TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение
[ ENGLISH ][AUTO][KOI-8R][WINDOWS][DOS][ISO-8859]

Русский переплет

Борис Альтшулер

О книге А.И. Солженицына "Двести лет вместе"

 

Некоторые считают, что об авторе великого "Гулага" - "либо хорошо, либо ничего". Полагая такой "похоронный" подход принципиально ошибочным, выскажу свое мнение о книге А.И. Солженицына "Двести лет вместе". В предисловии к книге автор пишет, что ее цель - примирение двух народов: русских и евреев. Уверен, что это так и есть, что именно к этому стремился Александр Исаевич, выполняя свой поистине титанический труд, изучая архивы и т.п. Парадокс в том, что каждой своей страницей, каждой строкой книга опровергает, отвергает "миротворческий" замысел автора. Каждое антисемитское явление русской истории сопровождается подробным объяснением его обусловленности либо объективными обстоятельствами, либо присущими евреям характерологическими свойствами. И не царское правительство виной тому явлению, и не министры, а разные низшие чиновники с их, опять же во многом вынужденной, инициативой на местах. И единственное подробное описание погрома - это русский погром, устроенный евреями в Гомеле, и с какой болью - о русской девочке, которую еврей тащил за волосы. Не вдаваясь в дискуссию о достоверности или недостоверности документальных свидетельств, использованных в данном случае Солженицыным, скажу о другом - об этической и эмоциональной справедливости (или несправедливости). Вот Максим Горький вспоминал, что лично видел как разбивали о стену головы еврейских младенцев. И делали это не финны и не католики, на особый антисемитизм которых не раз обращает внимание автор книги "Двести лет вместе". Трудно понять, почему Солженицына эта сторона вопроса совершенно не беспокоит. Книга фантастически несправедлива в отношении евреев и, добавлю, столь же оскорбительна для русских. Моя жена, поэт Лариса Миллер говорила, читая эту книгу, что заново переживает те же эмоции, что и далекой весной 53-го, когда ее, единственную еврейку в классе, травили девочки. Автор "Гулага" и "зомбированные" советские девочки эпохи "дела врачей" - казалось бы что может быть общего? На уровне сознания - ничего, на уровне подсознания - общее первобытное этническое чувство "свой-чужой".

Книга оскорбительна для русских, потому что всех "своих" Александр Исаевич "заметает" в один угол, "свои" виноватыми не бывают. Главы о кишиневском погроме, о деле Бейлиса, да и почти каждая страница книги насыщены опровержениями обвинений в адрес русского народа. Уделяя столь пристальное внимание обелению преступлений и убийств, не проводя никакой дифференциации среди "своих", автор (уверен, что невольно) делает всех русских как бы соучастниками творившихся преступлений. И это действительно и оскорбительно, и несправедливо. Потому что это заведомая неправда. Не все евреи одинаковы, в т.ч. этически, и не все русские одинаковы. И далеко не все русские согласятся с А.И. Солженицыным, что надо ТАК стараться оправдать погромщиков. Принадлежа по крови к обоим этносам - героям книги Солженицына (и даже являясь наследником двух имений и иной конфискованной в 17-м недвижимости), т.е. изначально глядя на проблему стереоскопически, заключаю: книга "Двести лет вместе" объективно "работает" не на примирение, а на отчуждение. Жизнь, однако, идет вперед, и целенаправленные шаги на сближение с Израилем, предпринимаемые нынешним руководством Российской Федерации, заведомо перекрывают возможный негативный эффект книги А.И. Солженицына и внушают надежду, что в истории сосуществования двух великих народов будет открыта новая светлая страница.

Но один тезис книги А.И. Солженицына "Двести лет вместе" я разделяю всей душой. В коротком предисловии при публикации он говорит, что за годы, прошедшие после написания книги, в России произошли столь катастрофические для народа события, что сама тема книги ему не представляется такой уж актуальной. Да, именно так: за последние 5 лет детское население России сократилось на 4,2 миллиона человек, и т.д. и т.п. Беда России - не евреи, не дураки и не дороги, беда России в многовековой неистребимой традиции бесконтрольности и безответственности всякого начальства. Не может быть у России, как и у любой другой страны мира, своего самобытного способа государственного устройства. Мотор автомобиля работает одинаково на любом континенте (или, наоборот, не работает). Демократия - это в первую очередь плюрализм контроля, это эффективно работающие "иммунные системы" прозрачности и ответственности. И это универсально. "Все диктатуры, авторитарные системы правления преходящи. Непреходящими оказываются только демократические системы. При всех их недостатках ничего лучшего человечество не придумало", - пишет Президент России в статье "Россия на рубеже тысячелетий", где далее говорит о необходимости "повышения роли и авторитета судебной ветви власти" и развития институтов и структур гражданского общества, призванных усилить контроль за органами исполнительной власти. Нет не восстановление смертной казни, за что ратует А.И. Солженицын, не "столыпинские галстуки", о пользе которых он любит повторять, не чреватая большой кровью перекройка карты России, Чечни, Казахстана, к чему он же не раз призывал, не спасут Россию. Реальная надежда на будущее - это вхождение России в цивилизованный мир со всеми его сдержками и противовесами, с неукоснительными требованиями соблюдения прав человека и гуманитарных норм, с естественной этической и правовой реакцией полного неприятия террора и погрома.

 


Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет


Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100