|
Проголосуйте за это произведение |
Человек в Пути
24 февраля 2025
«Исповедальный роман Нины Веселовой
«Годовые
кольца», обсужденный в Петрозаводске на первой в стране конференции
женщин-литераторов Северо-Запада в мае 1989 г. и опубликованный в 1990 г. в
журнале «Север», станет как бы основополагающим в творчестве писательницы.
И,
кажется, я могу гордиться, что имею некоторое отношение к его явлению в
свет. И
тем, что торопила Нину с завершением романа, и тем, что привлекла к его
обсуждению не только литературоведов и писателей, но и главного редактора
журнала «Север» Дмитрия Яковлевича Гусарова.
А
уж он-то и дал добро на публикацию в журнале, несмотря на молчаливую
холодность
при обсуждении романа сотрудников-северян, предпочитавших тогда искусные
плетения психологической городской прозы. Вот что сказал Гусаров о
романе:
«…Роман
Н. Веселовой предельно искренен. Лишь однажды он заставил меня, как
читателя,
почувствовать недоговоренность или неполную откровенность автора. Связано
это с
интимной темой в жизни героини. Нина Веселова взяла в повествовании такой
тон
откровенности, искренности и доверительности, что когда на страницах
рукописи
вдруг появляется ее маленькая дочь, то читатель остается в полном недоумении
– почему автор утаила от него эту далеко
немаловажную интимную тему? Невольно образуется какая-то трещинка в
читательском доверии. Мне думается, автору не стоит оставлять в рукописи это
"провисание". Оно входит в противоречие со смыслом и жанром
романа,
его надо выправить честным и искренним рассказом. Исповедь должна быть
полной…».
В идеале – да, полной. Но «Годовые
кольца» создавались еще в рамках той исповедальности, которую так точно
охарактеризовал Андрон Кончаловский: «...все,
что я пишу о себе, – это то, что я
хочу, что бы вы про меня знали. Это возвышающий меня и вас обман»
(«Возвышающий обман», М., 1999).
В то строгое время Нина не могла
написать правду о биологическом отце дочери. Земляки, а уж тем более коллеги
ее
бы попросту сжили со света: мало того, что женатый, так и еще писатель вся
Руси.
Завесу
над отцовством Нина позволила себе приподнять в автобиографическом рассказе
«Хотите верьте, хотите нет» (альманах «Мария», Петрозаводск, 1990), где
мать
впервые рассказывает дочери историю ее появления на свет:
«
– Тебя бог мне послал, понимаешь?! Мне было очень плохо, потому что мой
любимый
человек умер. И тогда появился твой папа, и он пожалел меня в горе /…/
–
А можно, когда я буду получать паспорт, записать мне настоящее папино имя? –
Она ожгла меня отцовским взглядом и снова потупилась.
Я
в сотый раз пожалела, что указала в ее метриках выдуманное имя. Думалось,
весь
город кинется смотреть документы…
–
Если позволят, конечно, запишем, – успокоила я ее.
–
Только фамилию я нашу оставлю, ладно?
–
Отцову фамилию тебе так и так никто не даст. Твой папа навсегда во всех
документах Веселов…».
Тайное
стало явным, когда нашими умами и душами завладела госпожа «Цифра»,
заполняющая
исторические, мистические, автобиографические, романные лакуны… Открывающая
все
наши скелеты в шкафу. Убивающая тайну, в том числе и тайну происхождения.
В
сети объявилась дочь Нины – та самая девочка Ася, с которой я познакомилась
в
Вологде и продолжила знакомство в рассказе «Хотите
верьте,
хотите нет».
Теперь она выросла в Анастасию, статью напоминающая современных
кустодиевских
красавиц (сужу по видеоинтервью Анастасии на канале «Культура в программе
«Открытая книга» 27.04.2023).
Она
тоже выбрала литературную стезю, что не удивительно, если вспомнить Нинино
признание в «Годовых кольцах»: «Дочь моя обречена от рождения полюбить то,
что
дорого мне…».
Анастасия
и сообщила сетевому сообществу, что в двадцать пять лет отказалась от
материнской фамилии в пользу отцовской:
«Мой отец – Астафьев Виктор Петрович (1924-2001), всемирно известный
#писатель,
с нами, к сожалению, никогда не жил и почти не общался (о подробностях наших
#с
ним отношений вы можете прочесть в пьесе “Письма к отцу”.
#А его письма
#ко
мне опубликованы в большом эпистолярном сборнике “Нет мне ответа…”»[1]
Проголосуйте за это произведение |