Проголосуйте за это произведение |
Григорий Остер. Юбка для Президента. М.: Астрель. АСТ, 2004. - 160 с. - (Любимые книги девочек).
Очередная бомба. Она писалась вредным советчиком Г.Остером в полном соответствии с потребностями книжного рынка, с лакейской установкой, с немым вопросом ⌠что изволите?■ в адрес крупнейшего в России издателя чтива для детей и по всем законам дамско-детского феминистического приключенческого романа.
Законы эти литературными критиками еще не выявлены, поскольку такого рода роман появился, насколько мне известно, впервые. До этого были переложены на язык детей фантастика и фентези, детективы и мифы народов мира, включая Библию, тут же ставшую сказкой наряду с ⌠Коньком горбунком■ и ⌠Стариком Хоттабычем■. Но вот абсурдная логика книжных предпринимателей дошла, наконец, и до дамских романов. Перефразируя известную поговорку, священник, герой исследуемого нами романа Г.Остера, сказал: ⌠Пусто место не бывает свято■. Так и здесь. На явно не святом месте стал возводить писатель свое произведение. Символично и то, что все герои этого романа начинают свою жизнь на острове с того, что выкапывают клад, закопанный здесь некогда пиратами. Дело в том, что в некотором роде детская литература - это раскопки на
почивших в бозе упаднических направлениях взрослой литературы, которые, несомненно, являются ценным кладом, и каждый новый писатель, желающий обустроиться и прижиться здесь, занимается кладоискательством.
Коротко о главном:
Синдирелла, главная героиня:
- сильная, заурядная - не Пеппи Длинныйчулок, что вязалось бы как-то с феминизмом, но никак - с дамским романом;
- девочка крупная, не миниатюрная Дюймовочка, что вязалось бы с дамским романом, но никак - с феминистическим;
- ребенок при живых матери и отце - не сиротка Золушка, что вязалось бы с дамским романом, но не вязалось бы с феминизмом ( возлюбленный должен быть не принцем, а личным шофером) и заурядностью, которая необходима главной героине;
- привыкшая к труду учебному и физическому простолюдинка - не принцесса голубых кровей, что неплохо для романа как такового, но помешало бы ему быть как феминистическим, так и приключенческим.
Пэпэ, жених главной героини:
- в сомнительном прошлом исполненный недостатков: жесток, расточителен, беден, прожорлив, ленив, ни на что не способен, короче, чудовище, как и во всех любовных дамских романах;
- после встречи в героиней: предан, милосерден, трудолюбив, дружелюбен, материально обеспечен за счет женщины, короче, воплощение мечты феминистки о подкаблучнике. ( Качества словно специально подбирались для книжной серии ⌠Любимые книги девочек■);
- сирота - воплощение мечты об идеальном муже с подачи современных эстрадных клоунесс.
Пираты, главные антагонисты:
- нелепы, нечистоплотны, пугливы, глупы - и это все, что можно о них сказать плохого;
- доверчивы, смешны, милы, способны к перевоспитанию - и это все, что о них можно сказать хорошего.
Всерьез сражаться с такими соперниками может только женщина-феминистка или девочка-президент.
Кошка, главный оппонент главной героини:
≈ умнее своей хозяйки, но ни слова не может возразить ввиду того, что кошки, в отличие от букашек, в этой сказке разговаривать не умеют. Выгодная позиция президента: иметь оппонентов, лишенных возможности что-либо сказать.
Иннокентий, главный изобретатель:
- изобретает всегда то, чему невозможно найти применения - (в соответствии с представлениями женского пола о науке);
- бескорыстен но честолюбив (в соответствии с женской логикой).
Точка, главная геометрическая фигура:
- может появляться на горизонте и увеличиваться, оставаясь при этом точкой ( в соответствии с представлениями женщин о геометрии).
Уборка:
- самое важное государственное дело (с точки зрения домохозяек, управляющих страной);
- плоды этого важного государственного дела к вечеру не могут быть обнаружены ⌠даже с двумя свечками в руках■. Так в любом государстве - результаты самых важных и эпохальных дел могут быть видны только непосредственно после их свершения. Через какое-то время все встает на свои места (покрывается пылью и грязью).
Ко всему прочему произведение выполнено еще и в соответствии с законами
- политического детектива (раскрывается преступление),
утопии (действие происходит на острове, где политический строй олицетворяет собой капиталистическую идиллию
),- историософии ( вначале был Робинзон, затем пираты, потом семья, потом государство) в лучших традициях неогегельянства,
- политэкономии (история возникновения товарно-денежных отношений) в лучших традициях последователей Карла Маркса и Фридриха Энгельса,
- воспитательного романа в лучших традициях Софьи Прокофьевой и, разумеется,
- волшебной сказки, в которой на помощь герою приходят животные, растения и насекомые.
Все это делает произведение читабельным и ужасно воспитательным. Как и всегда, когда за дело берется Остер.
Проголосуйте за это произведение |