Изменение окружающей среды, а также суровые погодные условия, безусловно, дадут России значительные возможности, но они же явятся основными препятствиями для привычного образа жизни россиян – и эти изменения уже происходят. У России, конечно, станет больше возможностей проверить на прочность безопасность США , как внутреннюю, так и внешнюю, в то время как препятствия будут ослаблять и даже, наверное, сильно ограничивать возможности Москвы на полную воспользоваться этими совершенно новыми перспективами.
Владимир Путин с большим опозданием, и вообще с сомнениями относительно роли и ответственности людей за изменение окружающей среды, только в 2019 г. утвердил Парижское соглашение по климату 2015 года. В январе 2020 года Дмитрий Медведев выдвинул национальную стратегию по адаптации к изменениям климата, в которой рассматриваются «потенциально благоприятные» изменения, а также говорится, что Россия «может извлечь пользу» из изменения окружающей среды, таких как улучшение доступа к энергоресурсам, а также в повышение урожайности в сельском хозяйстве. В России сейчас теплеет вдвое быстрее по сравнению с международным стандартом, а цели, поставленные в стратегии, шокировали исследователей и защитников окружающей среды, поскольку почти ничего не предусмотрено для снижения углеродных выбросов в стране, занимающей по этому показателю 4-е место в мире. Надо иметь в виду, что экономический климат в России по-прежнему определяется углеводородами, поэтому в течение нескольких лет власти вряд ли будут прислушиваться к голосам учёных.
Таяние Северного Ледовитого океана
Пользуясь возможностями, которые дает быстрое таяние арктических льдов, Путин фактически одной из главных задач сделал расширение позиций России в Арктике. Россия создала инструменты и структуру, необходимые для работы в этих суровых условиях, и сейчас у Москвы более 400 военных объектов, а также более 40 ледоколов для поддержания своего присутствия в этом регионе.
Превосходство России в Арктике, а также её контроль над северными морскими путями будут всё больше ограничивать для США возможности открыто действовать в этом регионе и получать туда доступ, особенно учитывая отсутствие у США ледокольного флота.
Улучшение условий для судоходства фактически уже открыло совершенно новый, прямой путь для России, а также Китая к берегам США и Канады, обеспечив совершенно новую доступность побережий Северной Америки как для поставок промышленных товаров, так и в качестве нового фронта действий военно-морских сил. Вооружённые силы США должны действовать в «совершенно новом море», а также при совершенно новой уязвимости на северных границах США. Эта угроза усугубляется и уровнем китайских интересов там, когда Пекин, наряду со стремлением создать «Полярный Шёлковый путь», также прилагает все усилия, чтобы утвердиться в качестве арктической державы, независимо от своей удалённости.
Наряду с военным строительством в Арктике, Россия стремится обеспечить себе твёрдые официальные права на регион с богатыми месторождениями нефти и газа, доступ к которым ранее преграждался толстым ледяным покровом. Как прогнозируется, Москва к 2035 году потратит 235 млрд.. долларов на развитие Арктики — на расширение флота ледоколов, развитие портов, а также добычу газа и производство. Согласно недавно принятой Доктрине энергетической безопасности, Россия продолжит расширять строительство жилья и наращивать добычу энергоносителей, уделяя серьёзное внимание экспорту газа.
В то время как возможности российского судоходства действительно расширяются из-за таяния льдов, а также благодаря росту ледокольного флота, Россия, судя по всему, испытывает размещённые в Арктике вооружения, а именно гиперзвуковые крылатые ракеты и подводные дроны с ядерным вооружением. Это создаёт для США ещё одну угрозу – со стороны российских ракет, как обычных, так и ядерных – размещённых в Арктике.
Таяние льдов и вечной мерзлоты
Кроме преимуществ, которые даёт тающая Арктика, есть и риски серьёзных негативных последствий, которые нельзя игнорировать. Кроме наводнений, таяние вечной мерзлоты угрожает и инфраструктуре северных территорий России, включая порты, дороги, трубопроводы, здания и сооружения, ядерные объекты, а также хранилища опасных отходов, которые выходят из строя из-за плывущего, проседающего грунта.
Северные районы России дают около 75% нефти и 95% газа, и сбои в инфраструктуре из-за таяния льда и вечной мерзлоты могут вызвать серьёзные перебои в производстве энергоносителей и в их экспорте, и, как следствие, в экономическом климате страны, поскольку более 20% российского ВВП приходится на энергодобывающие отрасли арктического региона. Сейчас на крупных нефте- и газопроводах в год происходит примерно 7000 инцидентов, вызванных таянием вечной мерзлоты. Так, в мае 2020 года из-за этого вышел из строя резервуар для хранения нефти, что привело к образованию разлива в 135 кв.миль, и такие случаи, скорее всего, будут происходит всё чаще, если не будет упорного стремления к их сокращению или более серьёзных природоохранных инициатив. Всё это потребует существенных затрат и усилий.
Сельское хозяйство
В то же время, сельское хозяйство России может оказаться в числе выигравших. Потепление расширяет территории страны, пригодные для земледелия, увеличивает урожайность, а также период плодоношения в ряде регионов. Поэтому Продовольственная и сельскохозяйственная комиссия ООН прогнозирует, что Россия – в настоящее время ведущий мировой поставщик пшеницы – может к 2038 году занять 20% мирового рынка пшеницы. Если Москва сможет эффективно переселить фермеров с их имуществом на новые осваиваемые сельскохозяйственные территории, Путину удастся достичь своей цели и превратить Россию в «сельскохозяйственную сверхдержаву», что даст Москве серьёзный геополитический выигрыш, при растущей, вызванной изменением климата, продовольственной нестабильности, ожидаемой во всём мире.
Но и в сельском хозяйстве, как и в случае с Арктикой, есть препятствия. Россия уже имеет дело с возросшими рисками, связанными с суровыми погодными условиями, от сильных засух и пожаров в одних регионах до проливных дождей и наводнений в других. Сейчас мы видим такие примеры, как 2014 год, когда длительный период жаркой погоды в Сибири вызвал лесные пожары на площади более 7 млн.акров. Может быть, ещё более серьёзным будет то, что засухи и жара будут ещё сильнее и будут охватывать более обширные территории. Предыдущие периоды жаркой погоды и засухи приводили к значительному сокращению производства в России зерна, а также к росту мировых цен на зерно. Кроме того, значительное потепление вызывает рост активности насекомых-вредителей и болезни растений.
По информации https://earth-chronicles.ru/news/2021-03-13-149228