Проголосуйте за это произведение |
ФОТОГРАФИЯ СЧАСТЬЯ
Название рецензии обычно приходит сразу, и сразу ставит в тупик. Вроде, всё,
что хотел сказать сказано, о чём же ещё говорить.
Тут надо вспомнить, что затевал-то всё для того, чтобы сказать, скорее, по
поводу вещи, нежели чем о ней самой. И здесь нет ничего обидного для
автора, наоборот, это дань и признание. Признание того, что автор со своей работой
справился сам, и так, как никакому критику бы не удалось, и даже вызвал у
этого
самого критика непреодолимое желание поговорить "по поводу".
Итак, короткий рассказ-монолог Татьяны Калашниковой "Я
счастливая".
Вот так с ходу назвал жанр и затормозил. Не похоже на рассказ-то. Нет
сюжета,
нет коллизии, нет повествования . ничего нет. Есть женщина, идущая осенней
аллей, среди падающих и упавших уже листьев, слушающая их "монотонный
шелест под ногами" и предающаяся "дивному состоянию
бездумья".
Ох, уж эта "в душе у вас осень", особенно когда разменян (пусть
хоть
только чуть-чуть) пятый десяток, и когда для тревоги вроде бы нет особых
причин, и даже осень проникает в душу лишь "вдохновенным запахом,
порождающим удивительное чувство покоя и желания просто молчать".
И всё же осень опасна, как само время, о котором философ сказал, что в нём
"ничтожество вещей открывается нам, как бренность: ведь это оно, время
под
нашими руками превращает в ничто все наши наслаждения и радости, и мы потом
с
удивлением спрашиваем себя, куда они девались".
И осенью особенно заметно, как парк "проходит вечные стадии земного
существования всего живого: сначала взрослея, медленно разрастаясь вширь и
ввысь, а затем, начиная потихоньку стареть то повалившимся высохшим деревом,
то
полуразрушенной дождями и ветрами гипсовой статуей рядом с зеленой парковой
оградой из выродившихся пихт".
Вот такая "завязка" отсутствующего сюжета и несуществующей
коллизии,
которая не замедлит, конечно же, появиться. И она появляется в виде
мгновенного, почти, перебора, прошлого, явившегося героине в виде
чёрно-белых и
цветных фотографий родителей, друзей, мужа, друга мужа (увы, увы).
Вот так коллизия, справедливо удивимся мы: .За кем нет прожитой жизни,
оставившей следы куда более заметные, чем пачка фотографий, пусть даже ещё
не
начавших выцветать. Да нет тут никакой коллизии!. А впрочем: "О, а вот
выпускной альбом. Не люблю эту прическу, а тогда нравилось, модно было. И
другим нравилась, многим нравилась. Сколько сказочных комплиментов просто на
улице, от случайных незнакомых мужчин. Помню каждое слово. Так приятно было!
Потом смотрела на себя в зеркало, пытаясь понять, что же их так взволновало.
И
говорила себе: Я счастливая! Такие родители! Такие комплименты!"
Вот такую коллизию предлагает нам автор. Счастье, которое героиня пытается
обнаружить с помощью улик.
Я, должен признаться, очень не люблю фотографии. И вот почему. По непонятной
милости природы мы не слишком замечаем бег времени, но только если ведём
себя
осторожно. Каждый, наверное, сидел у вагонного окна, глядя на неподвижный
почти
пейзаж в отдалении, да и однообразная ближняя картина не слишком
соответствовала ощущению того, что вы куда-то перемещаетесь. Но так было
только
до того момента, пока ваш взгляд не цеплялся за что-либо приметное:
причудливое
дерево, грузовик у переезда, километровый столб, наконец. Остановленное на
миг
мгновение с каждой секундой отталкивало вас от себя, отбрасывая прочь всё
дальше и дальше, безжалостно мстя за попытку себя остановить. Так и
фотография,
если мне удалось хоть немного пояснить, что я имею в виду.
Вот и героиня рассказа очень талантливого автора Т.Калашниковой, убеждая
себя в
том, что счастье было, протягивает нить от запечатлённых мгновений прошлого
в
настоящее и делает ещё одну блиц фотографию.
И больше ничего. Ах, Таня. А счастье было. Так.
Рассказ Т.Калашниковой "Я счастливая" опубликован в "Русском
Переплёте"
Проголосуйте за это произведение |