Проголосуйте за это произведение |
Новые книги наших авторов
Критика
21.V.2017
Творчество
Екатерины Козыревой, постоянного автора «Русского
переплёта» хорошо знакомо ценителям истинной поэзии. Недавно у неё вышла
книга «Богатый
остров». Новый сборник — это всегда открытие поэта, даже
которого хорошо знаешь. И праздник — для
читателя, и
для автора, конечно, а с праздником следует поздравлять! Книгу предваряет
предисловие поэтессы Натальи Егоровой, чьи стихи я бы также хотела увидеть
на
страницах «Переплёта». Она сумела прочувствовать всё, о чем пишет Екатерина,
поэтому
приводим предисловие полностью.
НАТАЛЬЯ ЕГОРОВА
«ОБРЕТЕННАЯ МОЛИТВА»
Бывают книги – прочитаешь
внимательно, отметишь удачные образы, строфы, находки – закроешь и забудешь.
Бывает – закрыв книгу, понимаешь, что с твоей душой что-то произошло – она
изменилась, ибо ты прожила с поэтом долгую, трудную, наполненную жизнь. К
таким
поэтам принадлежит Екатерина Козырева. Ее поэзия – глубинная, корневая,
выросла
из русского фольклора и русской классики. Во многом ее поэтическое
мировоззрение окончательно оформилось благодаря Вадиму Кожинову.
Стремлением к эпическому, народному, крестьянскому она идет вслед за
Николаем
Некрасовым, широкой удалью, характерной для русской былины, перекликается с
Юрием Кузнецовым, тягой к философскому обобщению и взгляду в глубинную суть
вещей – следует за Федором Тютчевым и Виктором Лапшиным. Екатерина Козырева
–
прежде всего поэт серьезный. В ее книгах нет легких тем, легких решений. Ее
поэзия щедро подкреплена глубинной корневой русской судьбой, она взвешена,
выстрадана, прожита. Родители Екатерины были высланы на Урал, и судьба
ссыльнопоселенцев стала стержнем, глубинная сутью, на которую нижется вся
жизнь
поэта:
– Так за что же, за что, – я
спрошу,
как некрасовский Ваня,-
Выгоняли из дома, бросали на
каторжный труд?
Нас за новые сени, а их вот за
новые
сани. –
Только батя утешил: «А люди и тут
ведь живут!»
«Всяко было потом, – скажет мама
и
тихо заплачет.
Голод, нары да тиф... да
родителей
бедная смерть.
Только с наших, сиротских, землёй
переполненных тачек
Завертелась такая на голой степи
круговерть!
Мы о городе новом слагали стихи в
культбараке,
Ни горячей обиды, ни зла не
держали
в сердцах,
Только жаль деревеньки, давно
утонувшей
во мраке,
Жаль, что дети и внуки всё больше
живут в городах...»
Пережитая в детстве трагедия
стала
точкой отсчета высоты, мерой духа. Екатерина вышла из нее победителем – ни
обозленности на человеческую несправедливость и судьбу,
ни
ропота на жестокую родину, столь характерного для многих куда менее
«пострадавших», в ее стихах не найти. Хребет Урала стал ее собственным несломимым хребтом, мерой постижения вещей, мерой
России,
началом бесконечной любви к Родине. Недаром, обращаясь к России, она
находит
особое, неистертое, старинное, живое и бесконечно родное слово «Другиня». А Россия Козыревой широка и огромна: «Взгляну
на
Россию с Кремлевских холмов – / Велик ее свет – ни начал, ни краев./ Как
старцы, стоят над Москвой облака./ И грады, и веси стоят на века./ Их
ветры не
сдули, и вихрь не сломал./ Священные стены крепки, как металл». Какое
державное
мышление! Какая широта, какое приятие родины, ее истории, ее
судьбы!
Книга «Богатый остров» –
огромный
труд души – денный и нощный. Душа поэта
постоянно
работает, постоянно познает мир, пытает его на глубину. Есть у поэта
редкий дар
выбирать в жизни самое главное. Все темы стихов Екатерины – важны,
обязательны.
Эпиграфом к книгам Козыревой, да и к самой ее жизни, я поставила бы
знаменитые
слова Заболоцкого «Душа обязана трудиться/ И день и ночь, и день и ночь!»
Трудится душа – в постижение, в любви, в сострадании, и, наверное, более
всего
– в покаянии и молитве. Подобно тому, как Богородица в одном из ее
стихотворений беспрестанно молит Христа за весь мир: «Молит Она за
деревья,/
Молит Она за траву,/ Молит за эту деревню/ И за небес синеву», – Е.
Козырева в
своей книге беспрестанно молится и молит. Молитвенность,
на мой взгляд, одно из главных свойств ее поэзии. Молитва преображает –
мир,
судьбу, окружающих людей, самого автора, возносит сознание от земного к
горнему. Туда, к Престолу Господню, пытается Козырева вознести
своими стихами-молитвами все окружающее – разрушенные деревни, разбитые
дороги,
просящих подаяние нищих, птиц на проводах, травы в поле – оторвать от
земли,
отмолить, вырвать из кабалы земной судьбы, увидеть в истинном свете –
поистине
огромный денный и нощный труд! И не случайно
свое
собственное понимание поэтического служения России наиболее точно поэту
удается
сформулировать в стихотворении, посвященном отдавшему всю жизнь служению
Родине
Федору Тютчеву: «Высокомыслящая Лира./ Он верил
Родине одной – / Спасению Святого мира/ Для Благодати
мировой».
Такое тютчевское
понимание истории, русской судьбы, предназначения поэта закономерно
сближает
поэзию Екатерины Козыревой с бесконечно далеким и одновременно бесконечно
близким Тютчеву Некрасовым. Земное и Небесное сливаются в поэзии
Козыревой
воедино, а нелегкая судьба «заземляет», постоянно возвращает на
размытые
дождями и непогодами русские проселки – к трагически горькой конкретике
живой
русской жизни, живой народной судьбы, к русской деревне, к русскому
крестьянину: «Шли тучи на закат, как волны спелой ржи./ Ушёл в небытие
вчерашний ветер в поле./ О,потрясенная
Земля,
в своей недоле/ О чем задумалась, родная, расскажи! //О том ли нищем, что
бредёт с клюкой,/ О том ли алчном, что не знает горя...» Имя Некрасова в
стихах
Козыревой упоминается часто, и это не случайно – Екатерина Козырева и
сама
подобна некрасовской женщине, которая «Коня на скаку остановит,/ В
горящую избу
войдет!» Да и державна ее
поэзия не
по последней моде и не в свете событий последних десятилетий, а потому,
что она
привыкла держать на своих плечах, нести, выживать,
сопротивляться:
Страданье за какие-то
грехи
Ниспослано несчастным и
убогим.
Я приходила к ним читать
стихи
В больницы, интернаты и
остроги...
Верная глубинной русской
жизни,
русскому характеру, заветам русской классики, она, говоря словами все
того же
Некрасова, не из «ликующих, праздно болтающих,/ Обагряющих руки в
крови...» но
вот именно из стана «погибающих/ За великое дело любви!» Вот такая
серьезная,
большая, состоявшаяся, не желающая менять себя на мелочи душа – настоящая
русская женщина, красивая, умная, смелая, привыкшая держать на себе весь
мир и
за весь мир молиться. В современной жизни ей порою откровенно мелко – не
вмещается она в суету, возню, мелкотравчатость, мелкотемье. Не случайно
эпиграфом к одному из ее стихотворений взяты слова, сказанные ей когда-то
В.В. Кожиновым: «Скоро Вас перестанут
понимать».
И всё же, зная, что такое
страдание,
Козырева знает, и что такое сострадание, потому не лозунги, не
сиюминутные соблазны закономерно поворачивают ее к темам сегодняшнего дня
– она
остро чувствует человеческую боль и откликается на нее. И нищий, играющий
на
скрипке в метро, и стихи о событиях 1993 года, и узбеки, и армяне, и
переселенцы с Кавказа, и трагедия сегодняшней Украины возникают в стихах
неотвратимо и закономерно, поскольку герои этих событий требуют внимания
и
сострадания, нуждаются в поэтической молитвенной помощи: «Ах, какая
печаль в смуглых людях с Кавказа,/ Их у доброй соседки не счесть по углам
– / И
грузин, и менгрел, и армянка с абхазом,/ И
рассказы,
рассказы: «Как жили мы там!» Та же чуткость к боли постоянно
поворачивает
поэта к русской истории – давней и недавней. Недаром со страниц книги,
продолжая рассказы о ссыльнопоселенцах, почти теми же словами Козырева
говорит
о другой русской трагедии и об одной из самых загадочных, трагических и
любимых
наших святынь – иконе последних времен – «Блокадной заступнице», Невской
Скоропослушнице: «Когда ни родных мне, ни близких, ни
мамы
не стало –/ Нас в сиротских полуторках ночью везли ледяной,/ Фотокарточка
мамы
в пальтишке холодном лежала/ С бумажной иконкой «Скоропослушницы»
нашей родной».
«Богатый остров» – дар щедрой,
наполненной жизнью и любовью, не знающей равнодушия души. Удивляют
тематическая
широта в стихах Екатерины Козыревой, ее жадность к жизни. Жить и писать
для нее
– суть одно. Она пишет обо всем, что проживает, и проживает все, о чем
пишет.
Огромное место в ее творчестве занимает лирика – чуткая, женственная,
отзывчивая к каждому жучку, цветку, лепестку, ко всей живой твари.
Контраст с
трагической судьбой и сосредоточенной силой постоянной внутренней
молитвы
делает ее лирику еще трепетней, нежнее,
беззаботнее,
прозрачнее. Но желание души трудиться и
тут пересиливает
лирическую беззаботность и оборачивается желанием постигать мир по-тютчевски серьезно. Зачастую ее лирика – отважное
путешествие в собственные глубины, путешествие трудное и болезненное,
ведь для
него необходимо «Преодолеть, как наважденье, страх/ Перед собою...».
Отвага
заглянуть в себя дает свободу в раздумьях о соотнесенности мира и
собственного
«я», о неизбывном одиночестве каждой души и неразрывной слиянности
с миром каждого человека:
Желанье очутиться
одному!
С травинкой – тонкой дудочкой
в
губах,
И выдувая собственную
тьму,
Преодолеть, как наважденье,
страх
Перед собою. Кто не
одинок,
Как облако и дерево, и
куст?
Но ц
е л ы м миром наделяет Бог
И льётся песней чистою из
уст.
Или такое вот – тоже
неспешное,
неторопливое, раздумчивое и глубокое стихотворение, в котором Екатерина
Козырева обращается к вечным темам жизни и смерти. Жизнь и смерть видятся
Козыревой единым смиреньем, «Которого не хочет человек»,
– не
только верное для всех времен, но и очень современное и своевременное
суждение,
ибо ни перед жизнью, ни перед смертью современный человек смиряться не
желает:
Знакомые берёзы под
окном,
Зелёные качели над
обрывом,
Они живут в неведении
счастливом,
С весной в ладу в пространстве
мировом.
И только люди, проживая
век,
Не думают в гордыне иль
смятенье,
Что жизнь и смерть – единое
смиренье,
Которого не хочет
человек.
Поражает удивительная
отзывчивость
Екатерины к слову собратьев по перу. В книге множество посвящений – С.
Есенину,
В. Белову, Н. Рубцову, В. Кожинову, Ю.
Кузнецову, В.
Лапшину, Г. Касмынину, о. Дмитрию Дудко. Для
нее
чтение работающих рядом поэтов – тоже продолжение живой жизни, поэтому
так
живы, непосредственны, точны и щедры ее посвящения. Саму Екатерину
посещают
сомнения в нужности и правильности ее главного дела: «Читателя в
потомстве не
найду –/ Поймала Книгу сеть небытия,/ Попала в паутинную среду/ Живая
жизнь –
поэзия моя». «Паутинной средой» Е. Козырева называет здесь электронную
сеть
Интернета. Сомнения эти особенно понятны в наши дни – поэтам, выброшенным
из
жизни, лишенным живого читателя и возможности издаваться – писать, а уж
тем
более молиться в стихах – особенно трудно, и работают они вопреки
всему,
совершая свой тихий, мало кому понятный, но жизненно необходимый и очень
трудный подвиг. И не одной Екатерине все усилия души, весь денный и нощный поэтический труд порою кажутся ненужными и
бессмысленными. И все же главное, для чего существует поэзия, остается
неприкосновенным и незыблемым и в наши дни – и ни паутинная сеть
Интернета, ни
тотальная война против культуры и литературы затронуть этого
беспрестанного
труда души, этой «творящей энергии любви» не могут. Потому и закончить
разговор
о новой книге Е. Козыревой «Богатый остров» мне хочется точными и емкими
словами из ее стихотворения, посвященного Николаю Рубцову: «Поэт! Среди
святых
потерь,/ Ты – обретённая молитва». Думаю, что эти строки в полной мере
относятся и ко всей русской поэзии, и к самой Екатерине
Козыревой.
Проголосуйте за это произведение |