TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет


Константин Смертин

(май 2000г. √ апрель 2002г.)

ТЕАТР АБСУРДА У МИКРОФОНА

ЗАМЕТКИ КО ДНЮ РАДИО

7 мая 1895 года русский физик Александр Степанович Попов продемонстрировал изобретённый им первый в мире радиоприёмник.

Уже в 1901 году дальность радиосвязи составила примерно 150 километров. Регулярное же радиовещание началось в СССР в 1924 году и к середине тридцатых годов прошлого века значительная часть территории страны была охвачена проводным (кабельным) вещанием. Между тем, еще и в наши дни многие развитые страны мира стремятся охватить свою территорию кабельной сетью вещания, так как радио продолжает оставаться одним из важнейших средств информации, просвещения и культурного воспитания населения.

90-е годы принесли России бум музыкальных и коммерческих радиостанций, работающих в УКВ и FM √ диапазонах. Одновременно с этим, вместо в прошлом 9 общегосударственных радиоканалов, в стране осталось всего 2 √ ⌠Радио России■ и ⌠Маяк■. С потерей государственных каналов были в значительной мере потеряны традиции грамотной, культурной речи на радио, ушла в небытие профессия диктора. Место у микрофонов многих коммерческих станций заняли ⌠ведущие■, откровенно демонстрирующие слушателям вседозволенность и собственную некомпетентность.

Предлагаемые вашему вниманию заметки не претендуют на излишнюю детализацию в изложении событий, происходящих в мире радио. Являясь итогом серьезного, многолетнего анализа, это, скорее, √ попытка разобраться в некоторых причинах кризиса, в котором оказалась сейчас одна из самых популярных в недавнем прошлом радиостанций страны √ ⌠Маяк■.

 

Абсурд (от латинского слова absurdus √ нелепый) - бессмыслица, нелепость.

⌠Краткий словарь современных понятий и терминов■. Стр. 7.

1 июня 2001 года пёстрая группа часто тасуемых начальников, совершивших за последние тридцать месяцев массу несуразностей, воплотила в жизнь свою главную цель - разделила работавший до того почти 37 лет ⌠Маяк■ на, так называемый, федеральный и вещающий в FM-диапазоне ⌠Маяк-24■.

Между тем, в перенасыщенном радио эфире последней трети 20-го века для миллионов русскоязычных слушателей ⌠Маяк■ десятилетиями являлся своеобразной информационной нитью Ариадны. Однако, перемены, навязанные его коллективу в 1998-2001 годах, к сожалению, вынуждают употреблять термин ⌠популярность■ в прошедшем времени. По крайней мере, на взгляд профессионала, посвятившего радио три с половиной десятилетия.

Так как причин, породивших сегодняшний кризис на радиостанции, много, вначале, не вдаваясь в мелкие подробности, коснусь проблемы творчества журналистов.

Из хронологии событий. Год 2000-й - корреспонденту Федерального государственного унитарного предприятия Радиостанция ⌠Маяк■ отказано в аккредитации на фестивале ⌠Киношок-2000■, как представителю ⌠нереспектабельного радио■. Ряд постоянных в прошлом слушателей ⌠Маяка■ все чаще начинает сравнивать происходящие в его эфире изменения со спектаклем в театре абсурда.

Приведу еще один пример, который бы я озаглавил √ ⌠Нарочно не придумаешь■. Май 2000-го года, передача ⌠Музыка в подарок, один из ⌠перлов■ новой ведущей Татьяны Кильбург, которую вскоре после закрытия ⌠Радио России √ ⌠Ностальжи■, специально для ведения музыкальных программ, на ⌠Маяк■ пригласила его нынешний Председатель Ирина Анатольевна Герасимова: ⌠Дети, рожденные при вашем участии, Иван Николаевич, поздравляют Вас с днем рождения■┘

Концепция программ ⌠Маяка■, открывшего вещание утром 1 августа 1964 года, - 4-5 минут информации о событиях в стране и мире, спортивные новости, погода и, примерно, 24 минуты разнообразной музыки - за десятилетия стала классической. Еще в 90-х годах она, с небольшими изменениями, была заимствована рядом коммерческих радиостанций. Согласитесь, негодную идею перенимать просто не стали бы, особенно там, где в эфир вкладывались серьезные деньги.

Долгие годы ⌠Маяк■, как оригинальная составляющая Всесоюзного радио, был практически вне конкуренции, но время потребовало обновления его вещания. Совершенствуя свою эфирную сетку в конце 80-х - самом начале 90-х годов, ⌠Маяк■ отдал несколько наиболее слушаемых утренних и вечерних часов информационно √ музыкальным панорамам. Это осовременило и разнообразило привычный стиль вещания радиостанции, программы которой помимо СССР, принимались в десятках стран Европы, Азии, Латинской Америки. Журналисты, готовившие выпуски программ ⌠Маяка■, ориентировались на прямой эфир, включавший оперативную информацию с мест. Заранее продуманная музыкальная часть передачи, составленная из произведения разных стилей и жанров, выстраивалась редакторами прямо по ходу вещания.

Музыкальный отдел ⌠Маяка■, в который до начала 1998 года входили 15 профессионалов, был, в своё время, на мой взгляд, уникальным и едва ли не самым сильным редакторским ансамблем на всем радио страны. Практически все его комментаторы и редакторы были выпускниками Московской и Ленинградской консерваторий, а также Российской академии музыки (ранее ГМПИ) имени Гнесиных. Некоторые из музыкальных редакторов даже закончили по два и три высших учебных заведения, в том числе и факультет журналистики.

Эфирную аппаратную ⌠Маяка■ во время информационно-музыкальных панорам вполне можно было сравнить с театральными подмостками. С той лишь разницей, что сами журналисты для слушателей были невидимыми ⌠актерами■. Обратную же связь радиостанция поддерживала благодаря звонкам и письмам. Корреспонденция в редакцию приходила как из разных городов России и стран СНГ, так и из дальнего зарубежья. Да и телефонные звонки во время панорам раздавались, помимо регионов России и государств Европы, даже из стран Американского континента.

Общеизвестно - все течет, все изменяется. Многие, вероятно, еще помнят, как неожиданно в марте 1996 года, при тогдашнем Главном редакторе В. М. Поволяеве, вместо привычных ⌠колокольчиков■ - позывных ⌠Маяка■, три десятилетия звучавших в начале и в середине каждого часа, последние вдруг заиграли через каждые 20 минут.

Поначалу это приводило слушателей просто в замешательство. В первые недели случались и курьезы √ вплоть до опозданий на работу. Дальше - больше. В самом конце следующего, 1997 года, две абсолютно непохожих радиостанции ⌠Маяк■ и ⌠Юность■, решением прежнего министра В.В. Лазуткина, под нового начальника, Евгения Павлова, соединили в единую ⌠унию■. Поразительно, но только в 90-е годы ⌠Маяком■ поруководили шесть! Главных редакторов и Председателей. И лишь один из них √ Е.П. Широков - был из числа кадровых, эфирных журналистов радиостанции. Командовали ⌠Маяком■ кто - два, кто - четыре года. Но непревзойденным рекордом остаётся полугодовое ⌠руление■ Андрея Быстрицкого (октябрь 1999 √ апрель 2000 гг.). А. Быстрицкий, по воле нынешнего руководства Министерства печати и средств массовой информации, помимо ⌠Маяка■, успел также в течение нескольких месяцев ⌠засветиться■ и в составе высшего руководства Радио России.

Но вернемся в самый канун 1998 года. С приходом Евгения Павлова на специально созданную для него должность Председателя компании, немедленно последовали новации с сеткой вещания. ⌠Маяк■ наполнился эстрадной ⌠попсой■, при этом из эфира исчезли многие серьезные информационные, аналитические, музыкальные, а также программы гражданского звучания. Среди уничтоженных была, например, программа ⌠Наше достояние■.

Новости стали звучать через каждые 15 минут. Постоянно возникали неоправданно близкие повторения одной и той же информации, что при таком режиме работы редакторов было просто неизбежно. Подобное часто случается при элементарной скудости средств или экономии на собственных зарубежных корреспондентах, присылающих для эфира свою, оригинальную информацию. Не смогло руководство ⌠Маяка■ найти немалые деньги и на оплату информации, поставляемой ведущими мировыми агентствами. При серьезной же конкуренции между радиостанциями, проигрыш в оперативности, а также использование информации лишь агентств ИТАР-ТАСС и РИА привело к заметному уменьшению интереса слушателей. Однако, высокий профессионализм кадровых журналистов ⌠Маяка■ в значительной степени помог тогда справиться и с этой проблемой.

Давно известно, что тот, кто владеет информацией, выигрывает битву за слушателя, побеждая при этом и в соревновании за рекламу, без которой теперь радио и телевидению выживать крайне трудно. Избитая истина √ в борьбе за рекламу побеждают только профессионалы, открывающие все новые и новые возможности эфира. На ⌠Маяке■ же в начале 1998 года под предлогом экономии средств и перехода на новые технологии, были сокращены два важнейших отдела - международных комментаторов и дикторов, профессионалов, прекрасно знавших не только законы радио эфира, но и тонкости жизни в той или иной стране мира.

Результат не заставил себя ждать - более двадцати высококлассных специалистов сразу ушли из редакции на разные телеканалы, в журналы и газеты, либо полностью сменили профессию. Кстати, нынешнее руководство радиостанции, возглавляемое И.А. Герасимовой, целенаправленно продолжая недобрую традицию двух предыдущих её руководителей, практически завершило воплощение в жизнь их стратегической цели - окончательно выдавив с многострадального ⌠Маяка■ немногих оставшихся талантливых журналистов. (Часть из них даже была вынуждена перейти в радиокомпании, готовящие отдельные программы, звучащие на волнах ⌠Маяка■.) Как следствие этого, весной 2001 года появился приказ об увольнении сразу более сорока редакторов и комментаторов ⌠Маяка■, собранных незадолго до того, в ⌠Отдел перспективного планирования■, который вскоре оказался и бесперспективным и, почему-то, абсолютно не нужным руководству!

Но еще раз вернемся в канун 1998 года. Именно тогда первые серьезные потери понес и музыкальный отдел. С каждым ушедшим журналистом ⌠Маяк■ лишался и наработанных им связей. Нечего и говорить, что на пользу вещанию это не пошло.

Новая, поистине катастрофическая, волна эфирных экспериментов началась на ⌠Маяке■ в самом конце 1999-го года, всего три месяца спустя после празднования его 35-летия. Очередной десант руководителей, во главе с Андреем Быстрицким, по неискоренимой советской традиции присланный Министерством печати для ⌠укрепления эфира■, в очередной раз решил одним махом преобразовать станцию. Подкрепленное псевдо рейтингами, нашлось и удобное объяснение многолетних ⌠недостатков■ радиостанции, которая, якобы, каждый год теряла по миллиону своих слушателей старшего возраста. При этом молодежь, по мнению нового руководства, не хотела слушать ⌠несовременный ⌠Маяк■. Демонстрируя полнейшую беспомощность и незнание законов радиовещания, к тому же и полное презрение к многолетним традициям ⌠Маяка■, новые начальники сначала продекларировали ориентацию только на молодёжные, ⌠попсовые■ вкусы. Затем возрастной ценз был изменён и определен так: ⌠боремся за слушателей от 25 до 50 лет■. Остальным же гражданам России, видимо, предлагалось слушать ⌠Голос Америки■ или радио ⌠Свобода■. Кстати, именно в нынешней, т.н. информационной модели вещания, руководство ⌠Маяка■ откровенно скопировало некоторые приемы, используемые на радио ⌠Свобода■ и ⌠Эхе Москвы■. Хороша борьба за умы и сердца соотечественников, к тому же, будущих избирателей!

Поставленную перед руководством станции задачу, естественно, нужно было как-то решать. Вот тут и началось! Немедленно были уничтожены информационно √ музыкальные и, собственно, музыкальные панорамы √ многолетнее украшение эфира ⌠Маяка■. Вместо них появились программы, составленные из т. н. ⌠зарубежных хитов■. Читателям, надеюсь, будет любопытно узнать, что еще в начале мая 2000г. Председатель ⌠Маяка■, выпускница Горьковской консерватории Ирина Герасимова поставила перед сотрудниками такую цель: в эфире должно быть не менее 70% зарубежной эстрадной музыки!

Регулярным встречам с ведущими музыкантами, исполнителями и композиторами вместо дневного времени, наиболее приемлемого для слушателей, живущих в разных регионах России, нашли такую замену: раз в неделю отвели сорокаминутный вечерний отрезок. При этом передача, получившая название ⌠Звездная гостиная■, поначалу даже прерывалась выпусками рекламы. Видимо, по причине ⌠звездности■, тогда же, одновременно с введением цензуры, резко ограничили и круг приглашаемых в неё музыкантов. Впервые в истории станции в течение нескольких месяцев среди них не оказалось ни исполнителей романсов, ни исполнителей народной песни. Из эфира полностью исчезли произведения хоровой классики, было резко сокращено число сочинений в жанре серьезной инструментальной музыки. Новое руководство тогда посчитало их, совершенно не вписывающимися в ⌠современный вещательный стиль ⌠Маяка■. При этом в эфире одной из крупнейших станций России зазвучали всего две-три сотни так называемых форматных эстрадных песен, порой с удивительными словами, часто в исполнении ⌠певцов■, которыми вряд ли в будущем захочет гордиться Россия. Это же можно сказать и в адрес многих рекламируемых, т.н. ротационных песен, каждое исполнение которых постоянно приносит 20-30 долларов дохода.

Выполняя поставленную перед ним задачу, руководство станции под разными предлогами вывело из эфира, так сказать ⌠за кадр■, целый ряд лучших сотрудников. При этом, вместо профессиональных ведущих с яркими, сочными тембрами, студию наполнили люди, нередко с откровенно вялыми, серыми, безликими голосами, плохо владеющие русским языком. Эфирная студия ⌠Маяка■ стала родным домом и для друзей-подруг новых начальников. Руководство совершенно не считало нужным прислушаться к мнению специалистов, справедливо отмечавших, что голос всегда отражает внутренний мир человека, его энергетический потенциал. Именно на радио, в отличие от телевидения, где можно прикрыться видеорядом, так важен сочный, тембральный голос, яркая, запоминающаяся, т. е. профессиональная манера ведения передачи, особенно, если это - беседа с яркими собеседниками в прямом эфире.

Следует уточнить, что именно с приходом нового руководства, уже весной 2000 года количество сотрудников, принятых на ⌠Маяк■ по договору, достигло практически половины штата кадровых журналистов радиостанции. Частично новичков набрали из числа уволенных с других радио и телестанций √ ⌠Радио России - ⌠Ностальжи■, ⌠Юности■ и ТВЦ, поначалу, даже из студентов. (При этом, перетасовывание эфирных ведущих, словно колоды карт, продолжается и по сей день). Стоит ли напоминать о том, что многие вновь пришедшие сотрудники попросту не были знакомы с профессиональными традициями радио. Конечно, не знали они ни его российскую, ни международную аудиторию слушателей. Характерно, что в сложных ситуациях, в том числе, в дни траура, многие программы для прямого эфира незадолго до этого пришедших ⌠ведущих■, готовили кадровые журналисты ⌠Маяка■, кстати, уже отстраненные от работы в студии.

Вновь назначенному руководству было крайне необходимо срочно как-то себя утверждать! Вот тут начальники и заговорили о создании специфической радиостанции - информационного ⌠Маяка-24■, вещающего на Москву в FM- диапазоне. ⌠Маяка■, который, по их мнению, вскоре должен был бы принести редакции ⌠высокие доходы■ от рекламы.

При этом поразительную ⌠концепцию■ вещания будущего информационного ⌠Маяка-24■ на одном из совещаний в апреле того же, 2000-го года, высказала вновь назначенный Председатель ФГУП Радиостанция ⌠Маяк■ Ирина Анатольевна Герасимова: ⌠Автомобилисты, - заявила она, - хотят в пробках или просто в пути послушать краткие новости. А затем, по желанию, смогут переключиться на другую, чисто музыкальную волну■! Как будто музыкальные коммерческие радиостанции совсем не передают краткие выпуски новостей, а ⌠Маяк■ борется только за внимание автомобилистов, стоящих в дорожных пробках!

Все бы хорошо, да вот беда! Видимо, позабыли, что помимо Москвы, перенасыщеной программами FM-станций, слушать такое радио, потребовавшее, кстати, вложения немалых средств, одновременно станут и жители глубинки, как среднего, так и старшего возраста, весь склад жизни которых далек от столичной суеты. Однако, практически, все начальники, которых на радиостанции сейчас не один десяток, под разными предлогами демонстративно отказывались реагировать на критические звонки слушателей и письма респондентов, не принявших эти нововведения. Неудивительно, что, слушатели довольно часто высказывали и такие мнения:

Из письма Чурилина Сергея Ивановича из Казани: ⌠ Мы, пенсионеры, ветераны, участники Великой Отечественной войны, всего 24 человека, обращаемся к вам и напоминаем, что ⌠Маяк■ √ радиостанция не московская и не питерская, это √ радиостанция российская, это наша радиостанция, народная. Некоторые программы, все чаще и чаще звучащие в эфире, ┘не понятны простому человеку. Первая такая передача это - ⌠Парад хитов■. Их не принимают в глубинке. Они засоряют эфир ⌠Маяка■...

Итак, 24 февраля 2000-го, под предлогом модернизации начался ⌠эксперимент■ с форматом ⌠Маяка■, включавший в себя чехарду песенок, зазвучавших в музыкальной части эфира, бездумное заимствование приемов вещания других радиостанций. От выступлений на станции были отлучены известные люди, десятки артистов с мировыми и всероссийскими именами, чьи записи были подвергнуты фильтрации и на два с лишним года просто исчезли из эфира.

Под запретом оказались: многие песни в исполнении Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Ларисы Трухиной, Валентины Толкуновой, Ярослава Евдокимова, Сергея Захарова, Валентины Пономарёвой, Рената Ибрагимова, Заура Тутова, Тамары Миансаровой, Иосифа Кобзона, Маргариты Суворовой, Льва Лещенко, Александры Пахмутовой, Олега Иванова, Бориса Емельянова, Александра Морозова, Игоря Николаева. Перестали звучать записи десятков других известных артистов и композиторов огромной страны. Что это √ абсурд, глупость или спланированное преступление перед российской культурой?

Видимо, даже не осознавая того, что попытки изменить стиль программ ⌠Маяка■ подобными средствами просто лишат его неповторимости, эфир переполнили однотипными песенками, особенно любимыми нынешней ⌠музыкальной начальницей■

Студии культуры и музыки ⌠Маяка■ Ольги Виленовны Русановой. Её манера руководства, мстительное неприятие аргументированного независимого мнения сотрудников, требование личной преданности и восхвалений, её, в прямом смысле вкусовщина и назойливый диктат в навязывании музыкального материала для компьютерных плей-листов станции, все это способствовало уничтожению многолетних традиций вещания, нивелированию оригинального в прошлом ⌠Маяка■. Убедиться в примитивности содержания и вторичности целого ряда программ, ничем не объяснимой повторяемости ограниченного числа песен можно и сегодня. Достаточно просто день-другой внимательно послушать передачи станции.

Не могу не подчеркнуть, невероятно, но на российском государственном радио ⌠Маяк■ долгое время практически не звучали русские романсы и народные песни √ наше национальное достояние! Впрочем, давно не звучит и музыка других народов страны. Взамен, руководство ⌠Маяка■ сделало ставку на западные хиты. Ни в одной уважающей себя стране мира подобное просто невозможно на Национальном радио! В ряде государств, например, во Франции, даже существует ценз процентного соотношения в эфире национальной и зарубежной музыки.

⌠Маяк■ же на многие месяцы практически изъял из круглосуточного эфира и добротные, 24-х минутные программы классической музыки разных жанров. Их, к сожалению, не смогли заменить редкие, порой, оригинальные и талантливые авторские рубрики. Не стали полноценной заменой и непродолжительные программы популярной классики, вынужденно введенные на станции в последние год-полтора. В рамках этих, примерно, 10-15-ти минутных отрезков, наряду с действительно достойными сочинениями в оригинальном исполнении, частенько зазвучали и обработки произведений в дискотечных ритмах, производящие впечатление музыкального суррогата. Внедрение в эфир подобных программ - тоже одна из ⌠заслуг■ нынешнего руководителя музыкального вещания ⌠Маяка■ Ольги Виленовны Русановой. Она, выпускница консерватории, с непостижимой легкостью способна спутать, например, сочинения французского композитора скрипача, и дирижера Родольфа Крейцера с пьесами австрийского скрипача и композитора Фрица Крейслера. Хорошо еще, что г-жа Русанова прилюдно не именует обоих творцов ⌠Крайслерами■!

Однако, еще раз вернемся к хронологии событий. Летом 2000-го года огорошенные слушатели недоуменно вопрошали, как следует расценивать многочасовое заполнение ночного эфира ⌠Маяка■ только джазовыми композициями? Причем с многократным повторением одних и тех же записей. Следствие ли это особого вкуса нового руководства или же того, что на станции используется всего лишь несколько десятков джазовых компакт-дисков. Этот однотипный музыкальный набор были вынуждены постоянно слушать жители Сибири и Дальнего Востока, куда в ночное время в реальном режиме транслируются программы ⌠Маяка■. Задумайтесь, могут ли подобные программы, при всем значении джазовой музыки, увеличить интерес слушателей к станции?

Не поддается никакому нормальному объяснению и случай с первым выпуском программы ⌠Пасифик-шоу■, которая вышла в ночной эфир 19 июня 2001г., вскоре после образования радиостанции с ⌠оригинальнейшим■ названием - ⌠Маяк-24■. Подготовленное помелькавшим ранее на телевидении г-ном А. Егоршевым, с согласия руководителя ⌠Маяка-24■ С. Курохтина, ⌠Пасифик-шоу■ предложило слушателям станции ⌠шедевр■ некого писателя, посвятившего книгу двум уркам, кличка одного из которых - ⌠Харя■. ⌠Кликуху■ же другого персонажа даже неприлично произнести в компании воспитанных людей. Однако крепкие выражения, несмотря на десятки звонков возмущенных слушателей, звучали в эфире ⌠Маяка-24■ в ту ночь в течение целого часа. В результате, программу, вполне попадающую под статью об использовании ненормативной лексики, все же закрыли. А. Егоршева слегка пожурили, позволив готовить другие передачи. Руководителю же ⌠Маяка-24■ С. Курохтину в приказе по радиостанции душевно порекомендовали ⌠┘тщательнее готовить к эфиру выпуски будущих программ■. Забыли, правда, при этом посоветовать родителям, плотнее затыкать уши детей, еще не освоивших все ⌠премудрости■ бранных слов.

Можно себе представить, что чувствуют профессионалы, проработавшие на ⌠Маяке■ 10-20-30 лет! Особенно когда их снимают с эфира, например, под надуманным предлогом, что тембр голоса внезапно ⌠стал не эфирным■. Случалось, у некоторых просто не выдерживало сердце. Всего в течение несколько месяцев коллектив радиостанции потерял целый ряд своих ведущих сотрудников - скоропостижно скончались от сердечной недостаточности Ольга Василенко и Борис Губин. В канун 2000-го года не стало талантливого музыкального редактора Игоря Пешкова. Горько писать, но всего за два с небольшим года из жизни уже ушли девять журналистов ⌠Маяка■. А совсем недавно, уже в начале марта 2002г. не стало опытнейшей журналистки Нины Климчук. Ничего подобного на ⌠Маяк■ не было за все предыдущие 35 лет, начиная со дня его основания!

Руководству же радиостанции все нипочем. Оно продолжало использовать любые приемы для выдавливания неугодных кадровых сотрудников, которых затем с радостью приглашали в редакции газет и журналов, на телевидение. В нарушение закона были уволены два сотрудника, избранные председателями профсоюзной группы ⌠Маяка■. Первый председатель профкома, Александр Жетвин, опротестовав свое увольнение и убедительно выиграв дело в суде, был восстановлен на работе. Но руководство, приложив нечеловеческие усилия, все же вынудило его уйти с ⌠Маяка■. Вскоре, в самый канун нового, 2002 года, Александр Жетвин скоропостижно скончался от сердечного приступа. Несмотря на то, что еще несколько журналистов, протестовавших против незаконного увольнения, уверенно выиграли спор в суде против Председателя ФГУП Радиостанция ⌠Маяк■ Ирины Герасимовой, волну нарушений это тоже не остановило.

Нынешние начальники не гнушаются и откровенного подлога при, якобы, плановом сокращении должностей штатного расписания. Так, в трудовой книжке одного уволенного в декабре 2001г. кадрового журналиста ⌠Маяка■, записано, что ⌠сокращается должность старшего редактора■. А в приказе по редакции - сокращен уже просто редактор. О финансовых же нарушениях, читай преступлениях, и говорить нечего.

Например, были откровенно прикарманены деньги, внесенные целым рядом сотрудников ⌠Маяка■ в 2000-2001гг. за зарубежные туры - в Египет, на остров Корфу и другие страны. К сведению читателей, полная стоимость одного тура в египетский курорт Хургаду от агентства Нева■, с которым сотрудничает ⌠Маяк■, - свыше 400$. Работники редакции оплачивали 20% стоимости таких туров, чтобы, по словам главного финансиста ⌠Маяка■ г-жи Л. Веретенниковой, не нарушать установленный в стране финансовый закон. О чем весной 2000-го года она и заявила на общем собрании коллектива ⌠Маяка■ в присутствии Председателя, г-жи И. Герасимовой. Однако, ни одному из журналистов, оплативших свой отдых, в бухгалтерии не выдали обязательный ордер, подтверждавший получение этих денег. Каких только аргументов в доказательство полной невозможности выдать такой ордер, не приводила г-жа Ирина Ажажа, собиравшая эту 20-процентную ⌠финансовую подкормку■. Понятно, что при таком ⌠оформлении■ денег, финансовую дисциплину соблюдать просто невозможно! Случаев подобных не один и не два на сегодняшнем ⌠Маяке■.

Не гнушаются его нынешние руководители и мелкого обмана - откровенной недоплаты денег, положенных кадровым сотрудникам по их должностным окладам. Что уж тут говорить о тех, кого Ирина Герасимова, Юрий Семенов, Ольга Русанова, Вячеслав Киселёв и иже с ними, мечтали изгнать с ⌠Маяка■ в первую очередь. Таким журналистам и вовсе платили по 600-900 рублей в месяц. А чтобы легче было выдавливать неугодных профессионалов, на ⌠Маяке■, еще в начале 2000 года журналистские гонорары заменили чиновничьими премиями. После такой ⌠рокировки■ у сотрудников, не входящих в число особо приближенных к руководству, ⌠премии■ стали, естественно, на порядок меньше и начальственных, и поощряемых новой властью любимчиков. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто поднять ведомости зарплаты за последние год-два. Вот где благодатное поле для деятельности контрольно-ревизионных и правоохранительных органов!

Но отойдем от набившей оскомину темы коррупции и еще раз вернемся к проблемам стиля вещания, к важной воспитательной и просветительской миссии телевидения, радио и, в частности, ⌠Маяка■. (Кстати, на актуальность и злободневность этой проблемы в наши дни, обратил особое внимание в своем выступлении на одном из совещаний Президент России В.В. Путин.)

Из ⌠принципов составления музыкальных программ ⌠МАЯКА■, 2001г. Орфография сохранена.

⌠Ув. господа! Так как ротационные, т. е. оплаченные исполнителями, песни звучат не очень!!! то музыкальные программы с них начинать не надо, прятать в середину, а в начале - ставить хорошую.

Начало должно быть ярким, привлекающим внимание. Это должен быть, безусловно, хит┘ Для составления программ пользоваться только отфильтрованным списком!■.

Итак, стандартный набор песен, звучащих в последние два-три года в эфире станции, часто зависит не только от ⌠формата■ и специфических требований руководства, но и от ограниченности её фонотеки. Пользоваться музыкальными фондами бывшего Гостелерадио государственный ⌠Маяк■ перестал еще весной 1996 года. За все потребовалось платить и весьма немалые деньги. Компакт-дисков же на радиостанции, несмотря на определенное пополнение, явно недостаточно. Казалось бы, их просто нужно регулярно покупать. (Что уже почти три года делается наскоками и без всякой системы). Деньги, при этом, находятся для постоянных поездок высокого руководства за рубеж. Например, для ⌠обучения в Швейцарии работе на компьютере■ консультанта нынешнего Председателя ⌠Маяка■ г-на В.Ф. Чурикова. Средств же на систематическое пополнение эфирных фондов качественными носителями и не с рынка ⌠Горбушка■, где продается нелицензионный товар, а через серьезные фирмы, естественно, не хватает.

Как видно, проблем на нынешнем ⌠Маяке■ хоть отбавляй. Слушатели многократно отмечали т.н. заговоренность эфира, создающую серьезные сложности для восприятия содержания передач. Критиковали однобокость и перенасыщенность эфира, в том числе, нередко, вторичными программами. Многократно вызывали нарекания непрофессиональная манера чтения и дурные тембры голосов ряда специально приглашенных на ⌠Маяк■ ведущих. Не способствуют улучшению эфира и изменения в сетке вещания радиостанции, постоянные вносимые заместителем председателя г-ном Г. А. Шевелевым. Подрывают интерес аудитории радиостанции и необъяснимые перетасовки в составе ведущих ряда популярных передач, среди которых - воскресная ⌠Музыка в подарок■, по решению той же Ольги Русановой внезапно ⌠потерявшая■ Владимира Самойлова, обладающего блестящим театральным образованием и огромным опытом работы диктора Всесоюзного радио и ⌠Маяка■.

А тут начальство объявило об еще одной идее: в ближайшее время предстоит слияние информационных служб ⌠Радио России■ и существующего менее года ⌠Маяка-24■ в некий единый пул. И уже выходят по утрам на двух непохожих по стилю станциях единые информационные блоки. Вот и возникает сам собой вопрос: что еще способен принести постоянным слушателям радиостанции очередной, граничащий с абсурдом эксперимент? Скорее всего, новое сокращение интереса жителей страны в ⌠Маяку■: конкуренция в эфире только растет!

Как видите, одна проблема - серьезнее другой. Но, все же, среди отмеченных, главной, по мнению ряда аналитиков, является, следующая проблема: к какому виду радиостанций руководство страны сегодня относит федеральный ⌠Маяк■? Если к государственному радио, сохраняющему свои многолетние традиции в важном деле просвещения и воспитания слушателей, живущих не только в столице, но и в самых разных регионах страны, радио дорожащему их мнением и объединяющему в единый народ России, тогда жить ⌠Маяку■ еще долгие годы. Если же ⌠Маяк■ нужен только для сиюминутных нечистоплотных целей, (например, как канал, удобный для отмывания средств, либо для продолжения абсурдных экспериментов), то с приходом

каждого нового начальника, его т. н. ⌠формат■ будет постоянно меняться. Пока, наконец, аудитория окончательно не отвернется от станции, утратившей хороший вкус, лишившейся своего оригинального эфирного лица и яркого стиля вещания.

У ⌠экспериментального■ ⌠Маяка■, какие бы приставки к нему не добавляли, на мой взгляд, практически нет никаких перспектив ни в сотрудничестве с высококлассными журналистами, ни возможности выжить в жесткой современной конкуренции и борьбе за своего слушателя. ⌠Маяк■ же 2000-го - начала 2002-го годов, можно сравнить с человеком, находящемся в глубокой коме. И пока предсказать момент ⌠исцеления■ популярнейшей в прошлом радиостанции чрезвычайно сложно.

 

 

 

 


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
242783  2002-04-28 23:35:10
Крупнов Юрий http://www.p-rossii.ru/pred.shtml
-

Ужас!

Хроника деградации и уничтожения культуры.

Возникает желание столь эффективно работающий принцип рынка возвратить обратно в Америку и везде, где он приветствуется...

242876  2002-05-02 15:23:57
Билибин
- Слова "Говорит "Маяк" были в 60-х и 70-х, особенно в российской глубинке, знаком единства огромной страны. Вместо того, чтобы уделять внимание туманным прожектам г-на Крупнова, РП мог бы взять на себя вполне конкретную задачу - бороться за прямой государственный патронаж над "Маяком". Вот ради чего стоит писать открытые письма Президенту России, а не для того, чтобы предложить себя в качестве "экспертов по концепции государственного развития"...

242877  2002-05-02 15:43:05
ВМ
- Уважаемый господин Билибин!

Это довольно распространенное заблуждение будто где-то есть люди отвественные за культуру, науку, искусство, которые должны что-то сделать, исправить или определить.

Как Вы думаете, если все люди исчезнут - останется литература, живопись, наука? Очевидно (быть может - не для всех) - да!

К сожалению, а может быть к счастью, никаких особых (наделенных сверху или снизу, в политическом смысле) людей нет.

К чему я клоню. Как по Вашему - откуда может появиться письмо президенту по поводу "Маяка"?

Очевидно лично Вы должны его написать. Я не имею в виду конкретно Вас, но и Вас не исключаю.

242919  2002-05-04 01:11:29
general
- Уважаемый автор! не слушайте вы никого, пишите подобные работы, от них много пользы. Вот, народ обсуждают, похороненную культуру, критикуют, высказываются, но при этом ничего для этой культуры не делают... При этом, сама статья ваша написана таким стилем, который, по большому счету, даже критиковать как то неудобно.

Желаю успехов. GENERAL.

244241  2002-05-22 19:23:33
romanoff gjlcy
- extreemly actual & correct. Bravo!

244346  2002-05-23 19:00:09
имя
- Остается только удивляться грамотной подтасовке фактов в данном опусе про радио Маяк, хотя для незнающего человека вполне впечатляюще.

244485  2002-05-24 19:13:07
Карл Дефф,
- Уважаемые Господа читатели! Все факты, приведенные в статье, сответствуют действительности. И подкреплены финансовыми и иными документами. С этой статьей еще до ее опубликования познакомился ряд сотрудников радиостанции "Маяк", как ранее ушедших с нее, так и продолжающих работать. И наши мнения на происходящее на р\с совпадают.

КАРЛ ДЕФФ, Лаурат ряда журналистских премий. 24.05.2002г.

244631  2002-05-27 16:17:16
Елена
- Уважаемые читатели! Как человек, знающий всю "подноготную" р/с "Маяк", могу лишь выразить свое восхищение тем, насколько грамотно автор расставил точки над i. Жаль только, что это не скажется на деятельности дирекции радиостанции, т.к. они привыкли пропускать мимо ушей обвинения в свой адрес. На редкость непорядочные люди! Можно даже предсказать дальнейшие события - разворуют все, что только можно, и со спокойной душой уйдут обогащаться в другое место. Как говорится, "а после нас хоть потоп!"

244632  2002-05-27 16:27:50
Нелев
- Мадам Елена, откуда вам из Канады знать "всю подноготную" Маяка? Не смешите людей.

245242  2002-06-05 11:47:06
Александр
- Ув. АВТОР, Ну что Вам сказать? Как то мудрее и доброжелательнее надо быть. Условия работы меняются, слушатели тоже, происходит обычная смена поколений. Сами говорите - многие умерли. Наблюдения интересные, а аргументация , стиль и выводы - прошлый век ... Мне не "Маяк" слушать не хочется, мне Вас читать не хочется. Но вы же пишите! Не пишите хотя бы какое-то время, а потом, возможно, это войдёт в привычку. Надо завязывать с этим вот АТУ ИХ. Сочуствую: все мы стареем.

284009  2008-09-25 16:33:20
Андрей
- Интересно было прочитать статью , многое проясняется, хотя доверия нет - как и ко всему ныне масс-медиа. Что же с самим форматом передач Маяка - то как давний слушатель выражусь кратко - постепенное заполнение эфирного времени словесным поносом, разговорами НИОЧЁМ, передачами НИОЧЁМ. И не надо кивать на консерватизм . Я извиняюсь 69 г. рождения и всякие FM тоже слушаю и уважаю , однако превращать информационный канал (каким раньше был Маяк)в развлекаловку , всё равно как хорошую столовую с нормальными ценами и вкусной едой в кафешку где одни гамбургеры и прочее "Г" по неслабым ценам. Раньше у нас на Дальнем востоке была отдушина - это радио Маяк.Теперь всё чаще слушаю "голоса".

288508  2009-06-03 21:41:53
Павел
- А вы посмотрите во что превратился Маяк сейчас!!! Просто слушать невозможно!!! От старого доброго Маяка остались лишь только позывные. Раньше были передачи "Музыка в подарок", "Не в бровь, а в глаз" и много других интересных, познавательных и музыкальных программ. А сейчас... Эх, как же обидно, прям до слёз! Такое радио загубили!

289722  2009-09-07 08:51:59
- Жаль "Маяк".Вандалы у руля-это мы проходили.Лошадинное ржание в конюшне уместно.Беспардонные ведущие-упрек руководству компании.Рецепт-организуйте компанию типа "Шмяк",а "Маяк"оставьте в покое. Владимир 36лет. Каменск-Шахтинский Ростовская область.

289723  2009-09-07 08:52:58
Владимир
- Жаль "Маяк".Вандалы у руля-это мы проходили.Лошадинное ржание в конюшне уместно.Беспардонные ведущие-упрек руководству компании.Рецепт-организуйте компанию типа "Шмяк",а "Маяк"оставьте в покое. Владимир 36лет. Каменск-Шахтинский Ростовская область.

290474  2009-10-31 23:46:49
андрей александрович
- Да, радио МАЯК выпало в общественный осадок! Мечта-вот бы возродить Маяк "всем миром", подобно "Старому Радио"(есть такая интернет радиостанция , созданная каким-то чудесным человеком, звучат радиоспектакли и т. п.) Пусть вместо информационных выпусков звучат , например, стихи(5 мин), а 25 мин. та музыка, с прошлого Маяка, ведь хорошая музыка молода душой, позывные наверное оставить не позволят, ну так можно их чуть откорректировать... Вообщем, надеюсь, идея понятна... Боюсь , только , а прочитает ли кто моё сиё послание-мнение...

290475  2009-10-31 23:47:22
андрей александрович
- Да, радио МАЯК выпало в общественный осадок! Мечта-вот бы возродить Маяк "всем миром", подобно "Старому Радио"(есть такая интернет радиостанция , созданная каким-то чудесным человеком, звучат радиоспектакли и т. п.) Пусть вместо информационных выпусков звучат , например, стихи(5 мин), а 25 мин. та музыка, с прошлого Маяка, ведь хорошая музыка молода душой, позывные наверное оставить не позволят, ну так можно их чуть откорректировать... Вообщем, надеюсь, идея понятна... Боюсь , только , а прочитает ли кто моё сиё послание-мнение...

290476  2009-11-01 10:19:27
- Прекрасная идея! Как пример расскажу случай из жизни. Несколько лет назад на 9 мая в лесу не могла по радио найти приличную волну, вдруг поймала музыкальную волну, так мне показалось сначала. В эфире звучал Моцарт! Через пару минут выяснилось, что по радио транслировали матч по футболу из Баварии..........И это в ста км от столицы!

Бог вам в помощь, идея хорошая.

290645  2009-11-19 14:59:12
Carerra http://samedaypaydayloan2009.blogspot.com/
- Instant Payday Loans No Fax

Installment loans are short term loans that you can get automatically deposited in your account in just a couple of hours. Youll start paying back your instant installment loan when you get your next paycheck, but you dont have to pay back the full amount all at once. These loans allow you to make a few separate payments.

Here are three common reasons people use short term loans, such as no fax payday loans and installment loans.

291504  2010-01-21 22:53:23
nelli
- отличный сайт!!! Для моего диплома много интересной иформации!!!

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100