Волны-убийцы — это аномально большие и смертельно опасные волны. Они возникают неожиданно как в открытом море, так и на берегу, поэтому грозят всем — гигантским лайнерам, прогулочным яхтам, мореплавателям и отдыхающим на пляжах. Ученые из НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Ефим Пелиновский и Екатерина Диденкулова составили каталог таких явлений в Мировом океане за 2011–2018 годы и определили, где они чаще всего возникают и наносят наибольший урон.
Подробнее — в материале IQ.HSE. Об огромных 30-метровых волнах, которые внезапно могут обрушиться на судно и потопить его, моряки рассказывали с давних пор. Но эти заявления мало кто воспринимал всерьез: морякам и рыбакам свойственно преувеличивать, да и в существование таких волн сложно поверить.
Зафиксировать явление документально удалось в 1980 году нефтяному танкеру Esso Languedoc, который шел из Дурбана в ЮАР. Спустя два года от волны-монстра пострадала самая на тот момент большая и современная нефтяная платформа Ocean Ranger. Сооружение длиной 121 метр, высотой 103 метра (как 35-этажный дом), с 20 якорями по 20 тонн было уничтожено 14 февраля 1982 года. 27-метровая стена воды выдавила окна центра управления, стабилизирующие системы вышли из строя, платформа перевернулась, все 84 рабочих погибли.
Через 13 лет атака на другую платформу — «Дропнер» в Северном море — стала исторической. Тогда, 1 января 1995 года, удар волны с амплитудой 26 метров впервые зарегистрировали с помощью приборов. Существование волн-убийц было признано научной общественностью, начались исследования.
Считалось, что 30-метровые гиганты появляются редко, раз в 10 000 лет. Однако в начале 2000-х эту теорию опровергли. Европейское космическое агентство в рамках проекта MaxWave запустило два искусственных спутника для мониторинга поверхности океана. Данные спутников поражали воображение: всего за три недели в разных районах земного шара удалось увидеть более 10 одиночных волн, высота которых превышала 25 метров.
Со временем волны-убийцы регистрировались все чаще. Естественно, возникла необходимость систематизировать данные. Свидетельства очевидцев 1498–2007 годов собрали в Национальном управлении океанических и атмосферных исследований США. В следующей работе были упорядочены события 2013 года, а в статье российских исследователей проанализированы случаи 2005-го.
Каталог по всему Мировому океану был создан для 2006–2010 годов. После этого появлялись более узкие — для конкретного года или акватории. Работу в глобальном масштабе продолжили Ефим Пелиновский и Екатерина Диденкулова, систематизировавшие случаи в Мировом океане с 2011 по 2018 год.
«Собранные данные, — рассказывает один из авторов статьи, старший научный сотрудник Лаборатории топологических методов в динамике НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Екатерина Диденкулова, — это не прямые измерения, а зачастую свидетельства очевидцев, но события полностью подходят под критерии волн-убийц: высота, внезапность и нанесение ущерба».
В составленный учеными каталог вошли 210 случаев. Все волны были разделены на глубоководные — имевшие место на глубине более 50 метров, мелководные (менее 50 метров) и прибрежные — внезапный накат на берег, смывавший людей и береговые постройки. Число волн каждый год было стабильным — от 20 до 30. Значительно чаще фиксировались прибрежные — 120 (57 процентов) за весь период.
Частые инциденты на берегу авторы исследования объясняют «большой плотностью населения в прибрежных районах и активным использованием берегов, где вероятность встречи с волной-убийцей выше, чем на глубокой воде». Но на глубокой воде люди чаще расставались с жизнью. В 2011–2018 годах на такие случаи пришлось около половины всех смертей. Всего же за этот период было зафиксировано 210 «нападений».
Каталог, основанный на свидетельствах очевидцев, а не на прямых измерениях, является приближенным, признают исследователи. Однако такая статистика проливает свет не только на особенности самого явления, но и на наиболее опасные акватории Мирового океана.
Места, где волны-убийцы возникали и наносили ущерб, ученые отметили на карте. В лидерах оказались побережья Соединенных Штатов Америки, Карибское море, Европа, Австралия и Новая Зеландия.
На некоторых территориях (например, Латинская Америка или Гренландия) в 2011–2018 годах меток нет. Основная причина — малая плотность населения и океанского трафика, поясняет Екатерина Диденкулова. «В Гренландии просто слишком мало свидетелей, люди там не отдыхают на пляжах, да и трафика почти нет, поэтому нет и разрушений. В Латинской Америке пляжей как раз много. И люди, очевидно, гибнут. Просто эта информация значительно меньше попадает в прессу, а если и попадает, то не на английском языке, на котором велся наш поиск», — отмечает она.
Среди территорий, незнакомых с волнами-убийцами, и северное побережье России, что, опять же, связано с малым трафиком судов, небольшим населением и ледяным покровом морской поверхности в зимние месяцы. Эти же факторы определяют и российскую ситуацию в целом: несмотря на обширные морские границы, столкновений с водными монстрами не так много. Как правило, волны-убийцы регистрируются в Черном и Охотском морях, у берегов Сахалина и Камчатки.
По информации https://naked-science.ru/article/column/v-niu-vshe-sostavili-katalog-voln-ubijts
Обозрение "Terra & Comp".