Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Праздник Нового года в России пусть и не синонимичен Рождеству, но все же неотрывно связан с его празднованием. А Рождество, в свою очередь, не может обходиться без упоминания даров ― библейские волхвы, следуя за Вифлеемской звездой, были первыми, кто принес их новорожденному Иисусу. Но традиция дарения, конечно же, куда старше христианства и праздника Нового года. Более того: идея подарка, скорее всего, старше самого человечества.
Что такое подарок? Чаще всего это некая материальная ценность, вещь, которую даритель отдает кому-то безвозмездно. Отсюда и связь между словами «дар» и «даром», то есть «бесплатно». Если попытаться подойти к концепции подарка строго рационально, меркантильно, она вызовет одни лишь вопросы. Зачем отдавать что-то полезное, если можно оставить это у себя? Ответ: потому что человек ― социальное существо.
В животном мире тоже существуют «подарки». Самцы птиц приносят самкам еду или безделушки, дельфины делятся «красивыми» водорослями, а шимпанзе и бонобо, с которыми мы имеем 98% общих генов, позволяют другим обезьянам брать их добычу. И во всех этих случаях дары почти неотрывно связаны с идеей ухаживания. Зная это, можно сделать вывод: в самом первобытном смысле подарок вовсе не считается чем-то безвозмездным.
В животном мире даритель ожидает от одариваемого ответной услуги. При этом в случае с брачными подарками подношение также призвано выставить дарителя в лучшем свете. Птицы-шалашники из семейства воробьиных строят из камней, палок и косточек гнезда, соревнуясь друг с другом, ― чье гнездо окажется привлекательнее, того и выберет самка.
Таким образом, у подарка появляются сразу несколько функций. Во-первых, это способ установить социальный контакт. Во-вторых, это метод обмена материальной ценности на некое материальное или нематериальное благо. Дар позволяет заслужить чье-то расположение, уважение, симпатию. И, наконец, подарок ― это демонстрация богатства дарителя, его собственного благополучия. Все эти функции из мира животного перекочевали и в мир человеческий.
Еще до того, как появился бартер и уж тем более рыночная экономика, существовал обмен подарками. При этом в роли даров до сих пор могут выступать не только вещи, но и нематериальные ценности: песни, сказки, внимание, статус, власть. До сих пор у некоторых народов Африки, Полинезии и аборигенов Австралии подарок — единственный способ контакта для двух разных социальных групп. Некоторые категории родственников, например зять и теща, не имеют права общаться друг с другом, но обязаны обмениваться дарами.
Сложные социальные конструкты, созданные человеком, добавили подарку еще одну функцию — религиозную, хотя на деле это все тот же обмен «услуга за услугу». Этот механизм лежит в основе жертвоприношений и подаяний. Принося жертву, мы ставим в зависимое положение божество, которое, будучи обязанным возместить, одарит человека удачей или благодатью.
Примечательно, что процесс дарения приносит людям в среднем больше радости, чем процесс получения подарка. Связано это с работой механизма гедонистической адаптации — обычно чем чаще человек испытывает один и тот же тип удовлетворения, тем более и более блеклым становится ощущение счастья. Но радость от дарения подарка подвержена этому механизму куда в меньшей степени.
«Существует несколько психологических причин, объясняющих, почему нам нравится дарить подарки. Во-первых, это потребность в аффилиации. То есть мы стремимся создавать теплые, доверительные, эмоционально значимые отношения с другими людьми. И приобретение подарка для другого — это шаг навстречу в построении таких отношений, стремление сблизиться с человеком. Поэтому подарки чаще покупают близким и значимым людям своего окружения», — рассказала доцент кафедры общей и социальной психологии УрФУ Любовь Викторовна Оконечникова.
Ученые также объясняют эти положительные эмоции тем, что дарение помогает поддерживать нашу репутацию и укреплять социальные связи. Кроме того, жертвуя что-то в пользу другого, даритель в меньшей степени склонен сравнивать этот поступок с предыдущими аналогичными. Таким образом, дарение воспринимается как уникальное событие, приносящее счастье. В случае с получением подарка или, например, зарплаты человек чаще сравнивает это событие с предыдущим опытом, что снижает удовольствие.
«Взаимный обмен может проявляться и на эмоциональном уровне. Подарок — новая вещь, которая вызывает спектр положительных эмоций, таких как радость, восторг, удивление, у того, кому дарят, и в процессе дарения, согласно взаимному обмену, возвращаются тому, кто дарит. Желание пережить положительные эмоции с близкими нам людьми подталкивает нас к выбору подарка», — заключила психолог.
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)