В 1980-х годах астрономы обнаружили в звездообразующей туманности Ориона нечто необычное: струи плотного молекулярного газа, движущиеся со скоростью в космосе. Когда эти косы были нанесены на карту, казалось, что они исходят из одной точки
С тех пор молекулярные оттоки были обнаружены во многих областях звездообразования. Считается, что они играют важную роль в формировании звезд с малой массой, унося избыточный угловой момент, который в противном случае заставил бы молодые звезды вращаться в небытие.
Однако отток Ориона был единственным в своем роде. Молекулярные оттоки у маломассивных звезд биполярны; то есть их всего двое, стреляющих в разные стороны. Источники в Орионе были гораздо более многочисленными, и они также были обнаружены в регионе, где формируются гораздо более массивные звезды – более чем в 10 раз превышающие массу Солнца.
Чтобы попытаться узнать больше об этом явлении, группа астрономов во главе с Луисом Сапатой из Национального автономного университета Мексики решила повернуть один из наших самых мощных радиотелескопов, Большую миллиметровую/субмиллиметровую решетку Атакамы (ALMA), на известном массиве звездный питомник.
Астрономам удалось идентифицировать 34 молекулярных стримера, летящих в радиальном направлении от сердца облака и ускоряющихся наружу. Исходя из их скорости до 130 километров в секунду, возраст этих потоков составляет около 1000 лет, и какой бы взрыв ни вызвал их, произошло это около тысячелетия назад.
Они не такие мощные, как оттоки, которые можно было бы ожидать от взрыва сверхновой, который происходит при смерти массивной звезды. Вдобавок, как также было замечено в случае с Орионом, в центре не было звезды – только область ионизированного газа, возможно, результат нагрева во время взрыва.
Если бы была звезда (или несколько звезд), связанная с событием, вызвавшим отток, она могла быть выброшена из региона.
Поскольку массивные звезды всегда образуются в скоплениях, такие взаимодействия, возможно, довольно распространены, что, в свою очередь, может пролить свет на формирование массивных звезд. Если бы две протозвезды слились воедино, они, вероятно, превратились бы в одну гораздо более крупную звезду.
Основываясь на оттоке Ориона, оттоке G5.89 и предельном обнаружении того, что могло быть аналогичным оттоком в области звездообразования, известной как DR-21, команда оценивает, что эти события происходят каждые 130 лет или около того. Это очень близко к расчетной скорости взрывов сверхновых.
Непредсказуемость этих событий и короткая продолжительность фазы оттока могут затруднить их поиск; но теперь, когда мы знаем, что искать и как, астрономы могут составить каталог событий такого рода. В свою очередь, это поможет нам понять, почему они происходят. Исследование было опубликовано в The Astrophysical Journal Letters.
По информации https://glas.ru/science/80614-na-kartu-nanesli-vpechatljajuschie-uskorjajuschiesja-istechenija-zvezdnogo-vzryva.html
Обозрение "Terra & Comp".