TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

Человек в Пути
24 февраля 2025

Галина Акбулатова

 

О Нине Веселовой из сборника «Бабье лето…»


Фрагмент

«Исповедальный роман Нины Веселовой «Годовые кольца», обсужденный в Петрозаводске на первой в стране конференции женщин-литераторов Северо-Запада в мае 1989 г. и опубликованный в 1990 г. в журнале «Север», станет как бы основополагающим в творчестве писательницы. И, кажется, я могу гордиться, что имею некоторое отношение к его явлению в свет. И тем, что торопила Нину с завершением романа, и тем, что привлекла к его обсуждению не только литературоведов и писателей, но и главного редактора журнала «Север» Дмитрия Яковлевича Гусарова.

А уж он-то и дал добро на публикацию в журнале, несмотря на молчаливую холодность при обсуждении романа сотрудников-северян, предпочитавших тогда искусные плетения психологической городской прозы. Вот что сказал Гусаров о романе:

«…Роман Н. Веселовой предельно искренен. Лишь однажды он заставил меня, как читателя, почувствовать недоговоренность или неполную откровенность автора. Связано это с интимной темой в жизни героини. Нина Веселова взяла в повествовании такой тон откровенности, искренности и доверительности, что когда на страницах рукописи вдруг появляется ее маленькая дочь, то читатель остается в полном недоумении почему автор утаила от него эту далеко немаловажную интимную тему? Невольно образуется какая-то трещинка в читательском доверии. Мне думается, автору не стоит оставлять в рукописи это "провисание". Оно входит в противоречие со смыслом и жанром романа, его надо выправить честным и искренним рассказом. Исповедь должна быть полной…».

В идеале – да, полной. Но «Годовые кольца» создавались еще в рамках той исповедальности, которую так точно охарактеризовал Андрон Кончаловский: «...все, что я пишу о себе, это то, что я хочу, что бы вы про меня знали. Это возвышающий меня и вас обман» («Возвышающий обман», М., 1999).

В то строгое время Нина не могла написать правду о биологическом отце дочери. Земляки, а уж тем более коллеги ее бы попросту сжили со света: мало того, что женатый, так и еще писатель вся Руси.

Завесу над отцовством Нина позволила себе приподнять в автобиографическом рассказе «Хотите верьте, хотите нет» (альманах «Мария», Петрозаводск, 1990), где мать впервые рассказывает дочери историю ее появления на свет:

« – Тебя бог мне послал, понимаешь?! Мне было очень плохо, потому что мой любимый человек умер. И тогда появился твой папа, и он пожалел меня в горе /…/

– А можно, когда я буду получать паспорт, записать мне настоящее папино имя? – Она ожгла меня отцовским взглядом и снова потупилась.

Я в сотый раз пожалела, что указала в ее метриках выдуманное имя. Думалось, весь город кинется смотреть документы…

– Если позволят, конечно, запишем, – успокоила я ее.

– Только фамилию я нашу оставлю, ладно?

– Отцову фамилию тебе так и так никто не даст. Твой папа навсегда во всех документах Веселов…».

Тайное стало явным, когда нашими умами и душами завладела госпожа «Цифра», заполняющая исторические, мистические, автобиографические, романные лакуны… Открывающая все наши скелеты в шкафу. Убивающая тайну, в том числе и тайну происхождения.

В сети объявилась дочь Нины – та самая девочка Ася, с которой я познакомилась в Вологде и продолжила знакомство в рассказе «Хотите верьте, хотите нет». Теперь она выросла в Анастасию, статью напоминающая современных кустодиевских красавиц (сужу по видеоинтервью Анастасии на канале «Культура в программе «Открытая книга» 27.04.2023).

Она тоже выбрала литературную стезю, что не удивительно, если вспомнить Нинино признание в «Годовых кольцах»: «Дочь моя обречена от рождения полюбить то, что дорого мне…».

Анастасия и сообщила сетевому сообществу, что в двадцать пять лет отказалась от материнской фамилии в пользу отцовской:

«Мой отец – Астафьев Виктор Петрович (1924-2001), всемирно известный #писатель, с нами, к сожалению, никогда не жил и почти не общался (о подробностях наших #с ним отношений вы можете прочесть в пьесе “Письма к отцу”. #А его письма #ко мне опубликованы в большом эпистолярном сборнике “Нет мне ответа…”»[1]

 



 


Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100