Проголосуйте за это произведение |
Репортер застенчив. Он носит очки с толстыми стеклами и безропотно подчиняется придирчивому начальнику и сварливой приятельнице. Но вот - пожар в городской больнице. Сотням пациентов угрожает ужасная смерть - сгореть заживо. Редактор посылает репортера на место происшествия и он мчится в ближайшую телефонную будку. Но что это ? Наш герой (его имя, между прочим, Кларк Кент) сбрасывает очки, одежду и появляется в новом обличии. На нем красный плащ и синее трико, облегающее могучий торс. В глазах - стальная отвага. Он отрывается от земли и проносится над городом по направлению к месту пожара. Но не для того, чтобы писать о нем, а чтобы потушить его (энергично дуя на огонь, разумеется). Секрет Кларка Кента был достоянием юных американцев еще в 30-40-е годы. Кент - это Супермен, сверхчеловек, непобедимый герой "комиксов" - рассказов в картинках. Название "комиксы" не должно никого вводить в заблуждение, ибо в них нет и не должно быть ничего юмористического. По смыслу больше подходит французский аналог - la bande dessinee - полоса картинок, передающих вполне кинематографическое действие. Культуртрегеры с замашками детских психологов и левые интеллектуалы, которым некуда больше падать интеллектуально, отвергают комиксы за мнимую "низменность жанра" и за то, что они якобы полны сценами насилия и членовредительства, но для миллионов детей (и взрослых) приключения Супермена и других ему подобных героев чудесны и увлекательны. они переносят читателей в мир, где добро всегда торжествует над злом. А кровопролития и насилие, встречающиеся в комиксах, знакомы нам еще по классическим сказкам и знаменитым драмам. Действительно, злодеи в комиксах - невинные младенцы по сравнению со злыми ведьмами и жуткими троллями братьев Толкиенов. И вряд ли в каком-нибудь эпизоде Супермена проливается столько крови, как, скажем в "Макбете" Шекспира. Жанр рассказов в картинках насчитывает более чем тысячелетнюю историю. Египетское фигуративно-иероглифическое письмо, стенные росписи лабиринта на острове Крит, барельефы Греции и Рима, византийские и древнерусские жития святых - суть прямые прародители наших сomics streep, названных кем-то в запальчивости "желтой прессой". Кстати, почему? Да потому, что первый комикс в общепринятом понимании этого слова (и жанра), напечатанный в 1910-м году газетой концерна "Херст", рассказывал о похождениях ЖЕЛТОГО человечка и имел следующий, ставший впоследствии традиционным, характер издания - полоса от 3-х до 5-ти картинок в будние дни и целая страница по выходным. Политические карикатуры газеты "Шаривари" (где печатался Оноре Домье), бессмертная история про Макса и Морица, даже окна РОСТА - все это тоже комиксы в чистом виде. Но не следует при этом считать комиксы ответвлением газетных карикатур и конвенциональных иллюстраций. Это тяжелый труд, требующий самоотдачи, точного знания материала и кинематографического видения. Известно, что авторы приключений Тинтина и швейцарского разведчика Фридмана ("Венгерская рапсодия" - шпионская история Витторио Гардино, разворачивающаяся в предвоенной Венгрии) специально изучали антураж будущего места действия и даже выезжали для этого в специальные командировки. Естественно, любая сказка должна быть правдивой, или, как говорят, в каждой шутке есть только доля шутки. И конечно же не каждый художник умеет сейчас ТАК нарисовать голую женщину, как Луис Ройо. Александр Викторович Кукаркин, чей труд о культуре и идеологии буржуазного общества многократно переиздавался в бывшем СССР под разными названиями, посвятил этому виду искусства целую главу. Если умело опускать обязательную для 70-х годов критику (от слова "критиковать" - отсюда обязательное в нашей критике критиканство), проницательные читатели имели возможность узнать много нового. Так-то: подробный пересказ фильмов, не идущих в советском прокате, имена современных художников и трактовку их картин, очень краткую историю поп-музыки и даже что-то из западной драматургии. Из комиксов, приводимых в качестве наглядной иллюстрации бездуховности буржуазного общества, был заботливо вымаран текст, и читатели, привыкшие верить дутым авторитетам, вынуждены были судить о литературном качестве только по нижеследующей цитате: "Конечно, это прежде всего макулатура. На свете не существует макулатуры здоровой, полезной, высоконравственной или воспитательной, хотя время от времени и делаются попытки создавать таковую. Давать образование - не задача макулатуры. Поэтому "Правдивые комиксы", "Классические комиксы" и другие нерешительные попытки внедрения в этот жанр реальности и литературности потерпели фиаско. Цель этого бумажного хлама - развлекать нас на самом пошлом и наиболее презираемом уровне. Комиксы находят самый низкий общий знаменатель вкусов и на него ориентируются." Александр Викторович просто забыл, что истинное предназначение любого искусства именно развлекать. Кроме того он не мог предполагать, что очень многие книги вполне могли бы взять несколько строк из вышеприведённого отрывка в качестве эпиграфа, ибо сейчас это может относиться к большинству из существующей современной литературы. Между тем давно издаются толстые журналы "по комиксам", на уровне журналов "по искусству","... литературе", "...дизайну" и т.д. Каждый третий пассажир нью-йоркского метро читает "иллюстрированные романы". В Лондоне успешно функционируют 5 огромных книжных магазинов, а в Амстердаме - 8 художественных галерей, которые специализируются только на этом виде искусства. В Брюсселе и Нью-Йорке комиксам отводят свои площади огромные музеи. Комикс стрипы продолжают публиковаться в газетах и выпускаться отдельными книгами. Этот жанр никогда не выбрасывался на свалку истории, а совсем даже наоборот продолжает жить и развиваться как, в общем-то любой вид искусства. Более того, существует искусствоведческий термин - sequention art. Такие художники, как Франк Маргерин и Клит Борис издают иронические книги о мире шоу-бизнеса и модных молодежных движениях. А произведения Даниэля Торреса захватывают не меньше, чем романы А.Беляева и С.Лема с близнецами Стругацкими. Может быть только с той разницей, что прочитать один такой иллюстрированный роман можно за один вечер не напрягаясь, но получить впечатление при этом, как от толстой книги без картинок. Почему это должно быть зазорным, если в век компьютеров принято экономить время? Джулиус Пфайфер, выпустивший энциклопедию "Великие герои комиксов", не упускает по этому случаю упрекнуть интеллектуалов в фарисействе: восклицая "Позор!" по адресу комиксов, люди спокойно приемлют массу других суррогатов и профанаций только потому, что они снабжены этикетками "искусство" или "культура". Ложность утверждений, что комиксы являются отработанным и устаревшим жанром доказывает существование так называемых "Андеграунд комикс", приоритет которых принадлежит группе хиппующих художников, начавших рисовать абсолютно нетрадиционные комиксы в конце 60-х годов. Это были рассказы о похождениях битников, мотоциклистов, просто хулиганов, выполненные в упрощенно-психоделическом стиле, нарочито неаккуратно и неумело. Но впечатление это - кажущееся. Р. Крамб, воспользовавшись эзоповыми аллегориями (люди - звери), придумал трагикомическую историю кота Фрица, прошедшего через все тернии бунтарского десятилетия. Другой же создатель этого движения - Арт Шпигельман - нарисовал серию антифашистских книг "Маус" - мышонок-еврей в оккупированной котами-фашистами Польше. Кстати, впоследствии он получил за "Мауса" пулицеровскую премию по литературе. Одна из первых попыток ввести комиксы в разряд "высокого искусства" была предпринята Роем Лихтенштейном, который увеличивал отдельные картинки до выставочных размеров живописного полотна и раскрашивал их масляными и акриловыми красками. Считается, что его натолкнул на это бесконечный газетный сериал про Дика Трейси - удачливого детектива и грозу всех возможных преступников. Придуманный и нарисованный художником "Чикаго Трибьюн" Честером Гудом роман с продолжением отличался безупречной компоновкой каждого кадра (картинки), что, видимо, и дало импульс для многочисленных экранизаций Дика Трейси. В последней версии, сделанной в нарочито комиксном стиле, снимались Мадонна и Уоррен Битти. Ожили и такие герои комиксов, как Супермен, Батмен и Спайдермен, но сначала - в анимационном варианте. Практически все кино-хиты рождаются из комиксов. До второй мировой войны снимали фильмы о Тарзане и Зорро. Своей очереди дождались Человек-ракета и Судья Дредд. Может быть никому ничего не говорят имена Кевина Истмена и Пита Лейерда, но все знают их героев - Teenage Mutant Ninja Turtles. Я сам периодически выставлял комиксы. В 90-м году на Первом биенналле современного искусства в Ленинграде мой крупномасштабный комикс по мотивам фильма "АССА" был самым посещаемым произведением на выставке. После, познакомившись с группой "Браво", я оформил им несколько альбомов в этом стиле. Альбомы мгновенно получали номинацию "лучший альбом года" и я категорически заявляю, что это происходило не только из-за музыки. В середине 90-х мы с художниками Татьяной Корнфельд и Александром Гейфманом поставили цель доказать , что кинетический принцип комиксов в живописи и литературе может дать начало нового витка в развитии современной искусства, деэлитаризовать его и сделать интереснее и человечнее. Нашему объединению послужило увлечение комиксами, возведенное в концепцию творчества, а работы, которые мы выставили, отражали одну или несколько сторон этого жанра и, в какой-то степени, были инспирированы им. Не стремясь казаться чем-то значительным, искусство комиксов предлагает в качестве концепции самих себя и активно вовлекают зрителя в процесс восприятия. Рисунки, каждый из которых - суть законченная картина, в сочетании с текстом органично включают в себя литературу и изобразительное искусство, а покадровое восприятие выдает использование специфического киноязыка. Только такое мощное напластование жанров, концепций, техник и должно сейчас, в конце ХХ-го века, называться "художественной литературой". В случае же дополнения рисунков музыкальным сопровождением, происходит превращение искусства и литературы в мюзикл или в целое мультимедийное шоу. Так как современное искусство теперь обходится без созидания и творчества, а скучные, надуманные концепции не обнаруживают в себе зачастую не только элементарного действия, но и профессиональных навыков, только художники, занимающиеся комиксами, действительно делают интересные вещи, умея при этом по-настоящему рисовать. Говорят, что скоро компакт-диски заменят традиционные бумажные книги и корпение за учебниками превратится в игру клавиатурой компьютера и мышью с периодическими взглядами на дисплей. Все может быть. Но скорее всего это коснется учебы и научной работы, а будущее художественной литературы - за комиксами! |
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Философ Житинский заявил, что "будущее художественной литературы - за комиксами"! Именно отсюда всего один шаг до эпохального лозунга: "Будущее -- за читателями комиксов"! Это уже серьезно и очень похоже на правду. Как видите, г-н Жилинский мог бы попасть в пророки, умей он смотреть на солнце, не прищуриваясь. История временного возвышения интеллекта над унылой равниной посредственности началась в тот момент, когда мудрая бабушка питекантропа Вани (или Джона) вдруг решила рассказать ему сказку. Ваня сказку слушал, и в его воображении возникали образы храброго охотника дяди Миши (Майкла) и толстого глупого мамонта Грымзи. У других детей воображения не было, ничего в их лохматых головках не возникало, и они уныло хлюпали своими сопливыми носами и засыпали под монотонную бабушкину речь. Так начиналось неравенство. Оказалось, что Ваня не только горазд слушать сказки, но со временем он изобрел способ добывания огня, колесо, отвертку и, наконец, паровую машину и печатный станок. Ване достался успех, а вместе с ним и женщины, и в мире появилось много ваниных детей, которым по наследству достался талант иметь воображение. Они еще много чего наизобретали, и у людей не стало недостатка в хлебе и теплых жилищах. Дети тех питекантропов, у которых воображения не было, книжек, естественно, не читали, так как увидеть то, что кроется за буквами и словами они не могли. Но их было намного больше: Ваня, как он быстро тогда не размножался, был всего один, а сопливых очень много. Тогда-то и возникли комиксы, их было выгодно продавать, потому, что детей без воображения было очень много, и комиксы приносили хорошую прибыль. Комиксы никакого воображения не требовали, там все было нарисовано, их можно было смотреть ни о чем не думая и только пошмыгивая носами. Со временем, ванины дети, особенно девочки, размножаться перестали, им было больно рожать и хлопотно воспитывать детей, мешало воображение. Сопливые размножались гораздо быстрее ваниных детей, и сегодня мир до отказа ими заполнен. Вот так и получилось, что будущее - за читателями комиксов. Время возвышения интеллекта кончилось. На Переплете тоже много таких господ, которые очень любят картинки.
|
http://teneta.rinet.ru/2001/sunway/shortstory/ar13Oct385272.1002242331985729.html "Откройте секрет, ДД, что Вы читали из Пола Корри, чтобы его отнести к "подробникам"? Весьма странное деление, вообще говоря. Похоже на позицию тинейджера, к-рый любит комиксы и не читает книжек без картинок. Еще Вы, видимо, принимаете литературу за вид спорта - "подробники проиграли" и т.д. А Вам не приходило в голову, что описываемые предметы могут быть, ну, символами, например, или стать ими в процессе повествования? Или такого уже не должно быть в литературе 21 века? Кстати, а Платонов, к-рого Вы, вроде, так любите - подробник или нет? Кроме того, я заметил, что деление писателей на "подробников" и "неп-в" соответствует тинейджерскому восприятию лит-ры. Я, кстати, видел в одном журнале комикс, полностью излагающий сожет "Анны Карениной". Он занимал 4 страницы, Анна была нарисована в виде Изабели Аждани, Вронский - в виде Дж. Траволты, Каренин - в виде Брюса Виллиса. Так что рисуйте комиксы, ДД, их читать быстрей всего." или здесь http://teneta.rinet.ru/2001/america/CAM/ar21Aug795058.991098268616805.html Что же касается прозы, то, как сказал старик Фолкнер (в некотором приближении, кстати, идеал писателя для меня), если писатель слишком заботится о стиле, от него самого в итоге ничего, кроме стиля, не останется. И он был прав, классичный пример - Набоков. А про самого себя Ф-р говорил "я всего лишь стори теллер. мое дело - рассказать историю наилучшим образом". У Ф-ра и поток сознания, и разорванность сюжета подчинены интегральной задаче, а не являются самоцелью, как у Джойса-гиперграфомана. Откройте секрет, ДД, что Вы читали из Пола Корри, чтобы его отнести к "подробникам"? Весьма странное деление, вообще говоря. Похоже на позицию тинейджера, к-рый любит комиксы и не читает книжек без картинок. Еще Вы, видимо, принимаете литературу за вид спорта - "подробники проиграли" и тд. А Вам не приходило в голову, что описываемые предметы могут быть, ну, символами, например, или стать ими в процессе повествования? Или такого уже не должно быть в литературе 21 века? Кстати, а Платонов, к-рого Вы, вроде, так любите - подробник или нет?"
|
|
С интересом прочел Вашу статью. Но это - только подход к теме. Понятно, что секрет воздействия комикса на читателей - не только в том, что это картинки, выстроенные в событийный ряд. Каким требованиям читательского восприятия должна отвечать картинка из комикса? Почему ни кадр из фильма, ни даже кадр из рисованного мультфильма не может быть просто перенесен на бумагу и стать картинкой из комикса? В чем здесь секрет? Вы -практик, Вам и карты в руки. Поразмышляйте.
|
|
|
|
Осмелюсь процитировать фрагмент Вашего сообщения: "Аргумент в защиту комиксов "люди спокойно приемлют массу других суррогатов и профанаций" совершенно великолепен!" Господин Жилинский прав. Вспомним, к примеру, современную русскую поэзию или гнусную эстрадную "попсу" (как теперь принято изъясняться).
|
|
|
|
|
|
|
А иначе (сиречь: по-вашему) получается, что нет никакой разницы между Фриске и Нетребко... Ничего такого у Жилинского не получается.
|