Считается, что выбор художественной профессии легче происходит у молодого человека, выросшего в соответствующей культурной среде. Но можно привести достаточно убедительные примеры, когда талант проявлялся в среде прямо противоположной, ничего общего с искусством не имеющей.
Для Гелия Михайловича Коржева среда оказалась вдвойне благоприятной. Отец его - архитектор, занимался садово-парковой архитектурой. Само собой, сын приобщался к искусству естественно и органично, тем более, что и дед любил рисование, увлекаясь им как любитель. Однако на Коржева сильное впечатление производил отец, его увлеченность, трудоспособность. Человек отдавался искусству безо всякой мысли о какой-либо корысти. Это качество, удивительное для сына, послужило ему в дальнейшем при создании персонажей, где образ отца-бессеребренника стоял перед глазами.
Поступление в студию художественного воспитания к А. П. Сергеевой произошло естественно, не требуя насилия над собой. Надо сказать, что местные органы власти развернули в 1930-е годы широкую сеть студий, кружков, мастерских детского творчества. Они сыграли полезную роль в образовании подрастающего поколения и приобщения их к профессии. На картине С. Адливанкина "Состязание юных моделистов" (ГРМ) запечатлена увлеченность молодежи того времени. Из городского Дома пионеров им. Сто-
пани, где была студия ИЗО, вышли многие художники, ставшие впоследствии известными: А. Васнецов, Ю. Коровин, Д. Митлянский и др. Некоторые студии стали преобразовываться в специализированные художественные школы и училища. Благодаря энтузиазму известных художников (Грабарь, С. Герасимов) в Москве и Ленинграде в 1939 году были открыты средние детские художественные школы, куда принимали наиболее одаренных детей и юношей со всей страны. Для Коржева складывалась благоприятная обстановка. По совету А. П. Сергеевой Коржев сдал документы в художественную школу, выдержал экзамен и был принят в состав учеников.
Преподавали в школе замечательные педагоги, с которыми ученики на всю жизнь сохраняли дружеские отношения. Это В.В. Почиталов (Васвас), М.В. Добросердов, А.П. Шорчев, С.М. Михайлов.
Перед войной детская художественная школа проводила занятия на Каляевской, затем на Переславской улице.
С начала Великой Отечественной войны школа была эвакуирована в Башкирию, в село Воскресенское. Коржев со всеми не поехал, так как в школе организовалась группа по подготовке снайперов, куда он записался, и стал дожидаться призыва в армию, было ему в это время шестнадцать лет, в армию брали с восемнадцати. В конце сентября в Башкирию уезжала последняя группа учащихся школы. Коржеву предложили присоединиться к ней, а когда наступит время призыва, он может уйти в армию из любого места.
Мать и сестры уже эвакуировались. Отец целыми днями был занят на маскировке московских зданий. Обдумав сложившуюся ситуацию, Коржев принял решение присоединиться к последней группе.
После войны он поступил в Московский художественный институт им. Сурикова и окончил его по мастерской С.В. Герасимова в 1950 году. Учился в институте у замечательных педагогов В. В. По-читалова и Н.Х. Максимова. Память о них и почитание остались у многих поколений, окончивших Суриковский институт. С.В. Герасимов научил их пониманию живописи, как уникального инструмента изобразительного искусства. Некоторые художники, окончившие в 1950-х годах Суриковский институт, отмечали, что средняя художественная школа дала им знаний не меньше, чем институт.
* * *
Творчество Коржева вызывало разные оценки. Для одних он - официозный художник в ранний период. Другим не нравится его "странная" тематика. Третьи уличают его в натурализме, исходя из манеры письма, ими отвергаемой. И, наконец, современные "мастера культуры", не признающие "одряхлевшее" изобразительное искусство и культивирующие только себя, обожаемых модернистов, принципиально не замечают многих художников своей и не своей окружности. Сам Коржев ко всему этому безразличен. Нравственная идея, которую он преследует всю жизнь, для него дороже известности, признания публики, оценки общества и, тем более, "поп-элиты", клонированием которой занимается Государственный центр современного искусства.
Для Коржева ценно одиночество. Никто не мешает, не лезет с рекомендациями, а на критиков можно не обращать внимания.
Если задаться грубой целью, протянуть линию творчества художника, то получится любопытная картина. Возможно, наступившая переоценка ценностей обязывает по-другому отнестись к созданным произведениям.
Первый значительный триптих "Коммунисты" будто бы находился в русле соцреализма: рабочие участвуют в пролетарской революции и гражданской войне. Но оказывается, что в триптихе нет надежд на будущее, предписанных идеологией соцреализма (исключая "Гомера"). Понятно, что решительные герои отдают жизнь ради освобождения от гибельного строя, к которому мы сейчас возвращаемся. Предельная убедительность образов, отсутствие фальши, свидетельствуют о неисчерпаемости искусства, в рамках которого художник продолжает свое творчество. В одних случаях - это реализм без "соц"
, обычный реализм, которого придерживалось в 1960-1970-х годах подавляющее число художников, намеренно не замечая установочные возгласы сверху.В серии "Следы войны" коржевский реализм, имеющий страдальческую тональность, обращен к жертвенному человеку. Героическое, мужественное начало триптиха преобразовывается в искусство, если не осуждающее, то явно и не прославляющее прошлое и настоящее.
Далее просматривается линия разрыва реализма. "Тюрлики" - это не реальная жизнь, а подразумеваемая реальность. Методология творчества радикально меняется. Усиливается иносказание. Сначала этика подрывает социальную критику (цикл Дон Кихот и Библейская серия). Но вскоре критика, в содружестве с нравственной неудовлетворенностью сущим, возвращает произведения художника в русло реализма, но совсем иного плана, чем он являлся прежде.
Эти параллели, эти протяженные линии показывают на большие возможности Коржева, расширяющего своим творчеством картину мира.
Почти каждое новое течение или художественное явление бывает интересно 20-30 лет, после чего начинается повторение, пропадает пафос актуальности, утрачивается интерес. Думается, Коржев уже ко времени появления "Опаленных войной" задумался о новой форме и новых образах, в которых выразилось бы характерное для 1970-х годов осмысление прошедших событий войны и ее следствий, разумеется, не для государства, а для отдельного человека, растревоженного жестокими битвами.
Серия "Тюрликов" - свидетельство перемены умонастроений и у художника, и в обществе. Но истинно новое образное переложение миропонимания в цикле Дон Кихота и в Библейской серии, Коржева нельзя назвать реалистом в тривиальном смысле слова и, тем более, классицистом или символистом. Вся прежняя терминология оказывается неуместной, возникает потребность трезво исследовать новую художественную методологию. Вся эта новизна влечет за собой не только пересмотр терминологии, относимой к искусству XX века, ибо она представляет собой жесткие колокдки, в которые не может быть втиснуто богатое содержание художественного творчества. Западное искусствознание, граничащее с философией, настолько расширив понятие искусства, или восе отказавшись от него, словно половодьем, размыло всякие представления о реальности, забыв, что искусство является продуктом эстетического сознания человека, и не чем иным.
Возможно творчество Коржева останется в истории одиноким памятником, ибо рядом с ним видятся другие образы, живпосиная пластика и мысль которых, не совпадает со временем, либо зависима от окружения, что приводит к скучному стандарту.В.С.Манин
В "Русском переплете" представлен в галерее "Новые передвижники".