Проголосуйте за это произведение |
СТАРИННЫЙ ХУДОЖНИК
I. ТОНАЛЬНОСТЬ В ПОЛУСНЕ...
Скрипка... сон, как стон, полночный
Где-то тихо ходят тени...
Там, в окошке опустелом,
Вижу, слышу... Меркнут тени.
И, как образ, луч в тумане -
Сон ли это, явь, виденье -
II. СНЫ SILENTIUM... "Молчи, скрывайся и таи
"Она ещё не родилась,
Нет, другому тебя не понять,
Как же ей, одинокой душе,
Но встречается вдруг тишина
"Я не слыхал рассказов Оссиана"
КАФРЫ
Мне с Ганга гортанные странны,
Но в небе бессонные звёзды,
И синие линии длинны, И бледные тени нетленны,
Но вдруг просыпаются Кафры,
Гортанные длинные странны
ВЕЧЕРНИЙ КАТАРСИС Подступает глухое молчанье,
Где-то солнце зашло и не слышно,
Всё - одно обострённое зренье,
Я не помню, я будто в тумане,
Где природа, где солнце, где ветер?
Шаг спокоен, неспешен, негромок.
СИНЕВА
Тонкие четкие линии...
Капают медленно капли -
Все растворилися дали.
Мир накреняется зыбко,
Мир накреняется, строже
Тонкие четкие линии...
МЕДИТАЦИЯ На окне, под ветром, занавеска
И когда, в тиши притихшего собора,
И шаг за шагом лёгкою стопою
И Бах, седой, застывший величаво,
И вот тогда, в последней точке фуги,
И мощной волей человека смяты,
III. ВИДЕНИЯ АЛКОГОЛЬ
Взглядом тихим и задумчивым
Он глядит в глаза нескромно
Взгляд устало, тихо дрогнет
Был ли - не был миг сознанья?
Не буди свой ум - не надо,
...Только будет вновь минута
ЕЁ ОБРАЗ В её глазах чернели птицы,
И взгляд внимательно-тревожный,
Она глядит, глядит спокойно,
К ней преклоняюсь с лёгкой дрожью,
Мне с ней не надо разговоров,
Её глаза, её ресницы...
ДЕВА КРАСОТЫ
Есть храм принцессы недоступный,
Лишь на мгновенье появляясь,
Чем защищен ты был незримым,
Её краса так беспощадна,
Но взгляд её - холодный, точный
Здесь нет приятствия земному,
Лишь тишина, да дева в залах,
И лишь когда густеют тучи,
АНГЕЛ СМЕРТИ Ангел смерти - ангел бледный,
Ты прозрачен, ты бесстрастен,
Ты влечешь неумолимо,
И в тебе есть хлад познанья,
Ты влечешь спокойно, строго,
Поступь лёгкая бесстрастна,
Но душа - душа земная
Ты уйдёшь стопой неспешной,
Ты явился ангел смерти,
IV. ЯВЛЕНИЯ МУЗЫКА Когда в тумане предвечернем дня
А здесь туман и ветер бьет ритмично,
Ты помнишь: мне сказать хотелось много?
Наш разговор - его совсем не помню,
Я всё сказал. Туман как изначальный...
А здесь туман и ветер бьет ритмично.
ОКТАВА Тебя в ряду других октав
Его душе открылась ширь,
И странно, в светлой полутьме
Но ни о чём не знала ты...
И только голос в тишине
Чей это голос наполнял
Но ни о чём не знала ты...
Мой добрый мастер в полутьме
АППАССИОНАТА Эти струны были неподвижны,
Я ушёл, забылся в дали синей,
Эта боль, тревога и расплата
Он рвётся в даль, безумствует и любит,
Как бился он в своей глухой темнице!
Но волны океана плещут мерно,
А человек устал - ему спокойно -
И после бурь мятежных снова тихо,
МОЛЕНИЕ
Боже!.. Боже мой... Создатель
Пусть мир жесток, нелепен и бездушен,
Нет надо мной ни Правил, ни Законов,
Ты дал мне сердце - эту Боль, Создатель,
За боль Твою, за чащу вековую,
До конца!! МОЛИТВА К БОГОМАТЕРИ
Свете тихий вечерний лампады моей,
Свете тихий вечерний - тишина на Земле,
Свете тихий вечерний лампады моей,
V. ПРОИЗВЕДЕНИЕ АВТОПОРТРЕТ Зачем тебе автопортрет, художник?
Вот на холсте легли неровно тени,
И вот глаза - знакомые до боли,
И вот твои возникли странно руки,
И вот опять застыл ты отрешённо:
...Зачем тебе автопортрет, художник?
Но в тишине не гаснут мерно звуки...
VI. ХУДОЖНИК СТАРИННЫЙ ХУДОЖНИК
Да, художник я старинный
Мне не снятся сны благие,
В полусвете сей иконы,
Он проходит между ними,
Лик мне видится не гневный,
Был ли не был этот вечер,
Да, художник я старинный
ОТ АВТОРА: Данную подборку стихотворений, частично опубликованных, частично выставленных на авторском сайте (http://kcherepanov.narod.ru), я рассматриваю как самостоятельное произведение. Но должен оговорить, что это также не поэма и не просто подборка. Это, смею сделать такое заявление, самостоятельный поэтический жанр. Стихотворения из разных периодов жизни и написанные в разной тональности объединены авторской волей в единство, которое, собственно говоря, поэзии ФОРМАЛЬНО еще не знакомо. Это - гармония. Точнее, гармония, созданная автором на тему творчества. Вы можете соглашаться - можете не соглашаться с авторской волей творца - Ваше право, но для меня здесь - ГАРМОНИЯ. Новым на мой взгляд является то, что здесь ГАРМОНИЯ обозначена как самостоятельный ФОРМАЛЬНЫЙ ЖАНР. Стихотворения объединены не по эстетическому принципу (красоте и живописности, единству образного языка) и не по этическому (логическому развертыванию мысли, взаимосвязи частей и т.д.), а на основе авторской гармонии - где все стихотворения, сохраняют свою самостоятельность и в то же время они объединены в определенную картину - единство гармонии. Здесь наличествуют и эстетика (образы и их перекличка), и логика повествования (движение мысли, развертывание темы). Композиция - это жанр достаточно старый для искусства, например, для живописи. Но в поэзии, в данной публикации, на мой взгляд, он впервые становится ФОРМАЛЬНЫМ ПРИНЦИПОМ. Иными словами, поэт получает право на ТВОРЧЕСТВО, где соблюдение формальных рамок, обязательных например для классических поэтных форм: сонета, поэмы и даже - венка сонетов становится не самоцелью, а средством. Иными словами, полное доверие к ТВОРЦУ и к его праву использовать во всевозможных сочетаниях все, наработанные в поэзии формы и приемы творчества... Но главное в том, что ФОРМАЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ создается на стыке ЖИВОПИСНОСТИ (образа, эмоции, содержания) и ЛОГИЧНОСТИ (рифмы, мысли, формы)... Такой синтез возможен только в ДУШЕ художника. ЭСТЕТИКА утверждает личное - внутренний мир поэта, конкретность его внутренних переживаний, его открытие мира; ЭТИКА - утверждает внешнее, существование поэта в мире ПОЭЗИИ, в мире искусства и даже в специфической лаборатории МАСТЕРСТВА. Но только синтез внутреннего мира личности и внешнего мира поэзии собственно говоря рождает настоящее ТВОРЧЕСТВО В ПОЭЗИИ, ибо поэт ЕЩЕ не имеет формы, а поэзия как искусство УЖЕ утрачивает содержание. Именно единство эстетики и этики в поэзии на основе АВТОРСКОЙ ДУШИ и создает гармонию - композицию из стихотворений как САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЖАНР... Композия может быть различной и разнообразной, но неизменна ее суть: авторская воля в подборе стихотворений для создания ГАРМОНИИ. Здесь и вкус, и расчет автора едины в ВЫРАЖЕНИИ ЛИЧНОСТИ, ибо в основе композиции СВОБОДА МАСТЕРА - ТВОРЧЕСТВО ПОЭТА... Автор полностью свободен от каких-либо эстетических и формальных рамок, оценке подлежит только достигнутый результат: либо он принимается, либо - не принимается, но созданное ЖИВЕТ уже по самостоятельным законам и не подвластно миру внешнему... Именно в этом - в АКТЕ ТВОРЧЕСТВА - поэзия разрывает рамки формы и ПОЭТ выходит в ЖИЗНЬ, в МИР ЛЮДЕЙ, К ЛЮДЯМ... Поэт перестает быть мастеровым, ремесленником и выносит в изломанный и разобщенный мир людей, в мир, в котором царят злоба, ненависть, несвобода явление мира третьего - ГАРМОНИЮ И СОГЛАСИЕ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА, достигнутую в неустанной работе внутри лаборатории или цеха поэзии... И именно по необходимости, по насущной нужности этой гармонии людям и узнается МАСТЕР... Как понимают читающие эти строки я говорю здесь не о себе, а о ПОЭЗИИ... Справедливость сказанного оценивать читателям. Моя же творческая задача в данной области выполнена: я собрал все более или менее созвучные стихотворения из всего написанного мной, расположил их, выявил внутренню структуру, предельно подробно раскрыл тему и достаточно четко и недвусмысленно выразил АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ: ПЕРЕД НАМИ НОВЫЙ ФОРМАЛЬНЫЙ ЖАНР В ПОЭЗИИ - КОМПОЗИЦИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ... И последнее: как воспринимать данное произведение? Безусловно, оно лежит на стыке рассматривания (целого) и прочтения (части). Логика повествования, очень кстати, условного, несмотря на четкость развертывания (от внутреннего к внешнему) здесь является одним из средств, так же как средством является и выразительность отдельных стихотворений... Их место в единстве (этика) и их выразительность (эстетика) выбраны авторской творческой волей, и потому именно это - ЕДИНСТВО ВЫБОРА и подлежит самому пристальному вниманию того, кто захочет не просто ощутить или понять гармонию, но также установить с автором РАВЕНСТВО ОТНОШЕНИЯ... И логика, и эмоция читателя здесь только СРЕДСТВО, также как средством они явились и для самого АВТОРА... От души к душе - именно в этом суть новой поэтической формы - КОМПОЗИЦИИ... Что же касается некоторых обозначений: например, "тональность - сны - видения (образы) - явления (музыка) - произведение - художник", то они не обязательны и не являются неизменным атрибутом жанра, точно также, как и термины, примененные автором к данной композиции "Камертон-обертон-контрапункт" и "coda", носят вспомогательный характер именно в данной композиции... Для композиции, как нового поэтического жанра, характерны: тема и илюстрация темы поэтом из своих стихотворений на основе принципа авторской меры. Все остальное - средство... Поэтому, вкратце поясню, значение некоторых терминов: камертон - стихотворение, которое задает тональность, мотив, уровень темы; обертон - второй тон, который однако не влияет на общую тональность или временное звучание (усиление) какой- либо темы; контрапункт - критическая точка, перемена темы, переход, кризис; coda - стихотворение, подытоживающее основную тему и в то же время завершение всей композиции... Это все, что я хотел сказать вкратце, особенно не развивая тему и не программируя тезисами простое обращение к читателю. Я не претендую, как ни странно это покажется, на непременное осуществление композиции как поэтической формы... Я просто СДЕЛАЛ то, что счел нужным сделать и более или менее подробно раскрыл свой замысел. Право читателя счесть сделанное нужным ему или ненужным. В мире много дорог, много путей потому я скажу просто: "Создавайте сами! Если можете - творите!" Всего самого доброго! С уважением Константин Черепанов
Декабрь 2001 - февраль 2002 года
Выборг - Санкт-Петербург
|
Проголосуйте за это произведение |
К сожалению, несмотря на две мои просьбы: 1) О снятии предложения о публикации "Старинного художника" в "РП" (примерно от 1 августа с.г.) это произведение (пролежавшее без движения почти полгода) было почти тут же опубликовано; 2) Об исправлении стихотворения (кем-то внесенного изменения) "Молитва к богоматери" - не было сделано (хотя в личном сообщении В. М. подтвердил факт исправления). Поэтому я вынужден опубликовать полный текст стихотворения в правильной редакции:
|
"И синие линии длинны, Это моя ошибка, за которую приношу читателям извинения. Но необходимо сказать о практике принятой в "РП", когда произведение представляется в редакцию в формате Word с соответствующей разметкой, но при переводе уже самой редакцией в HTML все эти разметки исчезают. Тут либо надо требовать от авторов, чтобы они устанавливали разметку HTML заранее при написании текста в формате Word, либо редакция сама должна тщательно следить за сохранением авторской разметки. Иначе получается, например, что в стихотворении "Ангел смерти" исчезло обозначенное мной ударение:
И в тебе есть хлад познанья, Наверное это пустяк и опытный любитель поэзии сам почувствует ударение, но то что весь текст авторской произведения (без курсива и прочей разметки) сливается в единый ровный машиноподобный размер - это, на мой взгляд, неправильно. Видимо редакции надо учитывать авторскую разметку, либо требовать от авторов разметки в формате HTML. И еще: мой отказ от сотрудничества с "РП" отнюдь не означает отсутствие уважения к редакции и лично к В.М. Дело делается серьезное и нужное, но при этом недопустимо, чтобы дело калечило самих авторов "РП", так и многих посетителей. Дилемма проста и стара как мир: ЛИБО ЛЮДИ ДЛЯ "РП", ЛИБО "РП" ДЛЯ ЛЮДЕЙ! Сложившаяся атмосфера (опять же на мой сугубо личный взгляд) очень напоминает первый вариант: ЛЮДИ И САМ В. М. СТАЛИ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ СРЕДСТВАМИ ДЛЯ "РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"! И этот дух идет из самой главной контактной формы "РП" - "Дискуссионного клуба", где г-н Андреев при прямой поддержке главного редактора подменяет КРИТИКУ ТЕКСТОВ - КРИТИКОЙ ЛЮДЕЙ, то есть нападением на личности посетителей. Да, надо критиковать и жестко критиковать тексты, но при этом очень бережно и уважительно относиться к каждому посетителю. К сожалению, последнее требование для брутального Юлия Борисовича недостижимо. Это настолько низкий уровень полемики и дискуссии, что просто поражаешься этической и нравственной глухоте атмосферы "Дискуссионного клуба". Люди кричат уже просто, как говорится, криком и их не слышат. Поэтому, повторяю еще раз: я с уважением отношусь к тому, что сделано лично В.М. и редакцией, но сложившуюся атмосферу считаю недопустимой и реагирую в доступной мне как автору и посетителю форме: уходом от общения. Надеюсь, что слово мое будет услышано и при изменении атмосферы в "РП" всегда готов вернуться и продолжить сотрудничество.
Всего доброго!
Констатин Черепанов
|
|
|
|