На протяжении большей части истории астрономии мы могли видеть только звезды. Мы могли видеть их индивидуально, в скоплениях, в туманностях и в нечетких сгустках, которые мы считали скоплениями звезд, но на самом деле были галактиками. Дело в том, что большую часть того, что находится снаружи, увидеть гораздо труднее, чем звезды и галактики. Это газ.
Теперь, когда астрономы могут видеть газ лучше, чем когда-либо, мы можем увидеть, как галактики вдыхают и выдыхают его. Когда они перестают им дышать, звезды перестают образовываться.
На заре существования Вселенной все было газом. Не было ни звезд, ни галактик. Перенесемся примерно на 13,5 миллиардов лет вперед, и мы увидим галактики и их звезды практически везде, куда бы мы ни посмотрели. Но подавляющее большинство материи в галактике по-прежнему представляет собой газ.
Газ есть везде. Когда оно находится в пространстве между галактиками, мы называем его межгалактической средой. Когда газ тесно окружает галактику, мы называем его окологалактическим газом. Между ними нет барьера, это просто названия, которые астрономы используют, чтобы о них говорить.
Астрономы начинают понимать поток газа между галактикой, ее окологалактической средой и межгалактической средой. Поток регулирует звездообразование, и когда этот поток прекращается, галактика перестает дышать.
Звезды, гравитация, температура и плотность газа — все это играет роль в дыхании галактик. Когда Вселенная зародилась, газ собрался в галактиках и образовал звезды. Когда звезды умирают, особенно в виде сверхновых, они выбрасывают газ обратно. В этот момент газ относительно горячий, диффузный и сопротивляется уплотнению.
Но когда газ покидает галактику, он остывает. По мере охлаждения ее плотность увеличивается, и гравитация галактики может сильнее схватить ее. Затем газ втягивается обратно в галактику, где он может снова выпасть из облаков, образуя звезды. Именно так газ перерабатывается или выдыхается в галактиках и из них.
Астрономы не знали об этом галактическом дыхании до 1960-х годов, когда они смогли наблюдать свет от далеких квазаров, путешествующий через весь этот газ. Теперь у астрономов есть лучшие инструменты, чтобы увидеть этот газ, и их понимание растет.
CGM представляет собой гораздо меньшую область, чем IGM, и к тому же гораздо более слабую. Однако регион играет жизненно важную роль в переработке отходов. «CGM является источником звездообразующего топлива в галактике, местом галактической обратной связи и переработки и, возможно, ключевым регулятором поставок галактического газа», — говорят эксперты.
Астрономы, изучающие CGM, нашли убедительные доказательства существования галактик. Это результат изучения отдельных газовых облаков за пределами галактик. Некоторые из этих газовых облаков имеют более высокую металличность, чем другие облака. Только звезды могут создавать металлы, поэтому облако газа с более высокой металличностью должно быть оттоком газа, пришедшим от звезд. Газ с высокой металличностью — это выдыхаемый газ, который уже был в галактике, но был вытеснен наружу.
По информации https://planet-today.ru/novosti/nauka/item/159116-galaktiki-dyshat-gazom-a-kogda-oni-ostanavlivayutsya-zvezdy-bolshe-ne-obrazuyutsya