Результаты многочисленных лабораторных анализов минералов, найденных в образцах из Антарктиды, могут дать ученым лучшее понимание поверхностной и подземной среды Марса и указать местоположение потенциально пригодных для жизни подземных районов, сообщает научный сотрудник Института планетологии Элизабет К. Склют.
Джил Микуки из Университета Теннесси в Ноксвилле собирала образцы морской воды в водопаде Блад Фоллс на конечной точке ледника Тейлор, Антарктида. Она вытекает из подземного водоема, который был изолирован, возможно, в течение тысяч лет. Поток морской воды откладывает материал, который является поверхностным проявлением подземной среды, в ней процветает сообщество микроорганизмов. Изначально была вода, но со временем отложения на поверхности краснеют, что и дало название Blood Falls (Кровавый водопад). Образцы были дополнительно охарактеризованы с помощью микрозонда и оптической эмиссионной спектроскопии с индуктивно связанной плазмой для химического анализа, а также рентгеновской дифракции, сканирующей электронной микроскопии и просвечивающей электронной микроскопии для анализа минералогии, кристаллографии и химии.
«Мы берем каждый из этих маленьких кусочков информации и склеиваем их вместе, чтобы сформировать целостное изображение, потому что один метод может действительно хорошо сказать вам, есть ли там определенные вещи, а другой может полностью пропустить что-то, просто потому, что связи или атомы не реагируют на такие энергии», - объясняют учёные.
«Комбинируя эти методы, мы определили подробный минералогический состав такого аналога Марса и узнали, что месторождение состоит в основном из карбонатов, а красный цвет Кровавого водопада обусловлен окислением растворенных ионов железа (Fe2+) под воздействием воздуха, вероятно, в сочетании с другими ионами. Вместо того чтобы образовывать железистые (Fe3+) минералы, что обычно происходит на Земле, морская вода превращается в аморфные (без дальнодействующей структуры) наносферы, содержащие железо и множество других элементов, таких как хлор и натрий. Аморфные материалы были обнаружены повсеместно в кратере Гейл на Марсе марсоходом Curiosity», - сказала Склют. «На сегодняшний день мы не смогли определить, из чего состоит аморфный материал на Марсе. Обнаружение нечто похожего в естественной среде на Земле очень интересно. Мы не говорим, что это биосигнатура, потому что она производится не микробами, а скорее химией, в которой живут микробы. Однако это дает нам ключ к разгадке, где искать другой замерзший мир», - сообщила Склют.
По информации https://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=20220626095126
Обозрение "Terra & Comp".