Умер Артур Давидович Чернин - большой учёный-космолог и талантливый популяризатор науки.
Познакомился я с ним ещё будучи аспирантом, а он уже был известным теоретиком, который решил проблему возникновения вращения галактик во Вселенной, в которой не было никакого начального момента вращения. Приезжал из Ленинграда "с докладами и без" на знаменитые ОАСы и помню как они с Зельдовичем в перерывах между отделениями беседовали на самом знаменитом месте ГАИШа (которое сейчас порушено), в центре холла перед конференц-залом (в те времена стояли четыре кресла вокруг маленького столика). Зельдович был "нарасхват", и получить такую аудиенцию где он сиживал с Сахаровым, Гинзбургом, Чандрасекаром было нелегко. Второй важнейший результат, неоценённый не нашими космологами, ни зарубежной релятивистской элитой - это обнаружение (совместно с Игорем Дмитриевичем Караченцевым) тёмной энергии, не вдали на космологических расстояниях как это сделали лауреаты нобелевской премии, а здесь, под боком у Млечного Пути - на расстояниях в 1000 раз меньше размера Вселенной. Потом уже, когда он перебрался в ГАИШ, между нами возникла взаимная личная симпатия. Мне импонировали в нём, удивительная скромность, и принципиальная железная упёртость в научных вопросах. Ему удалось перевернуть общепринятый физический смысл постоянной Хаббла. Ведь как-то меня осенило и я забежал к нему на второй этаж и воскликнул - ведь Хаббл открыл тёмную энергию! А Чернин, дружественно улыбнулся и радостно сказал: конечно. А уж потом я вспомнил, что именно это он и пытался мне несколько раз объяснить. Третья важная и фундаментальная вещь, это его "теорема" о равенстве наблюдаемых констант Фридмана нашей Вселенной. Почему энергия расширения Вселенной оказалось сейчас равной энергия вакуума. Антропный принцип? Неизвестно. Не скоро ещё будет понята эта теорема.
Его тёплое отношение сильно помогало мне в последние десятилетия. Ведь он был очень талантливым популяризатором. Достаточно сказать, что его имя было среди авторов лучшей в мире "научпоповской" серии "Библиотечка Квант". Книги этой серии издавались, невероятными для любой другой страны, тиражами и там были представлены все науки СССР. Как-то, он узнал о статье команды МАСТЕР по сверхновым Ia, опубликованной с поддержкой идеи их использования для выяснения судьбы Вселенной, и предложил мне написать в соавторстве статью о Нобелевской премии за открытие ускоренного расширения Вселенной.
Счастлив, что был лично знаком с Артуром Давидовичем Черниным.
Нас развёл карантин, и мои мечты, что мы опять вернёмся, и снова обсудим всё ли тут во Вселенной в порядке, и не хочет ли выступить на нашем семинаре ОСА...
Нет уж, теперь стало на одного понимающего Вселенную человека в этой непознанной Вселенной меньше.
Горюю без него. Мои соболезнования близким.
Посмотрите на Чернина в этом ролике о другом русском учёном Георгие Гамове: