Проголосуйте за это произведение |
Гордон как зеркало русской смуты
Недавно я открыл программу телепередач и прочел " О-35 Гордон " . Не " Ночной разговор с А.Гордоном " , как было в предыдущих программах, а просто " Гордон " . Как " гроза, дождь, цунами " " барокко или постмодернизм " . Очевидно, составители этой программы полагают, что Гордон - это нечто всем известное, как стихия или явление культуры. До сих пор никто из " шоу-токарей " такой чести не удостаивались. Даже самопровозглашенный академик Познер.
Тут должна быть либо всенародная любовь, либо что-то иное. Сталина, как известно, народ либо любил, либо боялся и ненавидел. Но и те, и другие звали его не просто Сталин, а непременно " товарищ Сталин " . А тут просто " Гордон "!
О всенародной любви к Гордону говорить пока рановато. Даже не всем моим друзьям-интеллектуалам он известен. А что касается народа... Так народ у нас после полуночи спит. И правильно делает. На то она и ночь, чтобы спать. А вот Гордон не спит. Сам не спит и другим не дает. Каждую ночь о чем-нибудь толковище ведет. По 2 часа, а иногда и более. Вот и меня сна лишил. Смотрю на него, слушаю и пытаюсь понять отчего же ему такая честь - просто по фамилии называться.
На телевидении ничего случайного в принципе быть не может. Не иначе как частое мелькание на экране Гордона - это ловкая реклама джина с одноименным названием.
Ну не станет же Гордон полагать, что он столь же велик, как, скажем, Пушкин, Лермонтов или Достоевский. Даже Толстого не просто по фамилии называют, а непременно по имени-отчеству. Поскольку Толстых у нас и прежде немало было, а нынче еще прибавилось.
Правда, в народной галерее героев у него есть шанс встать в один ряд с Чубайсом, Гайдаром, Березовским и прочими деятелями.
По фамилии называют знаменитых ученых, политических деятелей...
С одной стороны - это, как бы запанибрата, а с другой - в этом запанибратстве есть сугубое почтение и признание того, что носитель знаменитой фамилии уже давно перестал быть самим собой, а стал некой стихией, которая, как в случае с омом и ампером, присутствует в каждом электрическом утюге и кофеварке. А Пушкин с Лермонтовым давно уже стали роднее ближайших родственников. Жена с дочерью могут и поворчать, и поскандалить, а они стоят себе тихо на полке, всегда готовые утешить поэтической высотой и премудростью. А уж когда сопливый внучок затараторит " Буря мглою небо кроет " , лишний раз убеждаешься, что Пушкин - это воистину" наше все " . И все тут.
А вот Гордон - далеко не " наше все " , а вернее, вообще " все не наше. " Хоть и кроет почем зря Америку, а жлобства-то американского нахватался: курит при дамах и священниках, сидит в немыслимых позах...
Так что, собственно, изобрел Гордон, помимо курения в студии?
Вечера болтовни - " ток-шоуз " - не его детище. Научно-популярные программы - тоже давно существуют.
Несомненной новацией является то, что программы Гордона выходят, кроме выходных дней, практически, ежедневно, вернее, еженощно. И, конечно, стилистика: предельный минимализм - никаких вставок, иллюстрирующих обсуждаемую тему, никаких зрителей в студии. Даже стол отсутствует, на который можно было бы облокотиться или поставить стакан. Стаканы участники ставят на пол. Большая находка!
Поначалу Гордон прятался во мраке, потом, очевидно, вняв призыву налоговиков, вышел из тени и, что называется, " показал лицо ".
Лучше бы он этого не делал, поскольку сразу уронил его. При претензии на объективность и беспристрастность, лицо Гордона показывает, что оно является лицом заинтересованным. И интерес его совершенно очевиден.
У г-на Гордона большие недоразумения с Православием. Не с религией вообще, а с православным христианством. К религии он не равнодушен. И даже несколько тем было посвящено религиозным проблемам непосредственно.
Во время обсуждения чисто научных проблем Гордон постоянно дает понять своим визави, что все, о чем они говорят, ему известно и гораздо лучше, поскольку он может дать еще и некий ракурс ведения, недоступный узким специалистам. Это позволяет сделать богословие. До XVIII века, от Аристотеля до Ньютона, так и происходило. Наука, изучая сотворенный мир, приближалась к постижению Того, кто его сотворил. Мне даже показалось, что Гордон поставил перед собой задачу воссоздать и реабилитировать телеологический принцип, так сказать - залатать дыру, проделанную материалистами, в которую продолжает проваливаться современный мир, не видящий гармонии, плана и целей мироздания. Наука, отвергнувшая Творца, открывает бесчисленное множество частностей, которые лишь удаляют ученых от понимания целостности и великой красоты мира.
И вот, наконец, появляется Гордон и восстанавливает долгожданный союз науки и религии! Вот в чем новация! Вот чем отличается он от своей телебратии!
Но не суждено было моей грезе сбыться.
Тогда я подумал, что у этого " ищущего " господина интерес к науке своеобразно фаустовский, когда и Фауст, и Мефистофель в одном " флаконе " . Но очень скоро стало ясно, что Фауста в этом флаконе нет.
У Гордона иная мотивация бесконечного поиска - такая же, как и у его собратьев: на фоне интересных людей показать себя.
Он не станет просить Создателя остановить прекрасное мгновенье, потому что просто не заметит его. Просеменит персонажем Федора Сологуба мимо...
Для того, чтобы почувствовать прекрасное, нужно иметь особый орган. А человек, не чувствующий высокой поэзии церковно-славянского языка, конечно же таким органом не обладает. Душа этого господина настроена на другое, и бранить его за это или обижаться, - все равно, что обижаться на телевизор, который вдали от Москвы не берет НТВ, а заодно и Гордона. Для этого специальная антенна нужна.
Человеку, претендующему на интеллигентность, нужно вести себя приличнее. Если бы Гордон назвал одну из мировых религий (кроме христианской) " мертвой " или позволил себе сказать хотя бы десятую долю того, что он говорит о Православии, у него были бы большие проблемы.
Несколько раз Гордон заявил о необходимости раскола в Православной Церкви. И даже сообщил о том, что сам бы стал его вождем, чтобы попасть в историю. Смею заверить, он этого уже добился. Правда, не столько попал, сколько вляпался. Раскола же, слава Богу, пока нет. А вот Аввакум из Гордона, простите за выражение, хреновый. Даже если в качестве боярыни Морозовой Хакамаду в помощницы возьмет, не пойдет за ним народ в Керженские леса.
Уж если так по сердцу расколы, взял бы, да обсудил один, уже состоявшийся у последователей другой мировой религии. Два верховных раввина! Это сюжет. И раскатать его в духе " Московского комсомольца " можно ох как не слабо. Православные этого определенно не станут делать. Им и в голову не придет обсуждать проблемы других конфессий. Тем более на телевидении. Так что сюжет вакантный...
Вообще-то правил приличия никто не отменял. Если шоу-токари их игнорируют, то это лишь говорит об их бескультурье. А без культуры интеллект выглядит жалкой пародией на таковой.
Когда Гордон начинает богословствовать, то у меня сердце заходится от конфуза и жалости к нему. То престольные праздники назовет первопрестольными, то в разговоре с богословом начнет цитировать апокрифы для подтверждения какой-нибудь нелепости, то вдруг начнет грудью заслонять демонических персонажей Булгакова и с нахрапистостью Новодворской отстаивать их права на " право быть неузнанными ".
И почему бесы не любят, когда их узнают и когда их называют их собственными и единственно верными именами? Ох, уж эти анонимы! Ох, как любят они карнавалы, переодевания, маски... Как любят они лицедействовать и являть себя миру в напомаженных личинах... А еще они очень любят эфир, астрал и ночное время...
Когда православный диакон отказался признать либеральные ценности и не позволил Воланду со товарищи скрыть их духовную сущность, Гордон прилюдно разъярился и просто вырубил эфир. То есть ушел в астрал... Но все успели увидеть его во гневе. И стало ясно, отчего он так долго сидел во мраке... У меня есть предчувствие того, что кое-кому еще предстоит его таким увидеть. В том числе и мне.
Лицедеи часто идут в политику. В революцию многие интеллектуалы с наслаждением комиссарили. Некоторые и стишки пописывали, и в известной конторе по ночам пробавлялись. Ох, уж эти совы, мудрые птицы...
Ум, интеллект - явление загадочное. Как и все в этом мире. Но безблагодатный ум поистине жалок. Вот, кажется, человек знает все. Что ни спроси - на все даст ответ. А картина мира не складывается из этих бесчисленных разноцветных камешков... Нет главного - Духа. А без Духа, без этого великого Художника, картина может получиться лишь в виде разорванных абстрактных пятен. Более того, по слову Экклезиаста, многие знания так умножают скорбь, что кое-кто от их обилия в петлю лезет. При отсутствии животворящего Духа, душа заполняется его антиподом - духом мертвящим и заражающим все живое отчаянием и неспособностью видеть Красоту. Он не позволяет рядом с собой никакого другого соседства. Весь его либерализм сводится к терпимости к разнообразному проявлению лишь только того, что ему подобно. Одержимые этим духом живут по " закону ниппеля " - дуют в одну сторону.
Их образованность оказывается простым верхоглядством, без возможности проникновения в суть вещей.
Когда Гордон пригласил специалистов, занимающихся мозгом для разговора об асимметрии, я надеялся, что тут-то и пойдет разговор о таинственном и великом. Вместо этого нам долго рассказывали о том, что ученым понадобился целый век для того, чтобы понять, что правое полушарие тоже задействовано в процессах, которые, как полагали, протекали при его полном невмешательстве.
Господа ученые говорили о десятках миллионов лет, об эволюционных процессах - то есть о том, что является в строгом смысле даже не теорией, (хотя ее по-прежнему так величают), а вульгарной гипотезой. Раньше в нее заставляли верить. Но теперь-то?
Вот тут-то бы ведущему и проявить свою образованность - взять, да и перевести беседу в более высокое русло: заговорить о том, что думают по этому поводу креационисты. Или робко спросить о душе... Вместо этого Гордон со вниманием прослушал рассказ о петухе, который упорно отказывался клевать цветные шарики, предпочитая им настоящие зерна. Все попытки экспериментаторов подсунуть ему " туфту " закончились полным провалом и неестественным триумфом естественной науки.
Гордон ни разу не перебил рассказчика. И даже одобрительно кивал. Чем его так заворожила эта история, я так и не понял. Райкин гораздо смешнее рассказывал о слоне, который отказывался есть гайку. То, что не прошло у ученых с петухом, вполне получилось с Гордоном: таки склевал дарвинистскую туфту.
Была еще одна знаковая передача об отношении власти и Церкви. Ее участников Гордон подобрал по всем правилам провокационного искусства. Протестант-латыш и православный русский: в таком раскладе драматургия априори обеспечена. Оставалось лишь подливать масло в огонь. Что Гордон в течение всей передачи и делал. Однако, свары не получилось.
Гордону не понравилось то, что Патриарх благословил Президента при вступлении того в должность. Протестантский богослов стал его успокаивать и поведал о том, что нечто подобное происходит почти во всех " цивилизованных " странах. Там главы церквей имеют государственный статус и являются третьими, а кое-где и вторыми лицами государства. Текст конституции начинается с испрошения Божьего благословения как в королевских Дании и Голландии, так и в республиканских Франции и Швейцарии. Население этих стран при почти поголовном равнодушии к вопросам религии, все же убеждено, что основой государственной жизни должно быть нравственное, религиозное начало.
После этого Гордон стал печаловаться о нравственном состоянии русского народа и православных архиереев.
И когда только успевает Гордон за архиереями следить? Вечером он в театре, ночью и утром на телевидении...
И что это за " ментовской " синдром у телевизионщиков? То ходили из-за высоких заборов подсматривали, как живут коммунистические начальники... Теперь сами дачи имеют не хуже. То оргии министров им покоя не давали. Оказывается, и сами не дураки тем же потешиться...
Теперь о нравственности заговорили. Это при том, что телевидение пропагандирует разврат, жестокость, извращения, ненависть к собственной стране и народу. То, что двадцать веков считалось пороком, преподносится, как норма. Матерей заставляют убивать во чреве собственных детей. Тех, кто все же появляется на свет, начинают уродовать с пеленок покемонами, телепузиками и прочей бесовщиной.
Под грохот современной " музыки " рассказывают о блаженстве наркотического кайфа и " про это ".
При таком телевидении не понятно, как вообще выжить и не сойти с ума.
Вот бы о чем устроить ночной разговор с коллегами.
Единственно, кто говорит об этих проблемах - это Церковь. И ее архиереи.
В Церкви много нестроений. И много причин этих нестроений, которые неведомы нецерковным людям. Но говорить о них с экрана не нужно, чтобы не навредить. Правда, если задача - навредить, то тогда другое дело.
Церковь всегда гонима. Всего лишь несколько лет назад власть подвергала ее служителей немыслимым унижениям и издевательствам. Нынешним либералам не худо бы вспомнить о том, как Хрущев, выпуская политических заключенных, отправлял в лагеря священников и религиозных деятелей. Как в годы оттепели приказал взорвать и уничтожить церквей и монастырей больше, чем Ленин, Троцкий и Сталин вместе взятые.
Власти постоянно вмешивались в церковные дела, засылали своих людей, чтобы вредить изнутри. Но у Церкви всегда был, есть и будет до скончания века глава - Христос. Он Сам наведет порядок в Своем Доме. Возможно, на наших глазах произойдет Его грозное посещение народа Своего.
Врата адовы не одолеют Церкви Христовой. Ушедший век тому свидетель. Так не надо продолжать дело адово. Знание того, что число замученных архиереев, священников и мирян исчисляется миллионами, не позволяет приличным людям дерзко говорить о церковных проблемах. Давайте относиться к трагедии Русской Православной Церкви как к трагедии общечеловеческого Холокоста ХХ века.
Я могу свидетельствовать о том, как " засланные казачки " со временем становились хорошими священниками. Власть не понимала того, что служение у престола Божия преобразует души. И чем больше враги Христовы старались, тем больше поражений терпели, поскольку не могли постичь неотмирной природы Церкви.
Многие не понимают для чего нужно сохранять каноны, богослужебный язык... А вот английский наследный принц Чарльз, побывав на службе митрополита Антония в лондонской православной церкви, сказал: " Теперь я понял, что мы потеряли ".
Понял это и чилийский юноша Хосе Муньос, случайно зашедший в православный храм. Через ЗО лет он стал мучеником за веру. Понимают это и тысячи европейцев в разных странах, безо всякого прозелитизма становящиеся православными. " Приди и виждь " . Люди приходят и видят.
Гордон пришел и не увидел. Увидел архиереев, с которыми не о чем говорить интеллектуалу, грубых старух, которые норовят всех учить тому, чего сами не ведают, пьяниц и прочие наши беды.
А главного не увидел. Православие - это единственное, что делает русских русскими в том понимании, о котором поведал миру Достоевский - людьми способными сопереживать чужой беде и жертвенно служить ближнему. Не надо добивать Россию. Несмотря на наше окаянство и великое падение, мы, может быть, единственная страна, в которой многим людям стыдно и тошно жить по законам, установленным плутократами по всему миру. Здесь еще люди способны видеть суть вещей. Здесь знают, что такое грех и ищут спасения души.
Я понимаю, что это отнюдь не вдохновляет Гордона.
Но тогда не делайте этого хотя бы для того, чтобы Россия не превратилась в ухудшенный вариант Америки, из которой Вы уехали.
Не нужно говорить публично о чужих грехах. Для этого нужно быть самому безгрешным. Этого не стоит делать еще и потому, что, воюя с Православием, Вы проигрываете. И это не нравится Вашему начальству. В разговоре о наиболее естественной форме правления для Роccии и православный, и протестант убедительно доказали, что таковой является монархия. Правда, монархию нужно заслужить. Уровень нравственности и религиозности народа должен быть, не в пример нынешнему, очень высоким. На подобные рассуждения ваше демократическое начальство отреагировало предельно либерально: передача была прервана сначала долгой рекламной паузой, а потом интервью с Чубайсом, которой вместо вожделенной монархии пообещал резкое увеличение тарифов на электроэнергию.
" Царя захотели? А Чубайса не хо-хо?! " - сказал всей стране тот, кто владеет эфиром и Вами. Так что степень Вашей свободы стала совершенно очевидной.
А мне бы хотелось пожелать Вам, господин Гордон, свободы истинной. Сдается мне, Вы знаете, что я имею в виду.
Простите за резкость. Вы, по-прежнему, кажетесь мне наиболее интересным из Ваших коллег. И многие Ваши передачи весьма интересны. В то время, когда Ваши коллеги делают из зрителей похотливых агрессивных придурков, Вы все же напоминаете, что у человека есть мозги. Удивляюсь, что такое вообще возможно. За это благодарю.
Но воевать с Церковью все же не нужно. Вспомните об участи тех, кто этим занимался до Вас.
Зачем Вам гирлянда на вратах адовых? Уж лучше лавровый венок за служение музам.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
Четыре-пять раз отсмотрел гордоновские шоу. У нас они после 2-30, довольно тяжкое время для сосредоточенности. В начале, действительно, раздражала агрессивная картинка в контрасте с усыпляющим темпом безликих собеседников думалось, что что-то упускаю из-за этого... Сейчас маска немного изменилась. Но суть заложенной за ней многозначительной пустоты, Вы абсолютно правы, осталась. Только ведь и причин для изменений не может быть. Как бы не хотелось увидеть на ТВ своих, как бы не был каждый из нас ╚обманываться рад╩, но стоит всегда помнить, какой отбор у своих хозяев проходят владетели прямого и не очень эфира, чтобы не ждать от гордонов мудрости (знание+нравственность), от сванидзев знаний, а от киселёвых нравственности. Печально повеселился, когда увидел на культурном совете у Президента, недалеко от директора Эрмитажа, попугая из калинарного техникума, сыгравшего гл. роль в одном из первых советских порнофильмов и суть шуток которого всегда сводилась к ╚про это╩, кивающего в такт о необходимости возрождения нравственной педагогики. Подождём продолжения...
|
Ну не любит Гордон РПЦ. Организацию, заметьте, а не православное христианство. Спорно, может быть, но имеет право. А насчет Дарвина? Не виноват Гордон, что серьезные ученые гипотезу Дарвина (хоть и некоторыми оговорками и уточнениями - оно и понятно, почты полторы сотни лет прошло) принимают. А отсыл к креационистам вообще характеризует грамотность самого Богатырева, и не лучшим при том образом. У меня, например, после прочтения этого текста сложилось четкое впечатление, что все это просто от богатыревской зависти. К тому что Гордон гораздо Богатырева умнее.
|
Вам статья не понравилась, на все Ваша благая Воля. Гордона я видел несколько раз по телевизору, творчество его мне неизвестно. А.В.Богатырева я знаю 35 лет, его фильмы, сценарии, стихи, проза, публицистика мне хорошо знакомы. Не думаю, что Александр завидует Гордону и, конечно, вряд ли Гордон умнее Богатырева.
|
4 Alex K: АК: "А насчет Дарвина? Не виноват Гордон, что серьезные ученые гипотезу Дарвина (хоть и некоторыми оговорками и уточнениями - оно и понятно, почты полторы сотни лет прошло) принимают. А отсыл к креационистам вообще характеризует грамотность самого Богатырева, и не лучшим при том образом. С: Если подразумеваются оговорки и уточнения АА Любищева и ЛС Берга, концепция почитаемого всеми и мной Дарвина (как и все девиации СТЭ) вызывает много сомнений. Но нужно честно сказать, что за те 1,5 столетия ничего лучшего в плане цельности виденья не появилось. Талант Дарвина велик посему! Все ж некоторые последние публикации в Nature говорят, что новое понимание МАКРОэволюции не за горами. О креационизме - это конечно не научно, скажем, скорее вопрос веры. И автор на это имеет полное право.
|
|
Сергей, так может первое следует исключительно из второго? :-)
"Все ж некоторые последние публикации в Nature говорят, что новое понимание МАКРОэволюции не за горами."
Все же Нейче (ИМХО) явно грешит погоней за сенсациями... Лучше бы, наверное, на публикации в специальных ориентироваться. Впрочем это не моя область, просто пытаюсь "быть в курсе" по мере возможности.
Да имеет, конечно. Только о(б)суждаемая им передача была посвящена взглядам СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ науки на работу мозга. Причем тут креационисты?
|
А Nature - да, там не без скандальных историй. Но все ж проблемы генерирует внутри науки, а не за пределами. Главное начать видеть новое и растрезвонить по всему миру - Кооперация спецов "дожмет" проблему!
|
|
|
|
|
|