В последние годы промышленные предприятия по всему миру вступили в ESG-гонку, которая подразумевает совершенствование социальных, экологических и управленческих аспектов деятельности компании. В некотором смысле ESG стало критерием успешности в современном мире. Однако глобальный международный кризис сегодня ставит под сомнение форму и сущность концепции «устойчивого развития». Вместе с сооснователем группы компаний «БиоМикроГели» Андреем Елагиным разбираемся, что такое устойчивое развитие — дань моде или реальное условие конкурентоспособности бизнеса даже в период кризиса.
ESG — это набор инструментов для достижения целей устойчивого развития. Делится на три категории: E — environment (окружающая среда, экология), S — social (социальный аспект, забота о комьюнити) и G — governance (управление).
ESG: быть или не быть?
За последние 10 лет российские компании вложили внушительные инвестиции во внедрение принципов ESG в основу своей деятельности. Аналитики отмечают, что рост инвестиций в повышение экологической, социальной и управленческой эффективности сохранится и в будущем. Несмотря на множество новых вызовов, с которыми сталкиваются сегодня предприятия, 70% из них остаются привержены задачам по устойчивому развитию брендов. Основное объяснение этому явлению — запрос общества и рынка на необходимость соблюдения принципов экологической и социальной ответственности.
71% участников исследования консалтингового центра Edelman готовы отказаться от брендов, которые не заботятся о социальном благе. По данным IDC, миллениалы и зумеры, покупательская способность которых продолжает расти, считают корпоративную социальную ответственность одним из решающих факторов при выборе продуктов.
Также сегодня от бизнеса ожидают не только заботы о своих акционерах и сотрудниках, но и о будущем нашей планеты. Компании уделяют все больше внимания вопросам лояльности и доверия своих потребителей. Как показали последние два года, у компании, которой доверяют, больше шансов выжить в кризис. Чтобы заслужить и сохранить лояльность и доверие, компании направляют ресурсы на создание более качественных продуктов и услуг. По этой же причине бизнесы смещают фокус в сторону социальной ответственности, экологии и благотворительности.
Таким образом, в сложившихся обстоятельствах не просто не снижается, а только возрастает роль качественного корпоративного управления, социальной ответственности бизнеса. Какими бы ни были обстоятельства, экологический и климатический факторы тоже не утрачивают своей важности.
В поддержку нарастающего общественного запроса в силу вступают все более строгие нормативы и требования со стороны государственных и общественных организаций. Промышленные предприятия отмечают пристальное внимание контрольно-надзорных органов, некоммерческих организаций (НКО) и средств массовой информации (СМИ). Негативное воздействие на окружающую среду может влиять не только на репутацию компании, но и приводить к штрафам, судебным искам и санкциям со стороны государственных органов, вплоть до приостановки деятельности и закрытия предприятия. В зоне повышенного внимания находятся отрасли, которые характеризуются значительным загрязнением окружающей среды: энергетика, металлургическая и горнодобывающая промышленность.
Другое следствие — высокие ESG-требования к экспорту продукции, закрепленные законодательно крупнейшими торговыми партнерами, среди которых КНР, Индия, ЮАР, Турция, и странами, в которые направляются поставки продукции через их логистические каналы.
Новое прочтение ESG в промышленности
Помимо общественного запроса на соблюдение принципов экологичности и социальной ответственности, ESG — это важный элемент устойчивого развития самого предприятия (внутренних процессов, эффективности работы сотрудников и бизнеса в целом).
ESG-парадигма приобрела новые смыслы в новых условиях. ESG-факторы играют существенную роль как в решении текущих задач для сохранения бизнеса (сохранение производства, рабочих мест, цепочек поставок), так и в контексте задач средне- и долгосрочной перспективы для создания основы дальнейшего развития и роста. На первый план выходят проекты, которые способны нивелировать риски и наладить устойчивую работу бизнеса. Недаром в последнее время так много внимания уделяется энергоэффективности, ресурсоэффективности и цикличности (использованию вторичных материальных ресурсов, переработке, превращению отходов в доходы). На поддержку и развитие многоцелевого, непрерывного использования ресурсов, в том числе максимально полного возврата отходов в цикл производства, как раз направлены национальный проект «Экология» и инициатива социально-экономического развития «Экономика замкнутого цикла». В том числе речь идет о внедрении экономически и экологически эффективных инноваций в сферу промышленных отходов — с учетом недропользования на территории РФ их образуется более 8 млрд тонн в год.
Инвестиции в ESG для сокращения издержек
Новые вызовы требуют разработки и внедрения новых технологий и методов, которые могут оказаться эффективнее «традиционных» подходов.
Один из примеров повышения энергоэффективности, ресурсоэффективности и цикличности — применение отечественных реагентов из растительного сырья на основе технологии биомикрогелей, которые помогают промышленным предприятиям снижать стоимость очистки воды до 1,5–3 раз, а также сокращать энергозатраты и уменьшать объемы отходов, передаваемых на утилизацию. Помимо этого, применение отечественной технологии снижает риск срыва поставок и зависимость от иностранных предприятий, останавливающих свою деятельность в стране в связи с санкционным давлением.
Так, на одном из производственных участков «Северстали» благодаря применению деэмульгатора на основе биомикрогелей удалось снизить количество нефтепродуктов в отработанных смазочно-охлаждающих жидкостях (СОЖ) в 250 раз и сократить общий объем жидких отходов, подлежащих утилизации, на 80%. При этом удалось уменьшить стоимость переработки в 2–3 раза по сравнению с традиционными способами. В данном случае компания смогла не только сократить финансовые затраты и повысить эффективность технических процессов, но и снизить уровень загрязнения окружающей среды.
Еще один пример на одном из объектов РЖД — локомотивном депо — новые нормативы администрации городского округа обязали снизить концентрации нефтепродуктов в сточных водах более, чем втрое. При ремонте и обслуживании подвижного состава тепловозов и вагонов вода загрязняется нефтепродуктами, а также минеральными и органическими взвесями. Применение инновационного флокулянта на основе технологии биомикрогелей позволило выполнить требование по соответствию нормам и принести экономическую выгоду, сократив расходы. Кроме того, применение биомикрогелей в том числе позволяет РЖД лидировать на высоких позициях в ESG-рейтингах в рамках установленных принципов устойчивого развития компании.
Другой пример — на одном из ведущих отечественных коксохимических производств в качестве альтернативы традиционным методам обращения с отходами была внедрена технология по очистке сточных вод Exerger™, которая позволяет превратить вредные и токсичные промышленные стоки в дистиллированную воду. В основе метода лежит процесс испарения чистой среды из загрязненной с последующей конденсацией пара. В результате образуется дистиллят высокого качества, который можно использовать для собственных нужд предприятия или реализации в виде дистиллированной воды, шлама и кристаллической соли. Так, опытно-промышленные испытания на производственной площадке показали, что технология Exerger™ обеспечила очистку сточных вод после биохимической установки (БХУ) от большинства загрязнений. Взвеси были удалены практически полностью, а концентрация основных солей (хлоридов, сульфатов, нитратов) значительно снизилась: например, концентрация нитратов сократилась в 16 раз, а концентрация сульфатов — в 397! Итоговое содержание солей в дистилляте существенно ниже установленных законом ПДК. Таким образом, благодаря комплексу решений Exerger™ предприятия могут значительно сократить объем потребления водных ресурсов или даже обеспечить полностью бессточное производство.
Драйвер инновационной экономики
Устойчивое развитие — комплекс ответственного отношения бизнеса к обществу, природе, а также качество и прозрачность управления для сотрудников и стейкхолдеров. Сейчас главная задача отечественных компаний в этом направлении — не сбавлять обороты и продолжать развивать свой бизнес, активно внедряя принципы устойчивого развития.
Вовлеченность крупных промышленных предприятий в ESG-принципы может стать главной составляющей успешности компании и ответственного ведения бизнеса, а также драйвером создания самостоятельной конкурентоспособной инновационной экономики России.
По информации https://hightech.fm/2023/04/04/waterwaste-clean