Передача коллективного знания от одного поколения к другому — отличительный признак культуры, который позволяет животным быстро адаптироваться к меняющейся среде обитания. Эту способность зоологи отмечали у млекопитающих и птиц, а теперь впервые задокументировали у насекомых.
Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили свидетельства наличия у медоносных пчел социального научения. Оказывается, так называемый «виляющий танец», с помощью которого пчелы передают информацию о местонахождении важных ресурсов, насекомые могут помогать друг другу разучивать. Исследование демонстрирует важность обучения социальным сигналам на одном из самых сложных примеров пространственной коммуникации в животном мире.
«Мы начинаем понимать, что, как и мы, животные могут передавать потомству важную для выживания информацию внутри сообществ и семей. Наше новое исследование показывает, что теперь мы можем расширить социальное научение, включив в него насекомых», — сказал профессор биологии Джеймс Ние.
Медоносные пчелы — социальные насекомые с высоко организованной структурой сообществ — помогают обеспечить выживание колонии, передавая информацию об источниках пищи через виляющий танец, во время которого они летают восьмерками и двигают брюшком. Эти танцы, которые выполняются с большой скоростью, сообщают улью сведения об окружающей среде, расположении солнца на небе, направлении и даже качестве источников пищи.
Энтомологи поставили эксперимент по изучению передачи информации от более опытных к более юным пчелам. Для этого они нарушили естественный процесс обучения. Поскольку пчелы начинают танцевать при достижении определенного возраста, ученые построили колонии, в которых молодые пчелы не могли наблюдать или следовать за опытными. В результате такие пчелы двигались намного беспорядочнее и хуже передавали информацию, чем контрольная группа, которая могла свободно наблюдать за старшими товарищами и копировать их танцы.
Кроме того, те пчелы, которые с юности не научились правильному танцу, сумели впоследствии постепенно улучшить свои движения путем наблюдения и практики. Тем не менее, полностью влиться в коллектив они уже не могли, потому что не были в состоянии корректно передавать сведения о расстоянии. Другими словами, они как будто создали собственный диалект, который плохо понимали остальные, и не могли переучиться.
В 2017 году британские ученые выяснили, что мозг шмелей устроен сложнее, чем казалось, и ради вознаграждения они способны закатывать шарики в лунки. Прошлогоднее исследование той же команды в области энтомологии показывает, что эти насекомые могут играть с мячами просто так, без награды, ради удовольствия.
По информации https://hightech.plus/2023/03/12/v-tance-pchel-uchenie-obnaruzhili-kompleksnii-priznak-kulturi
Обозрение "Terra & Comp".