Родившийся в 1861 г. в Норвегии исследователь Фритьоф Нансен был известным полярным исследователем, ученым и дипломатом. Среди его многочисленных достижений была попытка достичь Северного полюса на корабле «Фрам» в 1893 г.
История путешествия Нансена на «Фраме» началась в то время, когда Северный полюс еще не был достигнут и преобладало мнение, что добраться до него возможно, только путешествуя по замерзшему Северному Ледовитому океану. Нансен же был убежден, что это не так и ледяная шапка постоянно находится в движении, дрейфуя по океану. Исследователь предположил, что существует морское транспортное течение, проходящее от района Берингова пролива через околополюсное пространство в Гренландию. И, согласно его расчетам, ледовые массы перемещаются от Новосибирских островов до Гренландии за 700 суток. 18 февраля 1890 г. на заседании только что основанного Норвежского географического общества он сказал: «Бесполезно идти, как это делали прежние экспедиции, против течения, мы должны поискать, не найдется ли течения попутного». Так было принято решение собрать экспедицию.
Идея встретила суровую критику. Эксперты не ставили под сомнение теоретические аргументы Нансена, но заявляли, что практическая реализация плана невозможна. Ведущий американский полярник Адольф Грили назвал намерения Нансена «бессмысленным проектом самоубийства».
Но Нансена это не остановило. Чтобы осуществить задуманное, он спроектировал и построил специально адаптированное для плавания по льду судно «Фрам», которое должно было не только противостоять экстремальным условиям Арктики и выдерживать давление льда, но и дрейфовать вместе с ледяной шапкой через океан. Оно было построено с закругленным корпусом, чтобы давление льдов выжимало корпус на поверхность. По словам Нансена, судно могло «выскользнуть, как угорь, из объятий льда».
Из 600 добровольцев в северную экспедицию были приглашены 12 норвежцев. Заместителем и капитаном корабля Нансен выбрал Отто Свердрупа. К команде присоединились опытные моряки: Теодор Якобсон, Сигурд Скотт Хансен, Хенрик Блессинг (врач), Ялмар Йохансен, Адольф Джоуль, Ивар Могстад, Антон Амундсен, Ларс Петерсен, Питер Хенриксен, Бернхард Нордаль и Бернт Бенцен.
Экспедиция началась в 1893 г., когда «Фрам» отплыл из Норвегии. Следующие три года корабль с командой будут дрейфовать через Северный Ледовитый океан, проходя массу испытаний.
С самого начала путешествие было изнурительным: команда долгое время выдерживала сильный холод, темноту и изоляцию. Фритьоф Нансен даже заболел депрессией. В январе 1894 г. направление движения дрейфа стало неизменно северным. С учетом низкой скорости Нансен опасался, что, если скорость дрейфа будет постоянной, на пересечение полярного бассейна потребуется пять-шесть лет. К концу лета 1894 г. Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твердо решил отправиться в санный поход.
7 апреля 1895 г. Нансен и спортсмен и опытный лыжник Ялмар Йохансен предприняли смелую попытку — они решили погрузить вещи на сани, запряженные собаками, а сами пойти до Северного полюса на лыжах. Нансен и Йохансен выступили 14 марта 1895 г. на трех нартах. Пеший поход на север оказался чрезвычайно тяжелым: постоянно дули встречные ветры, скрадывая за счет дрейфа льда пройденное расстояние, собаки слабели, и приходилось забивать совсем изможденных и скармливать остальным животным. Нансен и Йохансен неоднократно проваливались сквозь молодой лед, обмораживали пальцы на руках. Температура постоянно держалась между −40° C и −30° C. Когда все собаки погибли и состояние исследователей стало совсем тяжелым, Нансен принял решение прекратить борьбу за полюс: достигнув 86°13′36′′ с.ш., они повернули к мысу Флигели. До Северного полюса оставалось около 400 км.
Обратный путь давался легче, однако приборы путешественников вышли из строя, а последние полученные данные о местонахождении оказались ошибочны. Оставшийся путь пришлось идти без приборов, определяющих время и местоположение. Неточные карты того времени ничем не могли им помочь, оставалось пройти как можно дальше до наступления зимы.
28 августа 1895 г. команда решила остаться на зимовку в неизвестном месте — это был мыс Норвегия в западной части острова Джексона. Они оборудовали землянку для ночлега из моржовых шкур и камней и питались медвежьим и моржовым мясом и салом. Температура в укрытии держалась на уровне 0° C, а полярные лисы расхищали и без того жалкие запасы полярников. И только 27 мая 1896 г. зимовщики продолжили свой путь, рассчитывая добраться до архипелага Шпицберген. Все собаки к тому времени были уже мертвы, поэтому пришлось передвигаться пешком, преодолевая разводья на каяках. Полярникам пришлось еще не раз столкнуться с тяжелыми испытаниями: однажды морж распорол парусиновый борт каяка и Нансен едва не утонул.
По счастливой случайности 17 июня 1896 г. английский полярный исследователь и географ Фредерик Джексон со своей экспедицией проходил через мыс Флора и нашел обессилевших зимовщиков. «С одной стороны стоял европеец в клетчатом английском костюме и высоких сапогах, цивилизованный человек, гладко выбритый и подстриженный, благоухающий душистым мылом, <…> с другой — одетый в грязные лохмотья, перемазанный сажей и ворванью дикарь, с длинными всклокоченными волосами и щетинистой бородой, с лицом настолько почерневшим, что естественный светлый цвет его нигде не проступал…», — описывал Нансен чудесную встречу. Джексон решил, что Нансен и Йохансен — единственные выжившие с судна «Фрам». 26 июля 1896 г. на мыс Флора прибыла яхта Windward, на которой Нансен и Йохансен вернулись в Норвегию, ступив на землю Варде 13 августа. А 20 августа «Фрам» вернулся на родину полным составом.
Экспедиция так и не достигла Северного полюса, но при этом имела оглушительный успех. Нансен доказал, что Северный полюс расположен не на суше и не на постоянном ледяном покрове, а на подвижном, непредсказуемом паковом льду. Инновационный дизайн корабля произвел революцию в исследованиях Арктики. А собранные научные наблюдения внесли большой вклад в понимание Арктического региона. Как выразился председатель Королевского географического общества сэр Клементс Маркем, «норвежская экспедиция разрешила все географические проблемы Арктики». Правила, описывающие скорость и направление дрейфа льда, получили название «правила Нансена» и впоследствии широко использовались в полярных экспедициях XX в.
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)