Проголосуйте за это произведение |
Мой Пушкин
Мой Пушкин┘-- Что я знаю об этих двух словах? Так говорила Марина Цветаева. Так наверняка говорили Сергей Есенин, Антон Чехов, Лев Толстой и многие другие. Мне всегда казалось, что говорить так имеют право лишь лучшие, выдающиеся люди, которые способны постичь то совершенство, с которым у меня всегда было связано творчество Пушкина. А между тем, у каждого из нас есть что-то самое любимое, самое близкое, самое дорогое из его произведений, что он хранит в глубине души. Творчество поэта стало неотъемлемой частью нашей жизни. Столько строчек, цитат, фраз, ставших крылатыми, прочно вошли в нашу речь и мышление, что иногда мы говорим словами Пушкина, не замечая, а часто √ не зная этого. И когда об этом подумаешь, вдруг понимаешь, что яркое творчество Пушкина, такое личное и родное, одновременно является всеобщим, присутствующим всюду и потому √ почти незаметным. И в то же время, творчество Пушкина √-- такое неоценимое богатство, о котором могут мечтать все народы мира. Так что же такое √ ⌠"Пушкин"■? √ Нет, вернее, что такое ⌠"Пушкин"■ для меня, ⌠мой Пушкин■?
В первую очередь, это, конечно же, сказки. Сказки, которые знакомы каждому с самого рождения, наряду с русскими народными сказками и произведениями Г. Х. Андерсена. Они стали уже настолько родными, что сейчас трудно представить себе, что каждая из них √-- самостоятельное литературное произведение. Кому в детстве не читали сказки Пушкина о мертвой царевне, о царе Салтане, о ловком Балде, о золотой рыбке, о царе Додоне и золотом петушке? Все их я знала наизусть, и все они √-- неповторимая атмосфера детства. В них я впервые столкнулась с добром и злом, с волшебством и любовью. На самом деле, сказки √-- это самые первые уроки жизни. И ⌠первые учителя■ человека --√ образцы русской литературы и языка - произведения Пушкина.
Сказки --√ не такой уж легкий жанр, как это может показаться. Что побудило Пушкина написать их: желание показать легкость в обращении с пером, результатом чего стала, например, ⌠Гавриилиада■, или стремление к чему-то доброму, светлому, волшебному, к чему-то, связанному с ⌠преданьями старины глубокой■, с няней, с настоящей Россией - Русью, которой ⌠пахнет■ в каждой сказке? Я думаю, что именно второе, поэтому они так удались поэту, поэтому я так любила их в детстве и люблю до сих пор. А еще я уверена, что когда-нибудь открою эти сказки перед другим маленьким человечком, чтобы вместе с ним вновь войти в их чудесный мир.
Но сказки √-- это только одна сторона таланта, одна сторона любимого поэта. Мой Пушкин √ это еще и проза. Человек до определенного возраста только накапливает наблюдения, впечатления, ощущения; анализировать и осознавать их, четко формулировать свои мысли он начинает позднее. Это относится, в первую очередь, к литературе. По-настоящему оценить и понять прозу Пушкина я смогла, только перечитав ее. Действительно, только так и нужно писать: ⌠просто, коротко, ясно■. В стихах Пушкина неизменно отмечают их звучность, необыкновенную легкость языка, совершенство размера и ритма, но ведь проза ничуть не уступает стихотворениям! В ней столько необычайной красоты, юмора, изящества; она наполнена любовью, добротой, искрящимся смехом, нередко грустью, и я не могла удержаться от восхищения, как не могла сдержать улыбку или слезы во время чтения. Каждая фраза совершенна, отшлифована, как драгоценный камень, необычайно певуча и поистине прекрасна - ⌠сокровище■, как сказал о прозе Пушкина Л. Н. Толстой. Как жаль, что я не владею этим совершенством, ведь, когда говоришь о Пушкине, хочется быть достойной высоты его творений!
И все же, мой Пушкин --√ это, прежде всего, ⌠Моцарт и Сальери■, потому что для меня именно в этом произведении раскрывается не только Пушкин-творец, но и Пушкин-человек, Пушкин-личность. Конечно, сравнение Моцарта и Пушкина уже затерлось, кажется, что не стоит обращать на него внимание, но ведь это действительно так! И не случайно их сравнивают так часто: гения музыки и гения литературы.
Читая Пушкина, я неизменно представляю его легким, изящным, искренним, мудрым и молодым. Он как будто парит над нами, подобно музыке Моцарта. Его произведения совершенны, они √-- ⌠священный дар■, ⌠бессмертный гений■, который может самого тебя заставить взлететь над ⌠нуждами низкой жизни■, войти в узкий круг ⌠избранных, счастливцев■. И ⌠неслыханная простота■ и легкость пушкинских произведений, которую сравнивают с моцартовской ясностью и гармонией, - не случайная находка и не пример осуществления творческих замыслов. Это доказательство великого дара писателя, потому что в этой простоте скрывается бесконечная глубина мыслей и чувств, многообразие всей жизни. И это позволяет каждому увидеть в гениально простых и незатейливых фразах Пушкина что-то свое, отражение своей души в данный момент. Поэтому для каждого человека, каждый раз, когда он откроет их, произведения эти будут иметь единственный смысл, неповторимое значение.
Я знаю, что наверняка даже сейчас есть люди, считающие Пушкина ⌠безумцем■, которому был ниспослан Божий дар. Так считали и многие его современники, называвшие поэта ⌠"пустым человеком■", ⌠"безнравственным"■, ⌠"ветреным", как когда-то Моцарта величали ⌠"гулякой праздным". По историческим источникам мы можем сейчас судить о Пушкине-человеке. Да, я могу сказать, что в его жизни был цинизм, поражавший даже современников, была угодливость, была мелкая мстительность, были даже грубость и пошлость┘ Но тем не менее для меня --√ Пушкин прекрасен. Прекрасен, несмотря ни на что, потому что душа его отличалась неизъяснимым благородством, величием и глубиной. Я убеждена, что человек не может лгать, когда он творит! Душа Пушкина сквозь все грязное, наносное, привитое эпохой, зажгла его творчество ярким пламенем, ведь даже в дни тоски и душевных страданий ⌠он написал столько светлых восторженных песен, в которых ни одно слово не высказало изменчиво его уныния■, ведь его перу принадлежат гордые и страстные ⌠"Во глубине сибирских руд"┘■ и ⌠"К Чаадаеву┘", прекрасно-нежные ⌠"Я вас любил", ⌠"Я помню чудное мгновенье┘". Это пламя осветило всю жизнь великого человека до его последних минут: ⌠"Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного. Все, что было в его жизни беспорядочного, бурного, болезненного, было данью человеческой слабости, обстоятельствам, людям, обществу. Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого самоотвержения!" --■ √ писал П. А. Вяземский.
Вспомните, ведь ни в одном произведении Пушкина, как и у Моцарта, никогда мы не встретим ни темного, ни злого, ни зловещего и пугающего. - Все верно: ⌠гений и злодейство √ две вещи несовместные■!
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|