Молодая наука, перевернувшая мир, - ядерная физика. За годы ее развития было создано немало ядерных технологий. И одним из крупнейших достижений советских ученых стал синхрофазотрон Объединенного института ядерных исследований, который был запущен в работу 10 апреля 1957 г.
Создателем самого мощного протонного ускорителя в мире стал академик Владимир Векслер. О своем изобретении Векслер однажды сказал так: «Когда мало мыслей, то много железа». И действительно, в свое время это был самый тяжелый и мощный электромагнит. Он ускорял пучки протонов до рекордной энергии - 10 ГэВ, диаметром был почти 60 м, весом – 36 тыс. т и по мощности генераторов в импульсе - 140 МВт. Дубненский синхрофазотрон стал рекордным в мире по энергии изобретением и попал в книгу рекордов Гиннеса.
О необходимости создания советского ускорителя заговорили задолго до 1957 г. До Второй мировой войны СССР не имел ни одного ускорителя-циклотрона, в то время как у США их было пять. Однако работу по созданию условий для атомных исследований, начатую в 1937 г., не завершили и свернули. Это было связано с финансированием и отсутствием понимания актуальности исследований атомной физики. Для руководства страны казались важнее добыча угля и выплавка стали, чем исследования урана и тория.
В 1938 г. ученые Ленинградского физико-технического института (ЛФТИ) обратились в письме к председателю СНК СССР В.М. Молотову с предложением разработать техническую базу для изучения строения атомного ядра. Инициативу по созданию циклотрона проявили сразу в трех местах. В результате на заседании Президиума АН СССР 30 июля 1940 г. приняли решение поручить Радиевому институту АН (РИАН) за год закончить с оборудованием действующего циклотрона, Физическому институту АН (ФИАН) к 15 октября подготовить материалы, необходимые для строительства нового мощного циклотрона, а ЛФТИ завершить строительство циклотрона в начале 1941 г.
ФИАН организовали бригаду, куда вошли В.И. Векслер, С.Н. Вернов, П.А. Черенков, Л.В. Грошев и Е.Л. Фейнберг. В 1940 г. Векслер выступил с проектом создания циклотрона, и Бюро Отделения физико-математических наук одобрило характеристики и смету на его строительство. Рассчитывалось, что он будет ускорять дейтроны до энергии 50 МэВ.
В 1944 и 1946 гг. циклотроны появились в Москве и Ленинграде. Но было понятно, что необходимо найти новые методы ускорения частиц, т.к. возможности энергии циклотрона уже были исчерпаны. В 1944 г. Векслер предложил способ повышения энергии ускоряемых электронов. Такие ускорители назвали микротроном и синхротроном. Также Векслер предложил революционный метод автофазировки, который стал главной идеей синхрофазотрона.
В 1949 г. Векслер начал проектировать будущий ускоритель в Дубне. Разработка нового ускорителя велась много лет. В 50-е гг. на базе строящегося синхрофазотрона открылся второй в мире международный центр ядерной физики – Объединенный институт ядерных исследований. Все эксперименты проводились на модели, которая помогала в решении многих вопросов, связанных с ускорителем.
Запуск синхрофазотрона не состоял лишь из нажатия кнопки, а включал в себя ряд задач, которые были выполнены за три месяца. Успешный запуск 1957 г. стал знаменательным событием для советской науки. Огромную роль сыграл ученый-физик Л.П. Зиновьев, который, по словам член-корреспондента АН В.П. Джелепова, «был во всех отношениях душой запуска и внёс в это дело колоссальное количество энергии и усилий, именно творческих усилий в ходе наладки машины». Для него это было серьезным итогом многолетних трудов.
Для СССР было принципиально запустить синхрофазотрон с энергией превышающей 6,3 ГэВ, которая была у американского ускорителя в Беркли. Советская газета «Правда» восторженно писала: «Есть 8,3 миллиарда электронвольт!», «Атомный гигант в строю», «Крупнейшая в мире атомная машина пущена», «Со скоростью света», «Новая отрасль науки». И действительно, это был новый и важный шаг в развитии науки.
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)