость собст╜венной трактовки
этого образа или слова. Единственно возможный атеизм не в отрицании Бога (такое
невозмож╜но для нормального человека), а в обожествлении челове╜ка, т.е. в
придании чисто человеческим символам абсолют╜ного значения. Но отождествление
человеческого с боже╜ственным так далеко зашло, что нора уже все религии об╜винять
в атеизме. Кришна, Будда, Моисей, Иисус, Маго╜мет ≈ в этих образах человеческое обожествилось, а боже╜ственное
очеловечилось настолько, что верующий уже не понимает, во что верит. А придав
Богу человеческие чер╜ты, можно смело придумывать любые истории, где безум╜ное
и противоестественное выдается за божественное и сверхъестественное.
╚Бог сына единородного
принес в жертву╩, ╚Хри╜стос дал распять себя на кресте, чтобы спасти человече╜ство╩.
Что в этих рассказах божественного, а что чело╜веческого? Сам вопрос для
христиан является кощунст╜венным. У них все божественно ≈ любое слово, любой обряд ≈
все только от Бога. Не признавая ничего ус╜ловного и относительного, они и свое
субъективное счи╜тают всеобщим и обязательным для всех.
╚Бог есть любовь!╩, ≈ с мазохистским трепетом вос╜клицают
верующие, приписывая Богу свою неспособность противостоять силам зла. Ну что ж,
если вы так трусливы и так бесчувственны, что не в состоянии отделять добро от
зла и презирать то, что достойно презрения, что ж, любите всех подряд,
целуйтесь с насильником, и тогда насильник тут же превратится в вашего
любовника. Но не втягивайте всех в этот маразм. Зачем кричать, что только у вас
истина. Это всего лишь ваш путь, пройдя который, вы убеди╜тесь, что Бог не
только Любовь, но еще и Справедли╜вость, и Сила, и многое другое, скрытое пока
от вас.
От накопленного предками
позитивного и негативно╜го опыта, от социальных условий и индивидуальных
особенностей идет восхождение человека к Абсолюту, проявляется его духовность.
Дух ≈ это то, что связыва╜ет нас с высшей
сферой, что преодолевает ограничен╜ность физического пространственно-временного
бытия. Не устремляясь к свету, корни так и останутся в земле, не дав всходов. И
нисхождение Абсолюта возможно лишь на конкретную национальную и личностную почву.
Иначе свет, не находя разрыхленной почвы с семенами, проскользнет мимо, в
бесконечность.
Всеобщая и единая
божественная сущность прелом╜ляется через единичные признаки и черты. В
религиоз╜ной вере абсолютное, бесконечное, вечное как бы сопри╜касается с
частным, конкретным, историческим. Чтобы обозначить возможные точки
соприкосновения и зафик╜сировать их в каждодневной практике, верующие объе╜диняются
в религиозные организации, назначают слу╜жащих, создают сложную культовую и
обрядовую сис╜тему. Но как только они начинают абсолютизировать созданные ими
символы и выдавать их за всеобщие и обязательные для всего человечества, так
человеческое начинает вытеснять божественное.
Помня о наличии
трансцендентного и имманентного в вере, мы готовы к общению с представителями
разных вероисповеданий, если они тоже чувствуют разницу ме╜жду объективным и
субъективным и не пытаются навя╜зать нам то, что приемлемо только для них.
Каждый че╜ловек открывает истину для себя сам, в соответствии с собственной
судьбой и характером. Каждый народ дви╜гается к истине своим путем, в
соответствии со своими традициями и своей исторической миссией.
Диалектика всеобщего и
единичного позволяет сде╜лать еще один интересный вывод. Нельзя верить ╚ми╜мо╩
своего народа, пытаясь ╚выскочить╩ к запредельно╜му, противопоставляя себя
народу, среди которого ро╜дился, на языке которого говоришь, культуру которого
впитываешь и развиваешь. И как наивны попытки со╜единиться с Богом, минуя
родной язык, опыт предков, не разделяя страданий своего народа, трусливо убегая
в чужую, не тобою созданную и выстраданную культуру, в тайное теософское
общество или в закрытую от непо╜священных секту. Но еще более наивен тот, кто
религию своего народа навязывает всему миру.
Например, вера молодых людей из Вологодской об╜ласти, членов общества сознания Кришны, кажется вы╜мученной и уродливой. Конечно, к этому можно и нуж╜но отнестись снисходительно. Они, может быть, ничего, кроме ╚Бхагавадгиты╩, не читали, ни с кем, кроме за╜летного миссионера, на духовные темы не беседовали. Что ж, пусть ищут, где могут. Но если при этом они только себя из всей области считают просветленными и убеждены, что все русские должны следовать за ними, то вера этих сельских парней просто смешна. А миссио╜нер-иностранец, распространяющий подобную религию в России, скорее всего, не о Боге в образе Кришны дума╜ет, а о каком-то своем интересе.
***
Все естественные блага и преимущества достигнуты
человечеством за счет стремления к сверхъестест╜венному. Люди сильны поиском
Бога. Но не ищет Бога тот, кто уже все нашел и успокоился, кто подменил тре╜петную
и проблематичную веру поверхностным и застыв╜шим знанием. Все знают современные
верующие и потому уже не способны верить. От разума отказались, а желание знать
довели до абсурда. Вера закостенела в жестких рам╜ках догматического мышления и
потихоньку умирает.
В разных формах
проявляется религиозное чувство. Многообразие форм не нарушает чистоты веры до
тех пор, пока частное и относительное не выдается за всеобщее и абсолютное. Не
в Бога верит тот, кто в исторически обу╜словленных способах соприкосновения с
Абсолютом видит основное и обязательное для всех содержание веры. Чело╜веческое,
слишком человеческое подменило у него божест╜венное, и религиозная вера
умирает.
Вера каждого человека
рождается изнутри, а не прив╜носится насильно извне ≈ организацией, апостолом, тек╜стом. Не церковь, собрание, учитель
ведут меня к вере, а моя вера ведет меня в соответствующую и подходящую для
меня по языку, культуре, обычаям церковь, на собра╜ние, к учителю. Кто от══ имени══
Бога══ ведет за собой, тот всего
лишь ведет══ за══ собой═
от имени Бога. Человек, знающий Истину и навязывающий ее всему
человечеству, убивает религиозную веру.
Вот почему нужно ╚защищать
веру от верующих╩. Вера нормального человека не боится трудных философ╜ских
вопросов и сомнений. Она не мешает любить лю╜дей с разными религиозными
взглядами. Именно такой веры больше всего ждут и хотят люди. Они устали от
тяжкого бремени повседневных забот. Их души тянутся к божественному свету и
совершенству, но что-то оста╜навливает их от полного воцерковления и приобщения
к конкретным религиозным организациям. Они хотят ве╜рить, сохраняя напряженную
и возвышенную модаль╜ность веры, не упрощая ее до иллюзорного знания того, что
невозможно узнать. Они хотят верить, не забывая, что многое в вере обусловлено
субъективным фактором и придумано людьми, а потому не должно считаться
божественным и навязываться всему миру.
*══ *══ *
Насколько увеличилось бы число верующих от со╜блюдения этих требований, и как укрепились бы в вере те, кто уже считает себя ╚верующими╩.
[1] деонтология (от греч. deon, родительный падеж deonios ≈
должное и═ ┘ логия), раздел этики,
рассматривающий проблемы долга и должного. Термин введен Бентамом (1834) для обозначения теории нравственности в
целом.
Проголосуйте за это произведение |