Проголосуйте за это произведение |
Шумерский миф о схождении богини любви Инанны в подземный мир, (первая строка: "С великих небес в великие недра") имеет весьма своебычную структуру, интересна и картина мира, которую он рисует. Из мифа мы узнаем, что существует две половины мира - верхняя и нижняя. В верхней царит своенравная богиня утренней звезды Инанна (в греческой мифологии ей соотвествуют Венера и Афродита), в нижней царствует ее старшая сестра Эрешкигаль.
Нижний мир называется "Страна без возврата" - попавший туда уже не может вернуться назад - будь то смертный или бог. Боги верхнего мира свято чтут этот завет и не нарушают границ своей компетенции.
Интрига мифа начинается с того, что своенравная молодая богиня Инанна решает нарушить такие границы - и проникнуть в подземный мир. Мотивация поступка Инанны отсутствует - она действует спонтанно: либо это каприз, либо детское желание сделать по-своему, либо следствие грандиозного гонора богини. Похожую историю мы знаем из сказки про рыбака и рыбку, когда старуха заявила своему старику "Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою..."
Инанна одевает самое пышные одежды - и направляется к воротам подземного мира. Однако перед тем, как туда опуститься, она дает наставления своей служанке, описывает целую программу действий для нее: в какие города пойти и к каким богам обратиться, с мольбой о помощи в случае, если Инанна не вернется из подземного мира к назначенному строку.
Далее Инанна громко стучит в ворота подземного мира и сообщает превратнику о своем желании навестить сестру, царицу Эрешкигаль. Тот докладывает о неожиданнном визите своей хозяйке. Эрешкигаль не рада (она кусает губы и бьет себя по бедрам). Она разрешает сестре войти - но при том условии, чтобы Инанна предстала пред ней согбенной и нагой.
Инанну впускают - и у семи ворот подземного царства снимают то или иное украшение или часть одежды. Миф дает детальное описание утраченных украшений - последними с груди Инанны снимают сетку "приди мужчина, приди" и с бедер - повязку, одеяние владычиц. Она каждый раз пугается и спрашивает: "Что это, что это?". Звучит ответ: "Молчи Инанна, так надо по законами подземного царства". В конце ей дают разьяснение: "скрюченный и нагой приходит человек в страну без возврата". Древние хоронили умерших раздетыми, в позе плода в чреве матери.
Инанна теряет свои одежды - "защитные оболочки", признаки могущества и величия. Она предстает перед сестрой в жалком состоянии - и та умерщвляет ее одним взглядом, превращает в половину мясной тушки. То, что осталось от Инанны, вешают на крюк - и тушка быстро портится.
В верхнем мире начинает действовать служанка Инанны - она стенает, плачет, бьет в барабан в общественном собрании и обходит города, в которых расположены храмы разных богов - в общем, выполняет программу, которую ей задала Инанна. Двое богов отказывают в помощи - но третий из тех, к кому она обращается, берется за дело. Бог Энки говорит: "Что случилось с моей дочерью? Я должен напрячь свои силы!" Он выковыривает из-под ногтей грязь и изготавливает двух посыльных - галатура и кургара (названия переводятся как "малый певчий" и "шут"). Эти существа сами по себе удивительные - они не принадлежат ни к богам, ни к людям, занимая промежуточное положение - нечто вроде демонов, или духов. Им даются инструкции - проскользнуть в подземный мир и пронести туда воду жизни и траву жизни для оживления Инанны.
Посыльные должны войти в доверие к Эрешкигаль и завоевать ее благодарность посредством сочувствия к ее бедам. Дело в том, что у Эрешкигаль есть много поводов для стенаний - кроме безвременно почившего мужа, есть еще и неприятности с маленькими детьми (которые то ли никак не могут родиться, то ли умирают во младенчестве). Она проводит время в плаче - посыльные являются искусными плакальщиками, артистами, которые вторят ей и тем облегчают ее мучения.
Все получается так, как задумал Энки - расстроганная сочувствием, Эрешкигаль передает плакальщикам тушку Инанны - и они оживляют ее. Однако Инанну не могут выпустить "просто так" из Страны без возврата - она должна кого-то направить сюда взамен. Инанна обходит верхний мир - и находит везде тех, кто скорбил по ее гибели - их отправить взамен себя в преисподнюю она не может. Исключением оказывается ее муж Думузи. Он, как ни в чем не бывало, предается утехам. Его и назначает Инанна взамен себе. Далее следуют драматические перепитии преследования Думузи демонами подземного мира. Он трижды выскальзывает из их рук - и трижды они его ловят. Единственным человеком, который встает на его защиту, оказывается его сестра Гештинанна. Она готова заменить его в подземном мире - и Инанна решает, что брат с сестрой будут "подменять" друг друга. В зависимости от того, кто находится в подземном мире - пастух или его сестра, меняются сезоны. Начинается смена времен года - пошло календарное время.
***
Рассмотрим структуру предания. Изначальный двуполюсный мир - "верх" и "низ" подвергается искажению - часть "верха" устремляется вниз. Инанну можно рассматривать как "беззаконную комету", частицу, которая нарушает структуру реальности, стремится перейти из одного мира в другой. Однако этот "нижний мир" имеет семь защит (проходить каждую надо через свои "ворота"). С другой стороны, сама частица окружена оболочками - в виде украшений и одежды. При прохождении через "ворота" каждый раз теряется одна из оболочек частицы. Теряется красота, сила, уверенность - в общем, энергия частицы ("психологическая энергия"). По мере приближения к центру нижнего мира частица растрачивает силы - и оказывается дезактивированной ("согбенной и голой"). С ней ничего не стоит управиться - центр нижнего мира ее захватывает и превращает в инертную массу ("тушку").
В верхнем мире тем временем продолжают действовать запущенные ранее процессы: появляется блуждающая частица (стенающая служанка в рубище с бубном), действия которой инициированы Инанной. Она в свою очередь запускает каскад процессов - обращается к одному, другому, потом - третьему богу.
Если два первых бога не активируются, то третий - Энки - начинает действовать ("мне надо напрячь силы" - говорит он). Энки действут, как мастер, художник: налицо работа целого центра сил, где изготавливаются некие управляемые сущности (операторы, узкие специалисты, которые способны выполнять определенные функции). Эти операторы пробираются в нижний мир. Они настраиваются на внутреннюю частоту колебаний центра сил нижнего мира (царицы Эрешкигаль) и входят с ним в резонанс. Энергия ("самочувствие", "настроение") Эрешкигаль возрастает - и она совершает великодушный поступок - отпускает захваченную в плен сестру. Инертная доселе, потерявшая энергию, "тушка" Инанны активируется - "оживает". Однако покинуть подземный мир она может только при условии замены - нижний мир может отпустить свою жертву лишь если ему принесут новую жертву.
После поиска замены (еще один каскад процессов, в который вовлекается верхний мир) оказывается заведен могущественный механизм смены времен года. Попеременное погружение Думузи и его сестры в подземный мир - процесс медленный и глобальный. Так оказывается, что быстрый и локальный процесс столкновения частиц верхнего и нижнего миров имеет своим следствием медленное раскручивание маховика замирания жизни и ее расцвета. Первое замирание жизни происходит в момент кратковременного спуска Инанны в подземный мир - тогда прекратилось веселье и любовь, роды и смех на земле. Тот, кто при этом продемонстрировал аномальное поведение ("супруг" Инанны) был отдан в жертву нижнему миру.
Схождение Инанны в подземный мир может рассматриваться в этом случае как освобождение грандиозной энергии, что-то вроде ядерной реакции. Спонтанность действий богини сродни спонтанности распада ядра и явлению радиации. Случившееся имеет смысл как проверка верхнего мира на преданность Инанне ("провокация"). С другой стороны, в космологии есть идеи о рождении целых миров из одной энергичной частицы. Психологические жесты, наблюдаемые в рамках этого мифа можно рассматривать как удобный способ описания представлений о структуре реальности. Предположим, шумеры знали нечто очень важное и общее, "архетипическое" об устроении мира. Нечто вроде наших современных знаний о структуре материи, строении космоса и ядра. Как они могли передать в будущее это знание? Через миф и ритуал. Пушкин сравнивает своевольную красотку с беззаконной кометой:
И против всех условий света
Несется до утраты сил
Как беззаконная комета
В кругу расчисленных светил
Инанна - архетип такой своенравной гордячки. Сошествие Инанны в подземное царство - мистериальное действие, которому наследовали мистерии Древней Греции. Сравнение женщины с кометой кажется сейчас поэтическим образом, метафорой. Но что такое сама поэзия? Это воспроизведение и создание мифов, которыми полны сердца и души людей.
Физика - наука об измерении энергии. Физика инициировала создание изящного математического аппарата, описывающего поведение частиц - в квантовой механике, ядерной и космической физике мы видим формально совершенные аксиоматические структуры. Если отвлечься от художественных и антропоморфных образов, провести деметафоризацию данного предания, откроется любопытная структура, лежащая в его основании. Эту структуру можно формализовать, подобно тому как формализуются процессы, происходящие в химической или квантовой физике. Во-первых, можно выделить два ряда сущностей - "боги" и "слуги". Боги обладают инициативой - они дают указания, принимают решения и дают предписания ("программа" - это и есть "предписание", в соответствии с буквальным переводом). Слуги безинициативны, они исполняют программы, которые им задают боги - так Нинашбур действует в верхнем мире, Нети - в нижнем. Однако боги способны не только к программированию - например, Энки способен (если "напрячь силы") создать особые сущности - "галатура" и "кургара". Эти сущности исполняют роли певчего, шута, оживителя (нечто вроде фокусника?) - то есть функции артистов, способных в частности, к искусному подражанию и не бескорыстным трюкам (их действия рассчитаны на вознаграждение). Эти самые операторы могут вступать в резонансные взаимодействия с заданными системами и посредством этого проводить манипуляции, исполняя заложенные в них программы. Богиня Эрешкигаль оказывается об ектом такой манипуляции. Боги могут служить не только суб ектами, инициирующими действия операторов и целых программ, но и обьектами, подвергающимися воздействию программ.
С учетом изложенного выше, запишем происходящее в мифе как
программу, введя следующие обозначения:
In - Инанна - богиня утренней звезды, царица верхнего мира
ni - Ниншубур - ее визирь, советник и слуга (служанка)
Er - Эрешкигаль - царица подземного царства, старшая сестра Инанны
ne - Нети - превратник подземного царства
Du - Думузи - муж Инанны, Ge - Гештинанна - сестра Думмузи
En - Бог Энки, dd - Демоны, гонцы
Инанна расстается с Ниншубур, давая ей указания: как себя вести, если от нее не будет вестей.
In -> ni
Инанна стучит ворота подземного мира и сообщает привратнику Нети, что желает навестить свою сестру Эрешкигаль
In -> ne
Эрешкигаль велит Нети, чтобы Инанну привели к ней нагой и
согбенной.
Er -> ne
Проходя через семь ворот подземного мира, Инанна каждый раз
лишается части украшений и одежды - Нети раздевает ее.
ne -> In
Эрешкигаль взглядом убивает Инанну.
Er -> In0
Отсутствие известий от Инанны - сигнал к началу действий для
ее служанки
In -> ni
Ниншубур взывает к богу Энки, он напрягает силы,
изготавливает двух демонов и посылает на выручку Инанне.
ni -> En -> dd
Демоны входят в доверие к Эрешкигаль и она прощает Инанну.
dd -> Er
Инанна оживает
In0 -> In*
Необходима замена Инанне. Инанна поднимается в верхний мир и
указывает на веселящегося Думузи.
In -> Du
За Думузи готова отбывать наказание его сестра Гештинанна. Инанна решает, что брат с сестрой могут попеременно опускаться в подземный мир.
In: Du <-> Ge
Психологическая физика - если можно будет так назвать науку об измерении психических энергий, базируется на том же основании, что и прочие физики - и посему не удивительно, что предание несет архитипические черты всех перечисленных наук. Как могли шумеры представить знания о структуре реальности? Только через миф.
Заметим, что судьбы людей и богов написаны на таблицах, которыми владеет бог мудрости Энки. Эти таблицы можно сравнить с математическими таблицами, которые позволяют преобразовать векторы: самый простой вариант записи оператора - это матрица преобразований. Аппарат квантовой механики оперирует с такими
матрицами.
Инанна пребывает в трех состояниях:
In - в силах, в одежде
In0
- в виде тушки
In* -
Инанна как опасность (в поиске замены)
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
|