После открытия срединно-океанических подводных хребтов и разломов стала быстро развиваться так называемая теория плит. Сторонники этой теории утверждают, что земная кора сшита из огромных плит, стыки между которыми они сравнивают со швами на бейсбольном мяче. Подобным сравнением пользовался ещё древнегреческий философ Платон.
Может показаться странным, что шарообразная форма Земли удовлетворяет далеко не всех геологов и геофизиков. Многим необходима угловатая, как кристалл, модель планеты, которая облегчила бы понимание законов, формировавших лик Земли.
В конце прошлого века геологи А.Грин и А.Лаппарен сравнивали фигуру нашей планеты с четырёхгранником (тетраэдром), а в шестидесятых годах нашего века профессора Ленинградского университета Б.Л.Личков и И.И.Шафрановский - с восьмигранником (октаэдром).
Почему же Земля может быть похожей на кристалл?
Б.Л.Личков объяснял это тем, что при формировании планеты из скопления астероидов гигантское кристаллоподобное тело (например, додекаэдр - многогранник из двенадцати пятиугольников) могло служить переходной формой к сфероиду планеты.
Остаточные структуры этого многогранника, по его мнению, могли сохраниться в теле планеты до наших дней.
В поисках следов этих структур мы долго и кропотливо сопоставляли геологические особенности Земли и очаги геофизических аномалий сначала с додекаэдром, а потом и с икосаэдром (многогранник из двадцати треугольников).
Совместив ось додекаэдра с осью глобуса и вращая вокруг неё многогранник, мы заметили, что когда два его ребра совпадают с тянущимся вдоль Атлантики знаменитым Срединно-Атлантическим подводным хребтом, то остальные срединно-океанические хребты и гигантские нарушения земной коры совпадают с другими рёбрами додекаэдра.
Если увеличить число граней в гипотетическом кристалле Земли, если совместить с осью глобуса икосаэдр, то с его рёбрами совпадут те хребты и разломы, которые не совпадали с гранями додекаэдра. Всё это недвусмысленно говорит о том, что тектоническое строение земной коры очень близко к двум этим многогранникам.
Мы предположили, что в теле нашей планеты существует нечто вроде кристаллической или, скорее, силовой решётки, и свойства планеты, как и в кристалле, наиболее активно проявляются в узлах решётки и вдоль её рёбер.
В самом деле, практически вся вулканическая и сейсмическая активность Земли сосредоточена на стыках плит, а значит, на рёбрах наших многогранников.
Магнитное поле тоже вписывается в их конфигурацию. Более того, в узлах нашей системы (см. рисунки) расположены все мировые центры максимального и минимального атмосферного давления, а также постоянные районы зарождения ураганов.
И что самое странное - постоянные ветры предпочитают дуть вдоль рёбер системы.
Кстати, споры о влиянии солнечной активности на погоду уже улеглись, это стало общепризнанным. И не любопытно ли, что районы, получающие максимум солнечной радиации, тоже облюбовали узлы системы. Самые большие "солнечные зайчики" блестят в узлах 1, 17 и 41.
Узлы нашей системы напоминают мигающий светофор: сначала активно функционируют одни, а другие ведут себя тихо, потом картина меняется. Есть основания полагать, что это происходит через определённые интервалы времени.
Геолог В.И.Двинский, которого мы познакомили с нашей моделью, отметил, что фигура Земли вовсе не идеальный шар, а так называемый кардиоид, с выпуклостью и выемкой, и что оба эти отклонения точно совпадают с узлами на глобусе.
Весьма символично, что в одном из этих районов, в Габоне (узел 40), недавно обнаружили "природный атомный реактор", который действовал 1,7 миллиарда лет назад.
Благодаря своеобразным геологическим условиям концентрация изотопа 235U здесь достигла уровня, необходимого для начала цепной реакции.
В недрах Земли непрерывно идут химические реакции, идёт грандиозный обмен веществом. Почти всегда этот обмен сопровождается электрическими явлениями. Часто один минерал выступает в роли анода, другой - катода. А во влажной среде действует подобие электролитической ванны: минералы-аноды растворяются, образуя новые соединения, а на минералах-катодах накапливаются самородные, чистые элементы или их окислы.
Специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института методики и техники георазведки (Ленинград) пробовали усилить естественные электрохимические процессы, воткнув в грунт рядом с рудным месторождением электроды под постоянным током. Электро-химический обмен получил стимул, элементы устремились к электродам. Таким способом можно узнать, руды каких металлов есть поблизости. Более того, предполагают так добывать металлы из недр (уже действуют опытные установки!) и даже создавать искусственные месторождения.
Значит, на рёбрах кристалла, в узлах системы с их геофизическими аномалиями может быть очень активная миграция химических элементов земной коры. Крупные залежи полезных ископаемых обычно приурочены к разломам или складкам коры, которые часто идут вдоль рёбер кристалла. Поэтому не надо удивляться тому, что богатейшие месторождения расположены в согласии с линиями на глобусе.
Так, многие металлогенические и нефтяные пояса тянутся вдоль рёбер системы. В её узлах также богатые залежи, например гигантское Тюменское нефтяное месторождение (узел 3).
Может, наша додекаэдроикосаэдровая система для геологов, геофизиков и геохимиков имеет не только чисто теоретический интерес?
Глобальные геологические структуры лучше всего видны из космоса. И в самом деле, на космических снимках уже зафиксированы некоторые рёбра и узлы системы в виде линейных и круговых геологических образований.
Так, космонавт В.Севастьянов пишет, что Уральская складчатая страна идет намного южнее, чем это обозначено на картах. Она тянется почти до Персидского залива, а ведь ребро нашего икосаэдра именно так и идет. Из космоса зафиксирован и гигантский разлом от Марокко до Пакистана, который тоже расположился вдоль ребра икосаэдра (от 20 к 12).
Просматривая цветные снимки, сделанные с кораблей "Джемини", мы своими глазами увидели три узла системы: Марокко (20), Калифорния (17) и у Флориды (18). Здесь точно в расчётных местах чётко выделяются круговые геологические структуры диаметром 200-350 км.
Вероятно, земной кристалл сильно влияет и на биосферу планеты, на образование геохимических и биогеохимических провинций.
Так, в центрах европейской и азиатской граней икосаэдра (2 и 4) расположились две обширные биогеохимические провинции, в которых в почвах недостаёт одних элементов и слишком много других. Поэтому там обостряется естественный отбор среди растений и животных.
Эти два и многие другие узлы системы в своё время послужили центрами возникновения видов растений: лесной, степной и тропической флоры. Кроме того, в некоторых узлах и вдоль рёбер есть аномалии живого мира.
Например, озеро Байкал (4), три четверти видов животных и растений которого не встречаются больше нигде в мире.
Орнитологи утверждают, что птицы чувствуют магнитное поле Земли. Не поэтому ли главнейшие районы зимовки птиц и лежат в узлах системы (например, 12, 20 и 41)?
И человек как элемент биосферы не мог избежать влияния земного кристалла. В узлах системы со времён палеолита могло быстрее идти развитие культур.
Это предположение вроде бы подтверждается тем, что древние очаги культур - Древний Египет, протоиндийская цивилизация в Мохенджо-Даро, Северная Монголия, древняя ирландская культура, древнее Перу, остров Пасхи и многие другие - расположены в узлах нашей системы.
Весьма любопытно, что комплекс знаменитых египетских пирамид в Гизе с большой точностью соответствует одному расчётному узлу системы (1).
Поразительно, что, принимая пирамиды за исходную точку, систему можно построить точнее, чем по геолого-геофизическим ориентирам.
Разумеется, всё сказанное о гипотетической деятельности земного кристалла требует всесторонней проверки. Но нельзя же просто так отмахнуться от странных совпадений геофизики и геохимии с линиями на глобусе!
Земля - большой кристалл? Н.Ф.Гончаров, В.С.Морозов, В.А.Макаров. "Химия и жизнь", N3, 1974 г.
По информации https://earth-chronicles.ru/news/2021-10-08-155460