За последние 20 лет резко возрос риск смертельных волн жары. В будущем такие экстремальные погодные условия станут более частыми, а избыточная смертность, связанная с жарой, увеличится. Европа пострадает особенно, как показывают исследователи ETH Zurich.
Волны жары, подобные тем, которые мы переживаем сейчас, особенно смертельны для пожилых, больных и бедных. Волна жары 2003 года, когда температура в Европе достигла 47,5°C, стала одним из самых страшных стихийных бедствий последних десятилетий, унеся, по оценкам, от 45 000 до 70 000 жертв в течение нескольких недель. Горели леса, на полях засыхал урожай, а отделения скорой помощи в городах были переполнены.
В глобальном масштабе затраты составили около 13 миллиардов долларов США. Тем не менее, общественность по-прежнему меньше осведомлена о рисках волн жары, чем о других экстремальных явлениях, связанных с климатом. Это проблема, как указывает исследование, опубликованное в журнале Nature Communications. Волны жары, подобные той, которую мы наблюдали в 2003 году, могут стать новой нормой в ближайшие годы.
Исследователи из Института экологических решений при ETH Zurich сотрудничали в исследовании с международной группой эпидемиологов. С 2013 года они систематически собирают данные о ежедневной повышенной смертности, связанной с жарой, для 748 городов и населенных пунктов в 47 странах Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, США и Канады.
Исследователи использовали этот набор данных для расчета взаимосвязи между среднесуточной температурой и смертностью для всех 748 мест. Исходя из этого, они смогли установить идеальную температуру для каждого места, где избыточная смертность минимальна. Например, в Бангкоке это значение составляет 30°C, в Сан-Паулу 23°C, в Париже 21°C и в Цюрихе 18°C.
Каждая десятая часть градуса выше этого идеального значения увеличивает избыточную смертность. «Не все тепло одинаково», — объясняет Сэмюэл Люти, ведущий автор исследования и аспирант Дэвида Бреша, профессора погодных и климатических рисков. «Одна и та же температура оказывает совершенно разное влияние на повышенную смертность, связанную с жарой, среди населения Афин и Цюриха».
Это зависит не только от температуры, но и от физиологии (акклиматизация), поведения (длительные сиесты в середине дня), городского планирования (зеленые насаждения против бетона), демографической структуры населения и местной системы здравоохранения. .
Используя это идеальное значение, исследователи рассчитали, как будет развиваться избыточная смертность при среднем глобальном повышении температуры на 0,7° (значение 2000 года), 1,2° (значение 2020 года), 1,5° и 2°. Они использовали пять особенно мощных климатических моделей, известных как SMILE (большие ансамбли с одной моделью начального состояния).
«Мы запускали одну и ту же модель до 84 раз, при этом каждый раунд немного отличались погодные условия. Это дало нам множество возможных погодных систем, которые могут возникнуть при наличии определенного количества CO 2 в атмосфере», — объясняет Люти. Затем исследователи объединили эти данные с эпидемиологической моделью, чтобы рассчитать соответствующую смертность от жары.
Предыдущие прогнозы смертности, связанной с жарой, в основном основывались на расчетах, в которых использовалась одна климатическая модель за определенный период времени. «Наш метод позволяет нам гораздо более эффективно оценивать экстремальные явления в климатической системе и уменьшать неопределенности, возникающие из-за особенностей определенных моделей». Используя суперкомпьютеры, Люти рассчитал влияние физически возможных погодных явлений за более чем 7000 лет на смертность, связанную с жарой. Соответствующий набор данных имеет размер более 1 терабайта.
По информации https://planet-today.ru/novosti/nauka/item/158209-nature-volny-tepla-stanovyatsya-vse-bolee-chastymi-i-smertonosnymi