СЫН ЗА ОТЦА ОТВЕЧАЕТ
Стоит
произнести фамилию «Иогансон», все сразу вспоминают знаменитого соцреалиста, Народного художника СССР, лауреата двух
Сталинских премий, его картины «Рабфак идёт», «На старом уральском заводе»,
иллюстрации к произведениям М. Горького. Внук Бориса Иогансона, Игорь
— художник-постмодернист,
скульптор, поэт, директор галереи Современного искусства «Spider
& Mouse». Работы его хранятся во многих музеях
и
частных коллекциях в России и за рубежом, а поэтические выступления
пользуются большой
популярностью, особенно в молодёжной аудитории. Он —
блестящий рассказчик, в чём можно убедиться, посмотрев документальный фильм
«Верхняя Масловка, дом
номер
девять», периодически показываемый по каналу «Культура». Но живьём
беседовать,
конечно, интереснее. В галерее, где привычно расхаживают пять… нет,
семь
кошек.
— Хотелось бы узнать историю создания самой известной картины
Бориса
Иогансона – «Допрос
коммунистов» (1933), где изображены молодые мужчина и женщина, обречённые на
гибель, а спиной к зрителю сидит белогвардейский генерал. Ты как-то
обмолвился,
что на той единственной, гражданской, Борис Владимирович воевал на стороне
белых, но ему посчастливилось уцелеть.
— Да, служил у Колчака. Кстати, в официальной биографии деда,
изданной
в годы оттепели, говорится об этом, и что потом он «осознал моральное
ничтожество белых офицеров». По поводу знаменитой картины
— когда я спрашивал,
как ему удалось добиться такого замечательного эффекта присутствия, дед
бесцеремонно
отвечал: “А я сам там был. На картине сижу спиной к зрителю, правда, в
звании
себя повысил — генералом не был”.
— Расскажи о других членах семьи, и о себе в том числе. Фамилия
вроде
скандинавская?
Игорь прищуривает бирюзовые глаза:
— Шведские корни у нас. Мои предки носили фамилию Йохансен.
Если деда знали многие, то с творчеством моего отца в России знаком буквально
каждый,
ведь это он нарисовал этикетку к водке "Столичная"». Я родился
очень
давно – в ужасном 1937 году, помню, как в 1942-м, моя тётка, схватив меня на
руки, бежала к станции метро «Динамо», служившей в годы войны бомбоубежищем.
Сейчас недалеко от этой станции находится моя мастерская. Окончил я Суриковку, факультет скульптуры. Первая выставка работ
состоялась в 1956-м в Дубне. В 1994-м вместе
с
фотографом Игорем Даниловым и художницей, арт-критиком
Мариной Перчихиной основал галерею «Spider & Mouse». К
сожалению,
их обоих уже нет с нами. Мой сын Борис Иогансон, названный в честь прадеда,
в 2010-м
(в 36 лет)
возглавил Есенинский музей-заповедник в Константиново.
— Как бы ты сам охарактеризовал своё
творчество?
— Наверное, как написали в предисловии к моей подборке в журнале
«Меценат и мир»: «Работал
в области монументальной скульптуры, монументальной выпивки, моментальной
поэзии, ментальной жизни, скатился в актуальное искусство — букарт,
литературный перформанс».
В Русском переплете опубликовал и опубликовано о нем: