|
|
Шапко Владимир. |
|
Берегите запретную зонку. (Статья Павла Валерьевича Басинского) На мой вкус, проза Владимира Шапко даже слишком стилистически роскошна, избыточна. Иногда он нанизывает сравнения, как мясо на шампур. От бесконечных "как" и "словно" начинает рябить в глазах: "Запекшийся сосок Нелька удерживала меж двух пальцев как удерживают меж пальцев обжигающий дымящийся огрызок сигары. Вздрагивала от боли, когда Павлик прихватывал посильнее, но постепенно боль успокаивалась, текла где-то рядом, словно вскрытая из вены, пущенная в горячую воду ванны кровь..." "Тополь блистал. Не смотря ни на что. Был невероятен в своем обличии. Как пропившийся вельможа в ободранном золотом камзоле..." "Большой нос его тоже добро пошмыгивал, а волоски на голове походили на проволочные загнутые машины. Как если бы ими сено в деревне сгребать. На лошади..." "Марка молчал. Он ощущал себя так. Он как будто навалил кучу, а на нее слетелись мухи. Зеленые мухи. А он стоит рядом и наблюдает..." "Сквер был подстрижен под бобрик. Как чай..." "А поздно вечером над остывающим закатом позади темного притихшего барака - почти во весь горизонт протянулся дымный, словно бы издохший крокодил. Кирпичные трубы под ним казались мелкими, игрушечными. И как обкурившаяся яга с беспомощной везущейся метлой, сквозь дым тащилась в противоположной стороне обдуренная луна..." И это всего на нескольких страницах. И это далеко не все. И ведь не скажешь, что плохо. Напротив - смачно, вкусно, талантливо! Каждое сравнение замечательно "маринуется", но при этом "рассолом", к сожалению, оказывается весь остальной текст. Так получается... И все-таки метафорическая избыточность прозы Владимира Шапко с лихвой искупается мощным ощущением художественно состоятельного и даже самоценного мира, который уверенной рукой сотворяет автор. Притом мир этот не вымышленный, не сочиненный и не составленный из обрывков каких-то жизненных впечатлений. Нет, это очень цельный и органичный мир Окраины Великой Империи, которая вся была (и пока еще остается) одной громадной Окраиной с экзистенциально одиноким своим центром в виде города Москвы. (Владимир Шапко. Берегите запретную зонку. "Волга", Саратов, 1998) Юная жизнь Марки Тюкова В романе "Юная жизнь Марки Тюкова" (вернее было бы назвать это произведение скромнее - повестью) показан мир детства поселкового мальчика, живущего со своей доброй, но шалапутной матерью и без отца. Отец ("дядя Папа") иногда возникает на горизонте, и этот эпизодический вроде бы образ можно признать одной из главных художественных находок прозаика: "Новый выходной костюм Филиппа Петровича в пожарном длинном рукаве имел вид тарантула. Ноги в белых носках и моксинах походили на перебинтованные кирки. Филипп Петрович был сельский интеллигент. Он был зоотехник. Шляпа, понятное дело. Галстук как вожжи... И вот приехал, что называется... Встретили... "Дядя Папа!" Впрочем, в романе Шапко почти все персонажи сами по себе и в отдельности - великолепны. Мало того, что они мгновенно узнаваемы (это еще не великое достижение); но за каждой такой "узнаваемостью" автор обязательно представляет еще и второе психологическое "дно", что тотчас снимает с его образов налет очерковой поверхностности, которой грешат почти все прозаики, пишущие на провинциальную тему. Скажем, Филипп Петрович - фигура не только забавная, но и глубоко драматическая. За личиной "интеллигента в белых носках" скрывается остро переживающий свою вину перед сыном и в то же время стыдящийся его "на людях" человек. Он смешон, но и трогателен. Он виноват, но и обманут жизнью. Он показан жестко, но не жестоко. И все же проза Шапко не только метафорически, но и физиологически избыточна. Этим она напоминает о советской прозе 20-х годов, которая мне лично - в целостном впечатлении - не нравится, даже неприятна. От большинства страниц Бабеля или Вс. Иванова остается такое чувство, будто писатели застали мир и человека не в конце шестого дня творения, а на каком-то промежуточном этапе, когда мир был еще, грубо говоря, недоделан, когда уже торчали ноги, но еще не было рук и проч. Совершенное творение не различается в своих частях, деталях. Оно являет собой законченный образ, от которого нельзя отщипывать по кусочкам. В прозе Владимира Шапко мир советской Окраины находится не в процессе творения, но в процессе распада, разложения. И вот - тот же художественный результат, что и в "физиологической" прозе 20-х годов, о которой, на примере Вс. Иванова, Евгений Замятин писал: "Чтобы Вс. Иванов много думал - пока не похоже: он больше нюхает. Никто из писателей русских до сих пор не писал столько ноздрями, как Вс. Иванов. Он обнюхивает все без разбору, у него запахи: "штанов, мокрых от пота", "пахнущих мочой Димитриевых рук", псины, гниющего навоза, грибов, льда, мыла, золы, кумыса, табаку, самогона, "людского убожества" - каталог можно продолжать без конца" ("Новая русская проза"). (Впрочем, упрек в "недуманьи" неоснователен. Проза, конечно, требует "мыслей и мыслей", но не явленных прямо, а остающихся как бы за кадром. И тот факт, что проза Вс. Иванова или Владимира Штанько способна вызывать далеко идущие мысли у критика, лучше всего доказывает ее "небездумность". Ее философскую начинку.) В 20-е годы казалось: вот сотворяется Новый Мир. Вот он лепится из крови и грязи и будет преподнесен, как подарочек, будущим поколениям. В прозе Владимира Шапко этот Новый Мир разлагается, потому что оказался нежизнеспособен; забыли в нем сотворить какие-то важные внутренние органы, зато помпезно вылепили фасадную сторону. И странно: все тот же художественный результат! Нет, разумеется не идентичный. Но очень близкий в эстетической плоскости. Почему это так? Почему создание и распад так физиологически похожи, в отличие от рождения и смерти? Вероятно, потому что механистичны. Детали, детали, детали, будто части какой-то громадной машины, которая работала, работала, работала и вдруг - бац! - заскрежетала, стала ломаться, сыпаться. Но еще более странно, что в этом распаде громадной машины тоже, оказывается, есть своя органичность, своя художественная значительность. Энтропия, оказывается, не так кошмарна и безнадежна, как предрекал Конст. Леонтьев. В ней есть своя красота, свои "цветы запоздалые", что блистательно и доказывает проза Владимира Шапко. И эти "цветы" не только его персонажи, странные, искореженные, придурковатые, а все-таки восхитительно живые, но и весь, если угодно, материальный антураж с ароматом его разложения. Оказывается, за советские годы, в железных клещах коммунизма было, тем не менее, накоплено столько жизненной силы, столько запущенной до великолепного безобразия эстетики, что и само разложение стало эстетическим феноменом. Иначе откуда взялась бы такая цветастая проза? Повесть в рассказах "Берегите запретную зонку" о быте семьи крупного казахского начальника (русского) поразительным образом отсылает к усадебной прозе ХIХ века. Не к "Дворянскому гнезду", но, скорее, к "Старосветским помещикам". И понимаешь, что все описывемое гадко, что перед нами не помещик, а коммунистический вассал, глубоко презирающий землю и людей, которыми он правит. А все-таки увлекаешься деталями, психологическими нюансами. Вот интересно читать! По-настоящему же гадко становится именно в конце, когда дочка вассала перебралась в Москву, стала какой-то депутатшей (доносится тонкий запашок перестройки и гласности), берет взятки, но не так, как ее отец - широко, по-барски, с господским хамством и подхалимничаньем зависимых - а мелко-мелко, тихо-тихо - от "лиц кавказской национальности", желающих устроиться в Москве. И замечательная деталь, которая безусловно показывает, что Владимир Шапко художник яркий, незаурядный: в Москве дочка продолжает грызть по вечерам семечки, как в детстве, в отцовской усадьбе. Но если в детстве это делалось смачно, у всех на виду, с грузной шелухой под нижней губою, то теперь - тайно, запершись в комнате и выбрасывая по утрам туго завернутые сверточки с шелухой в мусорный контейнер (опять же у всех на виду, но чтобы никто не догадался). Какая, подумаешь, мелочь! но как она точно отражает психологический слом в персонаже... Нет, Владимир Шапко вовсе не воспевает Империю. Отстраненно взглянув на то, что он описывает, скажем, в романе "Юная жизнь Марки Тюкова" (весь этот барачный смрад, неустроенность, беззащитность человеческая), понимаешь, что так жить нельзя. Но в тоже время понимаешь, что именно так жили. Так, а не как-то иначе. И это, хотим мы того или нет, и есть наше нравственное и эстетическое Отечество. Наши, увы, "Петербургские зимы". Другого Отечества нам не дано. И в обозримых пределах нынче действующих художественных поколений и не будет дано. И пускай символом этого Отечества останется не Медный Всадник, не Адмиралтейская Игла, а всего лишь (см. выше) Издохший Крокодил, но, как писал поэт, "и такой, моя Россия..." И проч. Владимир Шапко. Юная жизнь Марки Тюкова. Роман. "День и ночь," Красноярск 1998) |