|
|
Трейтор Михаил. |
|
"Вольный стрелок…" - повесть о настоящем солдате, каким, видимо, он должен быть в наше противоречивое время. Сверхзадача солдата - выжить, и он ее вполне выполняет. Кто говорит "выполнить приказ"? - Нет таких приказов в наше время, выполнение которых было бы вопросом чести, нет хотя бы потому, что за спиной, в тылу отцы-командиры приворовывают по мелочи, а пославшее их туда (куда? - на х…) правительство ворует по крупному, щелкоперы-журналисты обливают помоями, остальное население глубоко наплевательски относится к делам военным. Выжить! Только выжить! - такова главная задача современного солдата. Герой рассказа с задачей справляется. Достойно? Какое там достойно?! О каком достоинстве может идти речь в этой армии? Нервный узел, война всех со всеми - вот что такое наша доблестная армия. Дух этой армии невозможно передать литературным художественным языком, отчего и не описали ее нынешние львы толстые, которых автор так ядовито упрекнул со страниц произведения. Кто ни пытался это сделать, у каждого получалась литература, но о другой, какой-то приглаженной армии и о такой же войне (про Афганистан, такие были). Или в результате сочинительства получалась об армии, но не литература, не вполне литература. В это надо окунуться с головой и вобрать в себя целиком, - любая выделенная из общей картины частица лжива, ибо лишь часть правды. Что такое "Вольный стрелок…"? Литература ли? - Не уверен. О чем, собственно, речь? Парень исповедует экзистенциализм в его самых непосредственных проявлениях, а его зовут Родину защищать. Да нет же, нет никакой идеи, стоящей служения ей. Ее нет не потому, что я так считаю, а потому, что никто в стране до самых верхов даже не почесался сформулировать фундаментальную идею (не идеологию целиком, а главненькое), куда мы идет и чего мы хотим. И служить нечему, только и остается, что жизнь прожигать в пьянках и в разврате. А что еще может делать русский человек, когда его не зовут на великое? Только это и может. "Москва - третий Рим…", империю на всю Евразию создавать, ракеты в космос запускать, а нет этого, - только водка остается, что ж еще? Так что же, теперь всем в плен сдаваться? Герой-то не хотел (вроде бы) да попал. А если бы и хотел сдаться, то это мало чего меняет. Пусть будет так: вынужденно сдается врагам во здравом уме, а не в бессознательном состоянии, как нам предлагает автор, что этому солдаты представляется естественным, ибо что может быть дурней "своих" командиров и старослужащих "товарищей" по батальону, от которых лютой смерти можно было бы ожидать скорее, чем от военного противника. А противник-то вообще бандит! От обратно спасается к "своим", ведь смысл жизни в том, чтобы жить! Язык рассказа ужасный! Безобразный язык! А иным о том не напишешь, правдиво не напишешь, темы не раскроешь. Это так. И знаки препинания все по местам расставлены, как положено. (А то, знаете, бывает, что под видом авангардной литературы просто пишет безграмотно, не уважая русский язык.) Жаль только, что не предложишь почитать рассказ многим, очень многим знакомым, - язык (мой личный язык во рту) не повернется предложить в культурном обществе. Законы жанра, батенька, нужно соблюдать, это вам не правила дорожного движения! Хоть это вышел и единственно возможный адекватный язык, хоть мне лично даже и понравилось, как правдиво передан специфический армейский дух, но в копилку русской словесности "Вольный стрелок…" положен быть не может. Впрочем, я все это написал под влиянием рассказа, который, как было сказано, мне понравился. А потом вспомнил про Сергей Каледина, про "Стойбат" и решил, что можно все-таки литературным русским языком раскрывать подобные темы, надо стараться писать русским языком, ведь и Толстой на войне был, и Астафьев и многие другие.Текст повести взят с адреса: |